Фольклор малых форм в развитии познавательных способностей детей раннего возраста

Автор: Старикова Татьяна Петровна

Фольклор
- означает «народная мудрость, поэзия и культура народов». Так повелось, что ещё
совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки,
потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается
раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в
прекрасный мир художественной литературы. Устное народное творчество таит в себе
неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности,
яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому мы
стараемся  как можно шире использовать его
в работе с детьми раннего возраста.

В
этом возрасте ребенок обладает особой благодатной восприимчивостью и у него
формируется мышление и воображение, развивается речь, появляются некоторые
обобщенные представления о предметах и явлениях. Знакомство с народными потешками
помогает формировать познавательные способности, расширять кругозор детей, обогащать
их чувства и речь, формировать отношение к окружающему миру.

В
работе с детьми используем следующие виды фольклора:

·     Пестушки
- песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

·
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

·
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге,
деревьям).

·
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

·
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в
играх.

·
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью
веселят детей.

Мы
понимаем, что особую значимость фольклор приобретает во время адаптации
ребенка, так как в период привыкания к новой обстановке, ребенок скучает по
дому и маме, он пока еще не может общаться с другими детьми и взрослыми. Во время
расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку,
петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок,
петушок

Золотой
гребешок…

или:
Киска, киска, киска брысь

На
дорожку не садись…

Знакомить
малышей с устным народным творчеством
начинаем с песенок,
потешек, которые используем во время одевания, кормления, умывания,
причесывания, укладывания спать, когда успокаиваем. Во время всех этих действий
мы стараемся не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не
выражающих слов, а напеваем потешку, прибаутку, считалку, дразнилку.

Главное в работе с
детьми раннего возраста, чтобы фольклорный материал был доступным, понятным и
интересным, развивал познавательные способности. Фольклор не только забавляет, радует
ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что
описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст.
Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется
в памяти.

Для артикуляционной и пальчиковой
гимнастики берем потешки: «Сорока- ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей
у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует не
только развитию моторики рук, но и вырабатывает умение проговаривать текст
совместно с выполняемыми действиями, дает представления о предметах.

Богатые возможности для
сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки:
башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают
красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок раннего возраста
приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов,
овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное
обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных
малышу.

Для решения задач по
формированию звуковой культуры речи, мы используем различные виды русского
фольклора: заклички, колыбельные, которые развивают умение регулировать темп,
громкость и дыхание, расширяют представления о природе, взаимодействии людей в
окружающем мире.

Солнышко, солнышко.

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

 

Игра является основным
видом деятельности детей. В ней заложен огромный образовательный,
воспитательный потенциал. Через потешки, прибаутки, заклички и поговорки малыши
осуществляют самостоятельный перенос действий в свои игры. Например, во время игры
с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняют содержание колыбельных
песенок. Во время кормления куклы приговаривают: «Каша вкусненька, кушай Катя»,
«Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму».

Дети в игре обретают
хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает
их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и
лучшему духовному развитию.

Содержание небольших произведений
народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления
природы

( «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко»,
«Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока
и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока- белобока
и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка
идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу,
чтобы испечь прянички; сорока- белобока кашку варит — деток кормить; котик идет
на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы,
ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку,
баюкает младенца и т.д.

 Гуляя с детьми, обращаем их внимание на
красоту и явления природы- «Бабочка-коробочка», «Туман-туман»,
«Морозушка-мороз». Здесь дети узнают о явлениях природы, животных, об
окружающем мире.
Потешки и заклички учат
детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой.

Также мы используем
фольклор в театрализованной деятельности и инсценировках. Особенно ценны в этом
отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные
и дети. Благодаря им дети узнают повадки животных, через имитацию движений,
голоса. Через сказку дети учатся отличать где добро, а где зло, кто хороший, а
кто плохой. Благодаря сказке дошкольники узнают о быте, о традициях народов. Сказки
воспитывают добрые чувства.

В результате общения с фольклорными
произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление,
грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное
и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате
чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение
к миру.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x