Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Физическое развитие дошкольников с учетом природно-климатических особенностей южного региона. | Бутакова Татьяна Павловна. Работа №209920

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бутакова Татьяна Павловна
Для решения задач физического развития дошкольников, важно использовать естественные силы природы.

Особое внимание уделяется двигательной активности детей на свежем воздухе. Двигательная активность детей на свежем воздухе рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка, в результате которого закладывается фундамент его здоровья.

Температурные показатели южного региона дают возможность проводить с детьми утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и досуговые мероприятия на улице круглый год, что является мощным средством укрепления здоровья детей и стимулом их хорошего физического развития. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем.

Физическое развитие дошкольников с учетом природно-климатических

особенностей южного региона.

 

«Быть здоровым – великий труд», – так гласит известная народная мудрость. С давних времен пришло понимание того, что одного потенциала, заложенного в организм человека природой, мало. Чтобы вырастить молодое поколение сильным, крепким и счастливым, нужно проделать большую работу. Главная роль в этом процессе ложится на педагогов и воспитателей ДОУ.
В связи с этим мы провели в детском саду анкетирование родителей по теме: «Здоровый образ жизни в вашей семье».

Кол-во родителей принявших участие в анкетировании -

57.3%

.

Цель анкетирования: проанализировать работу семьи по сохранению и укреплению здоровья детей и снижение заболеваемости.

Из анкетирования мы узнали, что утро всегда начинается с зарядки у 22%;

спортивный инвентарь имеется – 74%; используют его  часто - 30.5%; закаливающие процедуры проводят  – 28.8%;    в выходные находят время для прогулок с ребенком по парку, на детской площадке – 76.3%;  придерживаются здорового питания – 74.6%; перед сном чистят зубки – 94.9%.

На вопрос часто ли болеет ваш ребенок? Родители ответили:

совсем не болеет – 1.7%;  редко – 79.7%;  часто болеет – 18.6%.

На основании данных анкетирования, мы выбрали направления работы:

создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей

;

повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада

;

воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи

.

Для решения задач физического развития дошкольников, важно использовать естественные силы природы.

Особое внимание уделяется двигательной активности детей на свежем воздухе. Двигательная активность детей на свежем воздухе рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка, в результате которого закладывается фундамент его здоровья.

Температурные показатели южного региона дают возможность проводить с детьми утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и досуговые мероприятия на улице круглый год, что является мощным средством укрепления здоровья детей и стимулом их хорошего физического развития. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем.

Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС проводится в нашем детском саду согласно следующему расписанию:

Утренняя разминка;

Оздоровительные мероприятия;

Занятия физической культурой на свежем воздухе;

Прогулка. Активные игры на улице и физические упражнения на прогулке;

Спортивные занятия в зале;

Гимнастика пробуждения;

Совместные игры, развивающие координацию;

Проведение праздников, соревнований, спортивных игр на природе.

Утренняя зарядка является одним из важных компонентов двигательного режима. Проводится она ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе (при благоприятных климатических условиях) или в помещении.

Педагог выбирает ту форму гимнастики, которая соответствует возрастным особенностям дошкольников. Это может быть танцевальная аэробика под музыку, игровые упражнения с нетрадиционным оборудованием.

Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики.

Например:

- комплекс музыкально-ритмических упражнений;

- утренняя гимнастика игрового характера;

- утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки;

- преодоление полосы препятствий.

Комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель.

Оздоровительные мероприятия; являются важнейшей частью физического развития дошкольников.

В системе работы ДОУ оздоровительные мероприятия мы рассматриваем как сознательное применение системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Принцип: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, личностно-ориентированный подход.

Виды оздоровительных мероприятий:

- ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;

- водные процедуры: умывание, мытьё рук прохладной водой,

- воздушные ванны и ходьба босиком по «дорожкам здоровья» после сна.

Благодаря таким процедурам повышается устойчивость организма к погодным изменениям, укрепляется иммунная система.

Климатическая зона Краснодарского края такова, что позволяет проводить физкультурную образовательную деятельность детей дошкольного возраста на свежем воздухе в зимний период. Структура физкультурной образовательной деятельности   на воздухе общепринятая: состоит из вводной, основной и заключительной части. В вводной части образовательной деятельности в холодный период года построение детей на площадке не проводится, а проводится игра или игровое упражнение с ходьбой и бегом.

В основной части используем ранее разученные основные виды движений. В ее содержание входят подвижные игры большой и средней интенсивности, несложные игровые задания. В заключительной части проводим игровые задания с медленным бегом, переходящим в ходьбу или игру малой подвижности.  

Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства, способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Немаловажную роль в физическом развитии играет подвижная игра и физические упражнения на прогулке. А прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Игра должна доставлять ребенку радость, поэтому во время проведения подвижных игр стараемся создавать радостную и непринужденную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и желания детей принимать в них участие.

В старших возрастных группах на прогулке планируем подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца проводим более 20 подвижных игр, из них 3-4 новые игры. Каждая новая подвижная игра повторяется в течение месяца 4-5 раз, в зависимости от ее сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ней.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые вводим хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса детей к подвижным играм, усложняем их содержание, правила и задания.

В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений. В старших возрастных группах больше используем игры с правилами, в которых результат зависит от четкого выполнения правил, а также от взаимодействия играющих, игры, где дети делятся на команды (по 6-8 человек). Это несложные игры-эстафеты, в них дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.

С детьми раннего возраста создаем игровые сюжеты, где используем подражающие движения, оттачиваем уже приобретенные навыки, обучаем детей взаимодействию.

Подвижные игры и игровые упражнения планируем так, чтобы они имели взаимосвязь и преемственность с образовательной областью «Физическая культура» предусмотренной программой ДОУ. Такой подход позволяет строить работу рационально, преподносить материал с усложнениями и обеспечить возможность индивидуального подхода.

Для успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание требований предъявляемых к их проведению:

Использовать игры знакомые детям, не требующие длительного объяснения и сложного инвентаря.

Правильное чередование физической нагрузки и отдыха.

Нельзя давать в игре упражнение, если дети не научились его хорошо выполнять.

Чаще менять водящих, исключить правила при которых игроки на долго выбывают из игры.

Использовать разные способы организации.

   

В зимние месяцы в нашем южном регионе снега практически не бывает. И дни, когда выпадает снег, мы максимально используем для проведения подвижных игр, игровых упражнений со снегом.

Гимнастика пробуждения позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 5-7 минут. После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляется ходьба по массажным дорожкам (дорожки здоровья).

Для эффективной работы по физическому развитию детей, воспитатели взаимодействуют с родителями. Для этого проводятся беседы, совместные мероприятия, физкультурные досуги, праздники, консультативные встречи, мастер-классы, конкурсы, выставки.

Проведение конкурсов позволяет:

разнообразить предметно-пространственную среду по физическому развитию: конкурсы «Нетрадиционное оборудование для физического развития детей», «Игры для здоровья», «Движение с пользой».

активизировать продуктивную детскую деятельность:

конкурс рисунков «Мы со спортом кре

пко дружим», «Выходной с родителями

».

С помощью различных мероприятий мы пытаемся довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

Для воспитателей были проведены консультации: «Организация физического воспитания на воздухе в зимний период», «Значение подвижных игр и игровых упражнений на прогулке», «Использование подвижных игр с учетом двигательной активности детей», педсовет «Разнообразить систему работы по обеспечению двигательной активности детей в режиме дня ДОУ через использование подвижных игр, использование нестандартного физкультурного оборудования и дидактических игр».

С родителями - круглый стол: «Помогите ребенку укрепить здоровье», физкультурный досуг для детей вместе с мамами: «С мамочкой любимой мы друзья большие» (ко дню матери), а с папами досуг: «Бравые солдаты». С детьми весело прошло развлечение: «Знакомство с Кубанскими народными играми», зимний спортивный праздник: «Зима для ловких, сильных, смелых», досуг на масленичной неделе: «Масленица широкая в гости к нам пришла».

Образовательная деятельность по физической культуре, подвижные игры, праздники, развлечения и трудовая деятельность на воздухе способствует повышению общему физическому развитию детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшению нервно-психического развития детей, развитию движений. А когда она проходит в виде подвижных игр, то вызывает у детей эмоциональный подъем и улучшает качество и эффективность двигательной активности.

В конце учебного года мы проведем повторное анкетирование с родителями, заслушаем выполнение рекомендаций педсовета по обеспечению двигательной активности детей в режиме дня ДОУ через использование подвижных игр, использование нестандартного физкультурного оборудования и дидактических игр и сделаем общий вывод, эффективно ли прошла наша запланированная работа.

 

Старший воспитатель МБДОУ детского сада № 12 Т.П. Бутакова.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×