Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 15.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Европейское общество в раннее новое время | Куделина Ольга Викторовна. Работа №210115

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Куделина Ольга Викторовна
Конспект урока по истории нового времени 7 класс

Тема урока: Европейское общество в раннее Новое время

 

Цели:  - Способствовать осознанию учащимися многообразия форм в обществе взаимоотношений людей через изучение социальной структуры европейского общества Нового времени.

Задачи урока:

      - сформировать знания об основных формах  социального взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени в XVI XVIII вв.;

      - Способствовать развитию у учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о формах взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени .

      - продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийная установка

                                       Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

         Проверка д/з по теме: « Дух предпринимательства преобразует экономику»

                   Ответьте  только «да или нет»

1. В эпоху нового времени о роли рынка в жизни общества говорила пословица: « Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке» ( да)

2. В возникших лавках, располагавшихся на первых этажах, свои изделия продавали ремесленники ( нет)

3. Активно практиковалась торговля вразнос ( да)

4. После Великих географических открытий центрами мировой торговли стали Франция и Англия ( нет)

5. « Ворота Европы» так называли город Венецию ( нет)

6. Торговые компании  возникли в из-за риска, который сопутствовал купцам, принимавшим участие в заморской торговле ( да)

7. Первоначально торговые компании были семейным товариществом ( да)

8. Приметой нового времени было то, что некоторые крупные компании, занимавшиеся международной торговлей, добивались для себя права на монополию ( да)

9. Ост-Индская  компания обладала исключительным правом ввозить в страну хлопок ( нет)

10. Практически все слои населения были охвачены духом предпринимательства                ( да)

11. Биржа- это место, где могли встречаться банкиры, купцы, заказчики для заключения сделки ( да)

12. В период Нового времени существовали только государственные банки ( нет)

13. Централизованная мануфактура характеризовалась тем, что работники выполняли свою операцию, находясь у себя дома. ( нет)

14. В первую очередь наиболее успешно развивались мануфактуры в областях экономики( да)

15. Создание мануфактур с разделением труда свело роль работника к выполнению простых однообразных операций. ( да)

 

3. Сообщение темы и целей урока.

 План урока:

1. Буржуазия Нового времени.
2. Крестьянская Европа.
3. Новое дворянство.

4. « Люди с дорожной обочины»

 

4. Изучение нового материала

 - Давайте вспомним, какие слои населения жили в европейской деревне в XIV – XV веках?

- Каким было имущественное и правовое положение крестьян?

-  Что служило источником существования для дворян?

 

- Происходящие изменения, рост предпринимательской деятельности, развитие капиталистического хозяйства меняли состав и занятия европейского населения

                              1. Буржуазия Нового времени.

- С развитием предпринимательства увеличивается численность и богатство буржуазии.

-Само слово «буржуа» появилось во Франции еще в XII в., так называли почтенных граждан города, владеющих собственностью и ведущих достойную жизнь. Позднее название «буржуазия» закрепилось за предпринимателями-капиталистами, имевшими свое дело в торговле, промышленности или банковской сфере.

«Буржуа» -(Франция, XII век) – почтенные граждане города, владеющие собственностью и ведущие достойную жизнь. 
- Верхушку буржуазии к середине XVII в. Составляли купцы, ведущие международную торговлю, крупные банкиры и откупщики.

Буржуазия (XVII в.) - предприниматели, имевшие свое дело в торговле, промышленности или банковской сфере. 

- Кто такие откупщики? Это люди, которые брали на откуп сбор налога или пошлины, выплачивая вперёд в казну определённую сумму, а затем сами собирали налоги и распоряжались собранными денежными средствами.

 Откупщик – человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога.

Талья – главный налог во Франции 

                              2. Крестьянская Европа.

- Как и в период Средневековья, в начале Нового времени число городских жителей росло медленно и основная масса населения Западной Европы (9/10) по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством.

- С веками менялось и положение крестьян. Если в Средневековье крестьяне в основном были лично зависимы, то к началу Нового времени, с разрушением феодальных отношений, в своем подавляющем большинстве они стали лично свободны.

 

- С развитием товарно-денежного хозяйства многие сеньоры позволяли крестьянам выкупать у них свою личную свободу

- Скажите. Достаточно ли было крестьянам получить свободу?  Что им нужно было для того, чтобы вести своё хозяйство? - земля

- Была ли она у европейских крестьян? - нет 

 -  земля оставалась в собственности хозяев.

- Как помещик воспользоваться таким правом? - сдать в аренду крестьянам, но заставить их нести повинности, как денежные, так и натуральные

- Дух предпринимательства подчинял себе и зажиточных крестьян. Они опутывали долгами и разоряли своих менее удачливых соседей, скупали их наделы в общинных полях, использовали для работы наемных работников — батраков. В их хозяйствах применялись усовершенствованные орудия труда — двухколесные плуги, сеялки, молотилки. Таких крестьян, использовавших наемный труд и технику, называют фермерами. В деревне произошло имущественное расслоение: одни крестьяне богатели, другие разорялись.

 - В целом в Европе и в XVIII веке большинство крестьян обрабатывали землю примитивными орудиями труда ( соха, серп, борона)

- В деревне царили суеверия: пахать не начинали, пока поле троекратно не обходили вокруг с хлебом и зажжённой свечой. Семена просеивали на волчьей шкуре, проделав в ней 13 дыр.

 - Всё это наложило на крестьян такие свойства, как умение приспосабливаться, медлительность в принятии решений, боязнь любых нововведений. Без дополнительного дохода выжить было невозможно.

                               3. Новое дворянство.

- Дух предпринимательства затронул и некоторую часть дворянства. Этот процесс можно рассмотреть на примере Англии, где с конца XV в. начались огораживания и все больше землевладельцев, в основном представителей мелкого и среднего дворянства, вели хозяйство по-новому: превращали пахотные земли в пастбища, для чего захватывали общинные земли; сгоняли арендаторов с их наделов, а для работы нанимали батраков. В условиях оскудения части дворянства продажа шерсти давала возможность разбогатеть.

 - Кроме шерсти, эти дворяне также поставляли на рынок мясо, молочные продукты, хлеб и другие продукты питания. Таких дворян стали называть новыми дворянами, или джентри. Применяя наемный труд, они превращались в сельских предпринимателей-капиталистов. Это изменило и их стиль жизни. Они поддерживали тесные отношения с городскими предпринимателями, вместе с купцами занимались торговлей. Вступая с ними в родственные отношения.

 - Однако оставалось и старое дворянство (чаще всего это были крупные землевладельцы-аристократы), не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои привилегии. Многие из них разорялись и шли в армию (вспомните Д'артаньяна из трех мушкетеров А. Дюма).

 - во Франции дворянство было неоднородным:

                              1) существовало старинное родовое дворянство

                              2) были и обедневшие семьи, которые при дворе не служили, земли свои давно распродали. Их называли « воздушные»

 

                              4. « Люди с дорожной обочины»

-  Росло богатство, но рядом с ним росла и бедность. Тяжелым было положение наемных работников: чаще всего они попадали в разряд бедноты. Зарплата была невелика, а причин для того, чтобы впасть в нищету, много: болезни, потеря работы, уменьшение заработной платы, смерть одного из супругов...

 - Женщинам платили в два раза меньше, чем мужчинам, детям — еще меньше.                  Рабочий день продолжался от восхода до заката солнца, широко применялись всевозможные штрафы и вычеты из зарплаты.

 - Вместе с тем в раннее Новое время еще существовала некоторая благотворительность. Своим беднякам город старался помочь.

 

- Но если бедняк был чужаком, для него существовал один путь — бродяжничество и нищенство. Жизнь таких людей была адом, зрелище они представляли страшное — толпы грязных оборванцев, покрытых язвами.

В XVI в., когда появилась потребность в наемном труде, толпы бродяг на дорогах вызывали у предпринимателей ненависть. Они видели в них только бездельников, которые могли бы стать дешевой рабочей силой.

Власти принимали законы о нищенстве, запрещали собирать милостыню на городских улицах. За нарушение — суровая кара.

 

- В Германии, в городе Кельне, бродяга, трижды пойманный за попрошайничество, приговаривался к повешению. В XVI в. в Англии издали такие жестокие законы против бродяг, что народ назвал их «кровавыми»: каждый желающий имел право насильно превратить бродягу в своего работника. Сбежавшего, но пойманного бродягу клеймили. Был ли выход из такого положения? Каждый искал свой. Некоторые объединялись в банды, занимавшиеся грабежом, пиратством. Другие шли наемниками на военную службу или нанимались в слуги.

Когда на улице хватали девушку, не имеющую работы, ей выстригали волосы на голове и подвергали порке, мужчин же отправляли на галеры.

 - Давайте прочитаем вывод на стр. 55

 5. Подведение итога урока.

                        Вопросы на стр. 55

 6. Домашнее задание:

                        Параграф 5,6,  вопросы на стр. 55, Подготовить сообщения по темам:1.«Питание европейцев в Новое время (XVI-XVIII в.в.)» 2.«Гигиена европейцев в Новое время (XVI-XVIII в.в.)» 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×