Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Физкультминутка – как форма двигательной активности детей дошкольного возраста. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Садыкова Гульназ Загитовна

Физкультминутка – как форма двигательной активности детей дошкольного возраста.

«Движение  - это жизнь» - эти слова знакомы каждому из нас. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Двигательная активность важна для формирования физического и психического здоровья человека и поэтому необходимо уже с малых лет приучать детей вести активный образ жизни.

Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, — воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с излишним весом, нарушениями осанки. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни. Несмотря на возросший интерес к двигательной активности, выражающийся в открытии спортивных центров и детских площадок, дети, как правило, лишены возможности вести активный образ жизни.

Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: интеллектуальными или другими настольными играми, в лучшем случае рисованием, в худшем – просмотром телепередач. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, к тому же в квартирах мало места и ребенок разбегавшись, может получить травму. Но длительное нахождение в одной позе, одном положении для детей, особенно дошкольного возраста, очень тяжелая нагрузка, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника. Поэтому дома  и в детском саду во время проведения  образовательной деятельности следует часто менять виды деятельности, заинтересовывать их каким-то ярким, необычным предметом или разнообразить часто повторяющиеся действия, задания каким-то новым, привлекательным для ребенка элементом.

 Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки.

Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другое, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей. Двигательный и игровой компонент физкультминуток способствуют не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом.

Физминутки проводятся в середине занятия в течение 1-3 минуты в виде игровых действий. Очень нравятся детям подражательные упражнения, сопровождающиеся стихами и по возможности связанные с темой и содержанием занятия. Но главное, чтобы движения были простыми, доступными и интересными ребенку, достаточно интенсивными, влияющими на многие группы мышц, но не чрезмерными.

Основные требования к проведению физкультминуток  таковы:

1. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

2. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

3. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

4. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-3 упражнений:

для рук и плечевого пояса типа потягивания – выпрямление позвоночника, расширение грудной клетки;

руки в стороны или вверх – в стороны; к плечам, перед собой;

для туловища – наклоны, повороты;

для ног – приседания, подскоки и бег на месте.

    При подборе упражнений необходимо помнить об объёме и характере двигательной деятельности на занятии. Так на занятиях по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжении находятся мелкие мышцы кистей рук. Поэтому в физкультминутки наряду с другими нужно включать упражнения на расслабления мышц рук.

     Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В данном случае требуется введение интенсивных движений с большой амплитудой, а также энергичных движений кистей (сжимание, разжимание, вращение, повышающих тонус коры в целом).

     Определённое значение имеет и смысловое содержание физкультминутки. Если упражнения даны в виде образцов или заданий, и они связаны с содержанием занятия, то переход от занятия к физкультминутке, и наоборот, совершается легко. Например, на занятиях по РЭМП: «Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов», на занятиях по лепке: «Медвежата мёд искали, дружно дерево качали» (наклоны вправо – влево) .

     Однако следует отметить, что на некоторых занятиях по изобразительной деятельности дети бывают настолько увлечены, что отрывать их нецелесообразно. Утомление проявляются лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т. п.). В таких случаях достаточно дать одно-два упражнения на выпрямление корпуса.

     Если упражнения не связаны с содержанием занятия, то переключение с одной деятельности на другую происходит труднее. При этом нужно акцентировать внимание детей на отдельных качественных сторонах движения, что повышает их физиологический эффект. Так, во время вращения рук, согнутых в локтях. Воспитатель подчёркивает: «Локти отведите назад, как можно дальше, спина прямая, голову не опускать». Такие упражнения целесообразно использовать в подготовительной группе, так как у детей этого возраста более устойчиво внимание и лучше концентрация возбудительных процессов.

Следовательно, упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными, по возможности связанными с содержанием занятий.

 

   На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи)  оставит неизгладимый след в памяти дошкольников или  будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

     

 

 Список использованной литературы:

 1. ФГОС ДО.

2.     Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду»

3.     И.Е. Аверина «Физкультурные минутки  в детском саду». Москва АЙРИС ПРЕСС, 2011

4.        В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников».

Москва ВАКО, 2005

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×