Статья Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Автор: Степанова Алена Ивановна

Автор: Степанова Алена Ивановна
Актуальность выбраной темы обусловлена, тем что состояние здоровья современных детей оставляет желать лучшего, так как наблюдение за состоянием здоровья дошкольников выявляет тенденцию ухудщения показателей здоровья , уменьшается удельный вес здоровых дошкольников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из группы в группу.


Автор: Степанова Алена Ивановна
Содержание
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc475714876" HYPER14ВведениеHYPER13 PAGEREF _Toc475714876 \h HYPER143HYPER15
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игрHYPER13 PAGEREF _Toc475714877 \h HYPER144HYPER15
1. Влияние подвижной игры на физическое развитие ребенкаHYPER13 PAGEREF _Toc475714878 \h HYPER144HYPER15
2. Методика педагогической деятельности по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игрHYPER13 PAGEREF _Toc475714879 \h HYPER147HYPER15
ЗаключениеHYPER13 PAGEREF _Toc475714880 \h HYPER149HYPER15
ЛитератураHYPER13 PAGEREF _Toc475714881 \h HYPER1410HYPER15
ПриложениеHYPER13 PAGEREF _Toc475714882 \h HYPER1411HYPER15
HYPER15
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что состояние здоровья современных детей оставляет желать лучшего, так как наблюдение за состоянием здоровья дошкольников выявляет тенденцию ухудшения показателей здоровья, уменьшается удельный вес здоровых дошкольников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из группы в группу. Также и потребностью педагогов, родителей в совершенствующихся методах воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития физических способностей.
Цель данной работы – организация физического развития детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Из поставленной цели проектной работы вытекают следующие задачи:
формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости.
совершенствовать умение соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение.
Структура работы обусловлена целью и задачами, состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр
1. Влияние подвижной игры на физическое развитие ребенка
Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, обусловлено факторами биологическими и социальными, двигательная активность. Основным средством направленного воздействия на него являются физические упражнения. [1, С. 43]
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, степень развития функциональных способностей его организма. Для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния: [1, С. 45]
Аэробная выносливость– способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.
Скоростная выносливость– способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
Силовая выносливость– способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера.
Скоростно-силовая выносливость– способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
Гибкость– способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.
Быстрота– способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
Динамическая мышечная сила– способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела.
Ловкость– способность выполнять координационно – сложные двигательные действия.
Состав тела– соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела.
Росто-весовые характеристики и пропорции тела– эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение.
Осанка– комплексная морфо – функциональная характеристика опорно-двигательной системы.
Здоровье. Когда ребенок играет роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
Войдя в игру, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. [4, С. 98]
При проведении подвижных игр в силу их специфики решаются задачи собственного физического воспитания. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений. [5, С. 607]
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы и игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствует развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывают значительные затраты силы и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать появление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Добровольное понятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся.[5, С. 609]
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни [4,С.98].
Таким образом, подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и эти физические качества развиваются в комплексе.
2. Методика педагогической деятельности по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею.
Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя , педагогическая наблюдательность и предвиденье.
Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего, к программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей.
Методика проведения подвижной игры включает в себя : сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство игры, подведение итога.
В результате постоянного использования подвижных игр в качестве метода работы с детьми, показатели уровня физического развития значительно улучшились, а педагогическая диагностика показала, что: количество детей с высоким уровнем развития двигательных навыков достигло 50 %; количество детей со средним уровнем развития двигательных навыков достигло 30 %; количество детей с низким уровнем развития двигательных навыков – 20 %.
Подвижные игры на занятиях по физической культуре – 3 занятия в неделю.
Подвижные игры в совместной деятельности педагога с детьми – ежедневно.
Досуг здоровья и подвижных игр – 1 раз в 2 недели.
Подвижные игры в самостоятельной детской деятельности (таблица 1):
Таблица 1
Режимные моменты
Распределение времени в течение дня
Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема
От 10 до 50 минут
Самостоятельные игры в 1-й половине дня
20 минут
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке
От 60 минут до 1 часа 30 минут
Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня
30 минут
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке
40 минут
Игры перед уходом домой
От 15 до 50 минут
Система работы с родителями воспитанников:
Анкетирование. Тема:(Физическое воспитание детей и приобщение их к здоровому образу жизни.)
Групповые и индивидуальные консультации. Тема: (Растем играя)
Памятки, наглядная информация .Тема (Чему обучается ребёнок в игре? ; Вечерние игры; Играем в месте с детьми.)
Родительские собрания с показом презентаций, круглые столы. Тема: (Роль игры в развитии детей дошкольного возраста.)
В результате постоянного использования подвижных игр в качестве педагогической деятельности с детьми, показатели уровня развития физических качеств значительно улучшились, и уровень развития достиг следующих показателей: Дети проявляют инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх, соблюдают правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре. В двигательной деятельности проявляют хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость. Проявляют творчество в двигательной деятельности: видоизменяют физические упражнения, создают комбинации из знакомых упражнений, передают образы персонажей в подвижных играх. Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности. Переносят освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.
Таким образом, данные подтверждают эффективность выбранной методики физического развития детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Заключение
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты.
Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы и игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствует развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывают значительные затраты силы и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.
Таким образом, данные подтверждают эффективность выбранной методики физического развития детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Литература
Спирин М.П. Подвижные игры: теория, понятия, методика проведения: учебное пособие для вузов, осуществляюших образовательную деятельность по направлению 032100 Физическая культура. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2014. – 141 с.
Ушакова Е.В.Подвижные игры. – Белгород: БелГУ, 2011. – 48 с.
Федорцева М.Б. Здоровье сберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 7. – С. 128-133.
Финогенова Н.В. Возможности подвижных игр в процессе социально-личностного развития детей 5-6 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 8. – С. 98-102.
Чокотов Е.Н. Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности // Молодой ученый. – 2012. – № 12. –С. 607-609.
Приложение
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста
МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ
Задачи: Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.
Описание: Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: Мой веселый, звонкий мяч…. Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: Догоню!. Дети убегают.
Правила:
1. Убегать можно только после слов: Догоню!
Варианты: Воспитатель имитирует отбивание движение мяча, показывая на детях (они мячики, затем они катятся, бегут в разных направлениях). Можно поставить рядом с собой несколько детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих.
ЛОВИШКИ
Цель:развивать увертливость, ловкость, быстроту.
Ход игры: Дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные подсчитываются. Выбирают нового ловишку.
БЕГИТЕ КО МНЕ
Задачи: Учить детей действовать по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.
Описание: Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит бегите ко мне!. Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и говорит бегите ко мне! На слова воспитателя Бегите домой! дети садятся на стульчики и отдыхают.
Правила:
1. Бежать к воспитателю только после слов Бегите ко мне!
2. Дети бегут к стульям и садятся только после слов Бегите домой!
Варианты: Вначале дети могут занимать любой стул, а затем находить свое место. Внести колокольчик. Позвонить, сигнал Побежали!.
ПРИНЕСИ МЯЧ
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу (по слову воспитателя), наблюдательность, сообразительность (выбрать тот мяч, который удобнее взять). Упражнять детей в беге по определенному направлению.
Описание: Дети сидят на стульях вдоль стены. На расстоянии 3-4 шагов от сидящих проводится черта, за которой по назначению воспитателя становятся 5-6 детей спиной к сидящим. Рядом с ними стоит воспитатель. В руках у него ящичек с небольшими мячами, по количеству стоящих детей. Раз, два, три – беги! - говорит воспитатель и выбрасывает вперед все мячи из ящика. Стоящие дети бегут за мячами, каждый догоняет какой-нибудь из мячей, бежит с ним к воспитателю и кладет его в ящичек. Затем дети садятся на свои мест, а за чертой становится другая группа. Игра заканчивается, когда все дети пробегут за мячом.
Правила:
1. Бежать за мячом можно только после слова беги.
2. Поднимать и класть в ящик нужно только один мяч.
Варианты: Кто быстрее принесет мяч, преодоление преграды через набивное бревно.
Третий лишний
Цель:учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту бега.
Игроки встают парами друг за другом, лицом в центр круга. Водящий, выбранный считалкой, оббегает круг и встает впереди одной из пар. Игрок, стоящий в этой паре третьим, оказывается лишним и убегает, чтобы занять место в другой паре. Во время игры нельзя пробегать через круг. Игрок в паре может стать впереди этой же пары и водящему придется занимать другое место.
Варианты:В игру ввести второго водящего, который ловит третьих, лишних игроков.
6
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x