Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формипрование здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы) | Каменских Татьяна Григорьевна. Работа №206159

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Каменских Татьяна Григорьевна

В статье описывается формирование здорового образа жизни у дошкольников  в соответствии с ФГОС ДО. Одной основных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В статье акцентируется внимание на работу с детьми семей СОП (семьи находящиеся в социально-опасном положении). Также в статье раскрыты направления работы педагогов: формирование представлений о здоровом образе жизни и его важности; формирование представлений у дошкольников о строении собственного тела; формирование мотиваций для двигательной активности воспитанников.

Особое место в  статье отводится работе коллектива ДОО  по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни через популяризацию и пропаганду здорового образа жизни среди дошкольников, педагогов и родителей  (законных представителей).

Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей. Проблемы охраны и воспитания, исходя из нашего опыта,  успешно решаются  при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями, воспитателями, медицинским работником.

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН

АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7» Г.УСИНСКА

« ЧЕЛЯДЬÖС СÖВМÖДАН 7 №-А ВИДЗАНIН» ШКОЛАÖДЗ ВЕЛÖДАН УСИНСК КАРСА

МУНИЦИПАЛЬНÖЙ СЬОМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование здорового образа жизни у дошкольников

(из опыта работы)

 

 

Авторы:

 

Каменских Т.Г., старший воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усинск, 2017

 

Добрый день, уважаемые, коллеги!

«Забота о здоровье—это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости  детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия». В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов, является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. Развитие ребёнка, тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. Отдельно необходимо отметить о необходимости формирования основ здорового образа жизни у детей из семей находящихся в социальном опасном положении. Появление у детей социально вредных черт можно объяснить тем, что у них нарушается процесс социализации и как следствие – формируются извращенные, с точки зрения общечеловеческих ценностей, модели поведения. У детей формируется неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, раздражительность.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?

       В соответствии с ФГОС ДО одной основных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Становление ценностного отношения у дошкольников к своему здоровью подразумевает работу педагога по трем направлениям:

1. Формирование представлений о здоровом образе жизни и его важности.
2. Формирование представлений у дошкольников о строении собственного тела.
3. Формирование мотиваций для двигательной активности воспитанников.

На основании выше сказанного основной целью работы коллектива по данному направлению является: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через популяризацию и пропаганду здорового образа жизни среди дошкольников, педагогов и родителей (законных представителей).

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- формировать у дошкольников ответственное отношение к своему здоровью и позитивное отношение к жизни;

- формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья, о полезных и вредных привычках;

- привить детям необходимые санитарно-гигиенические навыки;

- воспитывать у дошкольников навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

- развивать у воспитанников умение заботиться о своем здоровье, здоровье близких;

-обогащать знания детей о физической культуре в целом.

Для полноценного физического развития детей в ДОО созданы следующие условия: в детском саду функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский блок, спортивные уголки в возрастных группах.

Творческим коллективом МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7» г. Усинска разработана комплексно-целевая программа «Расту здоровым», которая реализуется на протяжении 4 лет. В программе представлена система работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни по следующим направлениям:

система физкультурно-оздоровительной работы;

система профилактической, коррекционной работы;

система закаливания с учетом времени года;

система работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни;

«Школа моего питания»;

система мониторинга по управлению качеством оздоровительной работы.

В детском саду имеется большое количество нестандартного оборудования (мячи, обручи, мешочки с песком). Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. На территории детского сада оборудованы: спортивная площадки, нанесена цветовая разметка для увеличения двигательной активности детей на прогулке.

Правильная организация образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещениям образовательных учреждений (режимы - световой, звуковой и воздушный, цветовое оформление).

Многообразие физкультурного оборудования даёт возможность продуктивно применять пособия на занятиях, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть прочным и устойчивым. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой оборудование имеет хорошие крепления.

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОО:

1. В режимных моментах:

утренняя гимнастика,

прогулка,

режим питания,

послеобеденный сон;

2. В  образовательном процессе:

в образовательной деятельности;

на физкультурных занятиях,

на музыкальных занятиях, логопедических занятиях;

в изобразительной деятельности;

на занятиях различных кружков («Аэробика», «Спортивные игры (баскетбол»);

в игровой деятельности.

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОО. 

Реализуя работу по формированию здорового образа жизни,  педагоги детского сада используются следующие методические приёмы:

рассказы и беседы воспитателя;

заучивание стихотворений;

моделирование различных ситуаций;

рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

сюжетно—ролевые игры;

дидактические игры;

игр

ы-

-тренинги;

подвижные игры;

пальчиковая и дыхательная  гимнастика;

самомассаж;

физкультминутки.  

Особое место в работе детского сада занимает работа с детьми «группы риска».  Дошкольники «группы риска» посещают различные кружки в ДОУ: «Аэробика» (степ-аэробика), «Игра в шашки», «Спортивные игры (баскетбол)». Увеличился процент занятости детей воспитанниками ДОУ из семей «группы риска», находящихся на учете

2015-2016 учод

2016-2017 учод

2017-2018 учод

75%

87%

100%

 

Необходимо отметить, что дети из семей «группы риска», семей СОП 100% охвачены медицинским обслуживанием. Осуществляется строгий контроль за посещаемостью этой категории детей.

Большая работа в дошкольной образовательной организации проводится по профилактике и предупреждению жестокого обращения в отношении несовершеннолетних не только с семьями «группы риска», семьями СОП, а со всеми родителями (законными представителями). Стало хорошей традицией проведение общих родительских собраний на темы «Жестокое обращение с детьми», «Понимаем ли мы друг друга?» «Здоровье детей в наших руках» и другие.

Особое внимание в работе с семьями СОП уделяется повышению ответственности при выполнении родительских обязанностей, ориентации родителей на соблюдение прав детей, а также на взаимоподдержку в решении проблемных вопросов в детско-родительских отношениях, создание атмосферы общности интересов

Благодаря общим усилиям и взаимодействию педагогов изменилось количество детей принадлежащих семьям СОП.

 

 

Учебный год

Количество семей СОП

Количество семей снятых с учета

Причина снятия с учета

2015-2016

4

1

положительные изменения в семье

2016-2017

4

2

положительные изменения в семье;

перее

зд в др

угой регион

2017-2018

5

4

положительные изменения в семье;

перее

зд в др

угой регион

 

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018 г.

СОП

«группа риска»

СОП

«группа риска»

СОП

«группа риска»

СОП

4 семьи

Тимур Б.

Федор В.

Валерия К.

Диана П.

 

 

5 семей

Вероника Т.

Тимур Б.

Алиса С.

Полина А.

Сергей С.

Дмитрий С.

 

2 семьи

Алиса С.

Владислав М.

Ярослав М.

1 семья

Сергей С.

Дмитрий С.

1 семья

Саша Щ.

 

Благодаря целенаправленной работе, направленной на раннюю профилактику семейного неблагополучия на протяжении трёх лет в МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска наблюдается положительная динамика в уменьшении количества состоящих на учете семей.

Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей. Проблемы охраны и воспитания, исходя из нашего опыта, успешно решаются при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями, воспитателями, медицинским работником. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй, если в ДОО не созданы детско-взрослое сообщество ДЕТИ-РОДИТЕЛИ-ПЕДАГОГИ, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей (слайд №11). С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем саду, обращая внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа—это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

В детском саду используются разнообразные формы работы с родителями как традиционные так и нетрадиционные:

оформлены информационные стенды для родителей воспитанников;

оформлен текстовой и иллюстрированный материал папок-передвижек;

изготовлены и распространены среди родителей памятки и буклеты-рекомендации;

проводятся выставки детской и педагог

ической литературы

;

выставки совместных творческих работ детей и их родителей, стенгазет.

проводятся различные социальные акции, совместные

мер

оприятия

с родителями и детьми

(музыкальные развлечения, спортивные состязания

, походы в лес

и т.д.)

;

родительские собрания, консультации, к

руглые столы;

дни открытых дверей, дни здоровья, недели здоровья, «День дублера».

Педагогический коллектив ДОО поддерживает тесную связь со всеми службами и субъектами профилактики: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОМВД России по г. Усинску, специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Общественный инспектор по правам ребенка принимает активное участие в работе ГМО социальных педагогов, в разработке методических рекомендаций для воспитателей по профилактике семейного неблагополучия, жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, подготавливает информацию о семьях для рассмотрения на Межведомственном социальном консилиуме, участвует в межведомственных рейдовых мероприятиях.

Анализ показателей педагогического процесса в ДОО, результатов пропаганды ЗОЖ среди родителей, позволяет нам заявить, что всё воспитательно-оздоровительные мероприятия, которые используются в нашем детском саду дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, помочь ребёнку приспособить к постоянно  меняющимся  условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным условиям.

Благодаря такой планомерной и систематической работе в нашем детском саду наблюдается положительная динамика:

- в увеличении индекса здоровья детей;

- в уменьшении количества пропусков по болезни;

- в уменьшении количества семей, находящихся в социально-опасном положении.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому помимо всего прочего следует способствовать развитию у детей самостоятельности и ответственности.

Своим опытом работы коллектив детского сада активно делится с общественностью и участвует в конкурсах различного уровня:

победители в республиканском конкурсе комплексных программ по организации

здоровьесберегающей

деятельности среди образовательных учреждений различного типа и видов

«За здоровье в образовании-2013» -

I

место

2-е место в

муниципальном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работа с семьями СОП и «группы риска»   в номинации  «Деятельность социального педагога, общественного инспектора  в работе с несовершеннолетними из социально-неблагополучных   семей, семей  «группы риска» (2015 г.). 

победители в муниципальном этапе тематическом фестивале методических разработок и программ по формированию культуры здорового питания у обучающихся образовательных организаций «Здоровое питание – успешное образование» (2016г.)

участники в республиканском тематическом фестивале методических разработок и программ по формированию культуры здорового питания у обучающихся образовательных организаций «Здоровое питание – успешное образование» (2016 г.).

Воспитанники детского сада участвуют в конкурсах различного уровня: муниципальных конкурсах, в республиканском конкурсе творческих работ по пропаганде здорового питания среди обучающихся образовательных организаций «Рациональное питание – залог здоровья» (2 победителя», 2016 г.).

В дальнейшем мы планируем:

Шире привлекать родителей к более активному участию в спортивных мероприятиях (

обязательное

участие родителей детей «группы риска»).

Организовать консультативный пункт для родителей по вопросам формирования физической культуры и приобщение к здоровому образу жизни.

Проводить встречи по обмену опытом семейного воспитания с привлечением родителей детей группы риска.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×