Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ПРОГУЛКЕ | Парасюк Алёна Игоревна. Работа №239019

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Парасюк Алёна Игоревна
В статье предложены рекомендации по организации прогулки в раннем возрасте, которая должна дать ребенку  разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ПРОГУЛКЕ
Аннотация. В статье предложены рекомендации по организации прогулки в раннем возрасте, которая должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Ключевые слова: прогулка, ранний возраст, подвижные игры.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.[4.c.17]
Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, продолжительностью около 4 ч. Однако наблюдения показали, что фактически дети бывают на воздухе значительно меньше, чем это предусмотрено режимом. Вместо 2 ч утренняя прогулка в дни с физкультурными и музыкальными занятиями сокращается до 1 ч. Вторая прогулка нередко и вовсе отменяется. Уходя из дошкольного учреждения, к сожалению, не всегда гуляют с родителями.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, а движение - естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию [2, с.375].
Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.
Создание условий для эффективного проведения прогулок
Помимо стандартного оборудования на участках: домик, горка, качели, песочница, стол со скамейками, др. малые формы на участке должен быть дополнительный материал, который поможет детям развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать. Это могут быть куклы, одетые по времени года с какими-либо атрибутами, соответственно времени года: корзина с листочками, лопатка для снега, букет цветов... Атрибуты будут зависеть от того, что будут наблюдать дети, о чем хочет побеседовать воспитатель, в какую игру будут играть дети. Т.е. атрибут поможет организовать их на запланированные мероприятия. (мягкие игрушки, машины, герои сказок…)
Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей интерес, желание идти на прогулку. Можно украсить осенними листьями и рассмотреть их потом, поиграть с ними. Прикрепить вертушки, султанчики для наблюдений за ветром, дети потом сами начинают за ними наблюдать. Можно повесить погремушки (бубен) на разной высоте – одни для прохождения и подлезания (не задень, чтобы не зазвенела), другие для прыжков.
Еще одно правило. Нельзя давать детям на прогулке игрушке, которые вышли из употребления в группе, т.е. сломанные, испорченные, все игрушки должны быть хорошо обрабатываемыми, яркими и целыми.
Что же необходимо для детей группы раннего возраста?
дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, лото
моторные игрушки: мячи и обручи трех размеров, шары и кегли, каталки и коляски для кукол
технические игрушки: всевозможные виды транспорта
сюжетно-образные: наборы кукол разных размеров, кукольная одежда в коробке; кроватки, кухня, столовая, и наборы постельного белья для кукол в коробке.
наборы игрушек: животные, птицы
строительный материал
музыкальные игрушки: погремушки, колокольчики, бубны
игрушки для песочницы – много и разного цвета и размера
наборы для художественно-творческой деятельности (вместе с воспитателем)
книги для чтения и рассматривания
Храниться весь этот материал должен в кладовке на веранде или в раздевальной комнате в специально отведенном месте.
Раскладывание игровых принадлежностей для прогулки происходит или в утренние часы, когда воспитатель проверяет участок, или в начале прогулки, особенно если это летнее время и дети либо наблюдают за деятельностью воспитателя, либо помогают ему.
Песочница должна располагать под навесом (грибок), должна быть достаточной высоты и ширина для удобства подхода и игры. Хорошо, если рядом есть столик или широкая скамейка, где хорошо и ровно получаются куличики, и дети будут чувствовать себя удобно. Песок периодически пополняют, очищают, ежедневно перекапывают и увлажняют. На ночь песок необходимо покрывать.
Горка должна быть пологой, не очень высокой, с хорошими ступеньками. Стол со скамейкам располагать лучше в тени, чтобы в жаркое время года комфортно было порисовать, почитать книгу или просто отдохнуть.
Хорошо если на участке есть какие-либо формы – балансиры – это могут быть бревна с достаточно широкой доской (20см), бревнышки разной высоты (до 25см), вкопанные кирпичики для самостоятельной двигательной активности.
Методика проведения прогулки
Методика – это совокупность методов обучения, направленных на практическое выполнение или усвоение чего-либо. Мы должны использовать прогулку для всестороннего развития и воспитания детей.
Структурные компоненты прогулки
Непременным условием успешного проведения прогулки является правильное планирование ее проведения. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.[4. c.28]
1. Один из главных компонентов прогулки – это наблюдение, т.к. оно обогащает представление детей о мире природы, людей, эстетические представления. Во время наблюдения мы активизируем такие процессы как зрение, слух, осязание, обоняние, тактильных и вкусовых ощущений – все это способствует глубокому познанию окружающего мира, оставляет в душе ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Зависят планируемые наблюдения от времени года, погодных условий, пройденного материала. И, конечно, бывают незапланированные наблюдения, которые просто невозможно оставить без внимания – это прилетевшие на кормушку птицы, появившийся самолет или воздушный шар, вдруг пошедший снег и т.д.
2. Дидактические задания длятся не более 3-4 минут, проводятся несколько раз в течение прогулки. Они могут проводиться как с одним ребенком, так и с подгруппой и со всеми детьми сразу. Также могут быть элементом наблюдения. Задания очень разнообразны, должны быть обязательно в форме игры, доступны и понятны малышам по содержанию.
3. Обучение трудовым действиям является важным компонентом прогулки. В процессе их выполнения мы формируем положительное отношение, уважение к труду взрослых, желание включиться в трудовой процесс, а затем и желание самостоятельно что-то сделать.
На что необходимо обратить внимание? Первые поручения должны быть очень простыми и понятными для детей: отнеси в коробку, убери на полочку, собери камушки… Почему? Малыши очень эмоциональны и быстро увлекаются. Скажи им, собираем снег, и они хватают лопатки или ведерки и бегут его собирать, ломая на пути постройки, сделанные ранее. Собирая листья, могут так увлечься, сто начинают их раскидывать. И только тогда, когда они видят результат труда, они будут и в следующий раз охотно откликаться на предложение воспитателя.
По времени трудовой процесс не может быть долгим, если это совместно с воспитателем, то некоторые дети довольно долго занимаются предложенной работой (10-20 минут). Необходимо правильно подобрать инвентарь для выполнения трудовых действий. Летом ведерки должны быть небольшие – 0.8л, желательно с отметкой внутри 0.2-0.3 кг – уровень наполнения. Для переноски песка для построек, воды для игр. Зимой до 2 л, так как снег легкий и объемный. Время выполнения таких поручений 5-7 минут, расстояния не более 100-150 м. если есть у детей желание, поручение можно повторить. Лопатки зимой должны быть на каждого ребенка, их размер не более 20х25, грабли, венички, желательно настоящие, черенки у этого инвентаря 60-70см.
Перед выполнением заданий воспитатель обязательно объясняет, что надо хорошо послушать, что и как будут делать дети. Перечисляем последовательность выполнения и всегда строго следим за правильность ее выполнения. Это дисциплинирует детей, а также помогает воспитателю наблюдать за выполнением поручения.
4. Подвижные игры и упражнения. У малышей еще недостаточно сформирован опыт самостоятельной двигательной активности, поэтому подвижные игры и упражнения мы проводим ежедневно. С их помощью на прогулке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В условиях прогулки у воспитателя много времени для каждого ребенка: научить одного, поправить ошибки другого, поддержать третьего. Если игровые упражнения мы можем проводить в течение всей прогулки, чередуя смены движений, то подвижная игра планируется заранее и проводится в зависимости от времени года и погодных условий. Это может быть начало и конец прогулки, может несколько раз в течение прогулки, так как самостоятельная деятельность детей очень кратковременна, чередование с игрой, приносит результаты. В задачу взрослого также входит наблюдение за состоянием детей, они быстро утомляются и необходимо увидеть признаки: одышка, покраснение лица, потоотделение. Значит, необходимо сменить вид деятельности, предложить заняться более спокойным занятием. Если в этот день проводилось физкультурное занятие, можно ограничиться на прогулке игровыми упражнениями, или игрой малой подвижности, очень хороши хороводные игры, они учат малышей играть вместе, двигаться рядом. Дети с удовольствием включаются в игру, если есть дополнительные атрибуты: шапочки, эмблемы, платочки и т.п., часто используются мягкие игрушки.
Малышам нравится повторение одной и той же игры, они имеют возможность закрепить новое умение, текст становится для них осмысленным. Со временем содержание игр меняется, усложняется. Взрослый обязательный участник игр, дети испытывают удовольствие от общения с ним, его эмоциональность заряжает детей на действия, вызывает желание и интерес.
Проводя подвижные игры, мы решаем очень много задач: удовлетворение потребности в движении, повышение эмоционального тонуса малышей, уточнение знаний об объектах, развитие ориентировки в окружающем, умение слушать взрослого, выполнять требования игры.
Литература
Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2008.
Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М.Л. Баранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педаг. дошк. учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика–Синтез, 2004.
Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педаг. дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×