Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Фольклор как средство патриотического воспитания школьников | Галина Петровна Белякова. Работа №302569

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Педагогический коллектив нашей школы определил, что необходимо создать условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Мы считаем, что воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, при активном использовании краеведческого материала.

Одним из направлений краеведческих исследований, осуществляемых детьми под руководством учителей литературы, истории,  географии,  является фольклор. В школе сложилась система работы по изучению фольклорного наследия родного края. Она способствует расширению знаний о культуре малой родины, формированию гражданской идентичности, воспитанию патриотических чувств.

Г.П. Белякова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Усвятская СОШ

Дорогобужского района Смоленской области

 

«Фольклор как средство патриотического воспитания»

 

События последнего времени подтверждают очевидность заметной утраты традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим значение воспитания патриотизма и гражданственности возрастает многократно.

Целенаправленная и систематическая деятельность школы по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины - одна из приоритетных ее задач.

Педагогический коллектив Усвятской школы определил, что необходимо создать условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Мы считаем, что воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, при активном использовании краеведческого материала.

Неоценимую помощь в этом оказывает музейная педагогика. В Усвятской школе в 2008 году создан музей. Это был один из первых социальных проектов, реализованных школьниками. В музее собран материал для экспозиций : «Старая Смоленская дорога в войнах», «Быт Смоленской деревни», «История совхоза «Маяк», «История школы».

Одним из направлений краеведческих исследований, осуществляемых детьми под руководством учителей литературы, истории, географии, является фольклор. В школе сложилась система работы по изучению фольклорного наследия родного края. Она способствует расширению знаний о культуре малой родины, формированию гражданской идентичности, воспитанию патриотических чувств.

Внеурочная работа с произведениями устного народного творчества родного края в нашей школе строится по пяти направлениям:

1) просветительская и пропагандистская деятельность,

2) художественно-эстетическая,

3) исследовательская,

4) музейная,

5) практическая.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры малой родины, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, служит накоплению навыков исследовательской, поисковой и оформительской деятельности.

Рассмотрим наиболее эффективные и интересные формы и методы работы над произведениями фольклора деревни Усвятье.

Фольклорные экспедиции и походы.

Большое воспитательное и образовательное значение имеет собирание местного фольклора. Не в стенах школы, не по книгам, а в живом, непосредственном общении с народом ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости. Увлекательная работа по собиранию фольклора будит у учащихся интерес к славному прошлому нашей Родины. Большие преимущества имеет стационарный способ, дающий возможность полного сбора бытующих произведений фольклора, записи вариантов, обстоятельного знакомства со сказителями. Очень важно в записи сохранять особенности местного произношения, в том числе и ударения.

Фольклорные походы и экспедиции проходят в нашей школе в течение многих лет.

Проектная деятельность.

Под руководством учителей литературы и актива старшеклассников разработан и реализован социальный проект «Живи, Святой ручей!»

Работая над благоустройством Святого ручья, мы привлекли всех жителей села. Многие из них хранители фольклора.

Дулина Любовь Яковлевна, старожил Усвятья, поведала нам легенду о Святом источнике, от которого пошло название деревни.

… Давным-давно здесь стояла церковь. Подземные ключи подмыли фундамент, и церковь провалилась, ушла под воду в тот момент, когда проходила церемония венчания. На этом месте образовалось небольшое озеро. Если нырнуть в него, то невозможно достать дна, зато можно услышать печальный звон колоколов. Из этого озера и берёт начало Святой ручей.

Для защиты проекта на районной конференции мы выбрали форму сказки.

Второй значимый литературный проект – «Хранители живой воды», цель которого – изучение культурного наследия и приобщение к фольклорным традициям русского народа.

Всем запомнилась встреча с хранительницей «живой воды» А.Н.Дмитраковой. Александра Никитична Дмитракова произнесла такую фразу:

«Оглядываясь на прожитые годы, можно утверждать, что нашему поколению досталось пройти трудный путь, но мы всё перенесли. И что интересно, никогда не расставались с песней. Попросите меня спеть – тысячу спою. Чем труднее приходилось в жизни людям, тем чаще пели. Бывало, баба получит похоронку на мужа, три дня воет, а потом поёт – так легче было горе перенести».

Съёмочной группой «Глубинка» снят о ней видеофильм, записано с её слов несколько легенд, много частушек, старинных песен, никому не известных.

Нина Дмитриевна Савкина. Живёт на краю деревни под названием «Рачевка» (Это народная микротопонимика: от слов «рачительный, хозяйственный ».

Об этой сказительнице снят видеофильм. Нина Дмитриевна познакомила группу «Глубинка» с элементами обрядовой поэзии на темы «Проводы в армию» и «Свадьба».

Произведения фольклора, услышанные в живом исполнении сказителя (певца), помогают ощутить красоту устного народного творчества, приучают любить мелодию народной песни и живую народную речь, доставляют эстетическое наслаждение, развивают художественный вкус.

3. Музейные уроки.

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

На музейном уроке «Скорей в музей!» дети познакомились с различными видами музеев, в том числе речь шла и об этнографических. Один из самых оригинальных этнографических музеев – «Баублис», который находится в литовском городе Тракай. Его экспонаты находятся внутри выдолбленного дерева.

На уроке «Крестьянская изба - обитель гармонии и счастья» обучающиеся узнали о том, что крестьянские дома – свидетели судеб многих поколений, хранители мудрости семейного лада.

Для урока подготовили выставку «Крестьянская изба – обитель гармонии и счастья», книжку-раскладушку «Проходите в избу», оформили зал в народном стиле, используя экспонаты школьного музея, собранные учениками и учителями на территории Усвятского округа, познакомили гостей с жизненно важными ориентирами внутреннего пространства избы, с исследовательскими работами по музейным экспонатам, разучили старинные танцы, посмотрели выступление школьного фольклорного коллектива «Зоренька»; угощали гостей блюдами, приготовленными по старинным русским рецептам . Показали обряды, связанные с жилищем человека, в том числе обряд переселения домового из старого подпечья в новое, записанный в д. Волково от Петуховой М.И.

На музейном уроке «Гости на порог – счастье в дом» дети узнали об особенностях русского национального костюма. Участники областного этнографического форума, наши ученики, представили творческий отчёт о своей поездке. Они привезли интересные материалы из Смоленского музея льна; рассказали об особенностях русского национального костюма; поведали о том, что увидели в музеях Центрального Дома творчества и школы №12, а также в Центре народного творчества Смоленска.

На музейном уроке «Крутись – вертись, веретено!» мы познакомили учащихся с историей возникновения веретена, прялки, их разновидностями, процессом прядения, гадали на веретене. Гадание записано в дсвятье со слов Кошелевой Соломонии Фёдоровны : « На тарелку кладут веретено, а рядом на стол хлеб и уголь. Веретено раскручивают и смотрят, на какой предмет оно укажет: на хлеб — желание сбудется, на уголь — не сбудется.

4. Исследовательская работа.

Исследовательские методы предполагают выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Мы изучаем историю каждого экспоната школьного музея из экспозиции «БЫТ СМОЛЕНСКОЙ ДЕРЕВНИ». Всё, что представлено на ней, в разное время было принесено из фольклорных экспедиций. Материалы фольклорных экспедиций мы систематизируем и проводим исследования музейных экспонатов.

5. Уроки народоведения.

Интерактивный характер погружения в фольклор родного края имеют уроки народоведения. Эти уроки способствуют пробуждению осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям), развитию эстетического вкуса и воспитанию чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества.

На уроке «Раз в Крещенский вечерок…» старшеклассники познакомились с церковным обрядом и приобщились к высоким традициям народной культуры: гадали, исполняли подблюдные песни Смоленской губернии, разучивали старинные игры, ели сочиво, или коливо.

 

 

6. Фольклорные праздники.

Особой формой приобщения к культуре родного края являются фольклорные праздники. Именно они создают условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты.

Посиделки предполагают живое, непосредственное общение, позволяют включить любые виды работы: игры, сказки, загадки, скороговорки, речевую импровизацию. А также пение, элементы хореографии и театрализации. Фольклорные посиделки в школе, сельской библиотеке, Доме досуга собирают всех жителей деревни. Это прекрасная возможность познакомиться с народными сокровищами: песнями и частушками, загадками и скороговорками, легендами и преданиями, сказками и пословицами, играми и хороводами

Фольклорная группа «Зоренька» радует зрителей исполнением музыкальных произведений под аккомпанемент юных гармонистов и балалаечников.

Один из самых любимых праздников в школе проводы Масленицы. Он проводится на материале календарно-обрядовой поэзии Усвятского поселения.

Интересен местный обряд сжигания чучела зимы: в костёр каждый участник праздника бросает пучки соломы или сухой травы с записками, в которых перечислено то плохое, от чего он хочет избавиться.

7.Составление мини-словарей.

Собирая фольклор, мы часто сталкиваемся с диалектными словами и кубрейской лексикой (это особый язык дорогобужских мещан), создаём картотеку таких слов . Из них вырастут мини-словари территориальной лексики.

8.Создание видеотеки.

Драгоценные россыпи народных промыслов достались нам в наследство.

В целях сохранения собранного по крупицам фольклорного наследия Советом старшеклассников была создана съемочная группа «Глубинка», которая сняла серию документальных фильмов о народных промыслах Усвятья: «Марья-искусница» (о М.И.Петуховой, владеющей искусством вязания крючком), «Веретенце, покрутись , тонка ниточка, тянись» (С.Ф.Кошелева – мастерица прядения на веретене), «Бабушкин сундук»

( приданое Соломониды Васильевны Сельченковой).

Во время работы народные умельцы исполняют старинные песни, частушки, рассказывают легенды и предания.

9.Пропаганда фольклора деревни Усвятье

Творческий коллектив школы пропагандирует фольклор Усвятья на разных уровнях. Мы оформляем тематические выставки к урокам и внеклассным мероприятиям, пишем статьи в газету «Край Дорогобужский»; выступаем с докладами на Дне науки, на районных, областных и всероссийских конференциях, с концертными программами перед жителями деревни, района, области; представляем творческие отчёты на районном семинаре учителей литературы. В Центральной районной библиотеке мы знакомили зрителей с жанрами детского фольклора.

В результате работы собраны многочисленные произведения всех жанров фольклора. Материалы систематизированы и используются в урочной и внеурочной деятельности.

Нельзя не согласиться с тем, что отказ от воспитания патриотических чувств у учащихся ведет к падению нравственности и духовности, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. Патриотизм является основой духовной жизни человека.

Следование традициям своего народа и их умножение; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам – это наше понимание ожидаемого результата использования фольклора в воспитании.

Так как фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание, то обращение к нему сегодня имеет глубокий социальный смысл: устное народное творчество является средством не только эстетического, нравственного, но и патриотического воспитания детей и юношества.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×