Статья Формипрование здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы). Автор: Каменских Татьяна Григорьевна

Автор: Каменских Татьяна Григорьевна

В статье описывается формирование здорового образа жизни у дошкольников  в соответствии с ФГОС ДО. Одной основных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В статье акцентируется внимание на работу с детьми семей СОП (семьи находящиеся в социально-опасном положении). Также в статье раскрыты направления работы педагогов: формирование представлений о здоровом образе жизни и его важности; формирование представлений у дошкольников о строении собственного тела; формирование мотиваций для двигательной активности воспитанников.

Особое место в  статье отводится работе коллектива ДОО  по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни через популяризацию и пропаганду здорового образа жизни среди дошкольников, педагогов и родителей  (законных представителей).

Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей. Проблемы охраны и воспитания, исходя из нашего опыта,  успешно решаются  при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями, воспитателями, медицинским работником.

 


Автор: Каменских Татьяна Григорьевна

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН

АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7» Г.УСИНСКА

« ЧЕЛЯДЬÖС СÖВМÖДАН 7 №-А ВИДЗАНIН» ШКОЛАÖДЗ ВЕЛÖДАН УСИНСК КАРСА

МУНИЦИПАЛЬНÖЙ СЬОМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование здорового образа жизни у дошкольников

(из опыта работы)

 

 

Авторы:

 

Каменских Т.Г., старший воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усинск, 2017

 

Добрый день, уважаемые, коллеги!

«Забота о здоровье—это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости  детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия». В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов, является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. Развитие ребёнка, тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. Отдельно необходимо отметить о необходимости формирования основ здорового образа жизни у детей из семей находящихся в социальном опасном положении. Появление у детей социально вредных черт можно объяснить тем, что у них нарушается процесс социализации и как следствие – формируются извращенные, с точки зрения общечеловеческих ценностей, модели поведения. У детей формируется неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, раздражительность.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?

       В соответствии с ФГОС ДО одной основных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Становление ценностного отношения у дошкольников к своему здоровью подразумевает работу педагога по трем направлениям:

1. Формирование представлений о здоровом образе жизни и его важности.
2. Формирование представлений у дошкольников о строении собственного тела.
3. Формирование мотиваций для двигательной активности воспитанников.

На основании выше сказанного основной целью работы коллектива по данному направлению является: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через популяризацию и пропаганду здорового образа жизни среди дошкольников, педагогов и родителей (законных представителей).

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- формировать у дошкольников ответственное отношение к своему здоровью и позитивное отношение к жизни;

- формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья, о полезных и вредных привычках;

- привить детям необходимые санитарно-гигиенические навыки;

- воспитывать у дошкольников навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

- развивать у воспитанников умение заботиться о своем здоровье, здоровье близких;

-обогащать знания детей о физической культуре в целом.

Для полноценного физического развития детей в ДОО созданы следующие условия: в детском саду функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский блок, спортивные уголки в возрастных группах.

Творческим коллективом МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7» г. Усинска разработана комплексно-целевая программа «Расту здоровым», которая реализуется на протяжении 4 лет. В программе представлена система работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни по следующим направлениям:

система физкультурно-оздоровительной работы;

система профилактической, коррекционной работы;

система закаливания с учетом времени года;

система работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни;

«Школа моего питания»;

система мониторинга по управлению качеством оздоровительной работы.

В детском саду имеется большое количество нестандартного оборудования (мячи, обручи, мешочки с песком). Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. На территории детского сада оборудованы: спортивная площадки, нанесена цветовая разметка для увеличения двигательной активности детей на прогулке.

Правильная организация образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещениям образовательных учреждений (режимы - световой, звуковой и воздушный, цветовое оформление).

Многообразие физкультурного оборудования даёт возможность продуктивно применять пособия на занятиях, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть прочным и устойчивым. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой оборудование имеет хорошие крепления.

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОО:

1. В режимных моментах:

утренняя гимнастика,

прогулка,

режим питания,

послеобеденный сон;

2. В  образовательном процессе:

в образовательной деятельности;

на физкультурных занятиях,

на музыкальных занятиях, логопедических занятиях;

в изобразительной деятельности;

на занятиях различных кружков («Аэробика», «Спортивные игры (баскетбол»);

в игровой деятельности.

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОО. 

Реализуя работу по формированию здорового образа жизни,  педагоги детского сада используются следующие методические приёмы:

рассказы и беседы воспитателя;

заучивание стихотворений;

моделирование различных ситуаций;

рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

сюжетно—ролевые игры;

дидактические игры;

игр

ы-

-тренинги;

подвижные игры;

пальчиковая и дыхательная  гимнастика;

самомассаж;

физкультминутки.  

Особое место в работе детского сада занимает работа с детьми «группы риска».  Дошкольники «группы риска» посещают различные кружки в ДОУ: «Аэробика» (степ-аэробика), «Игра в шашки», «Спортивные игры (баскетбол)». Увеличился процент занятости детей воспитанниками ДОУ из семей «группы риска», находящихся на учете

2015-2016 учод

2016-2017 учод

2017-2018 учод

75%

87%

100%

 

Необходимо отметить, что дети из семей «группы риска», семей СОП 100% охвачены медицинским обслуживанием. Осуществляется строгий контроль за посещаемостью этой категории детей.

Большая работа в дошкольной образовательной организации проводится по профилактике и предупреждению жестокого обращения в отношении несовершеннолетних не только с семьями «группы риска», семьями СОП, а со всеми родителями (законными представителями). Стало хорошей традицией проведение общих родительских собраний на темы «Жестокое обращение с детьми», «Понимаем ли мы друг друга?» «Здоровье детей в наших руках» и другие.

Особое внимание в работе с семьями СОП уделяется повышению ответственности при выполнении родительских обязанностей, ориентации родителей на соблюдение прав детей, а также на взаимоподдержку в решении проблемных вопросов в детско-родительских отношениях, создание атмосферы общности интересов

Благодаря общим усилиям и взаимодействию педагогов изменилось количество детей принадлежащих семьям СОП.

 

 

Учебный год

Количество семей СОП

Количество семей снятых с учета

Причина снятия с учета

2015-2016

4

1

положительные изменения в семье

2016-2017

4

2

положительные изменения в семье;

перее

зд в др

угой регион

2017-2018

5

4

положительные изменения в семье;

перее

зд в др

угой регион

 

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018 г.

СОП

«группа риска»

СОП

«группа риска»

СОП

«группа риска»

СОП

4 семьи

Тимур Б.

Федор В.

Валерия К.

Диана П.

 

 

5 семей

Вероника Т.

Тимур Б.

Алиса С.

Полина А.

Сергей С.

Дмитрий С.

 

2 семьи

Алиса С.

Владислав М.

Ярослав М.

1 семья

Сергей С.

Дмитрий С.

1 семья

Саша Щ.

 

Благодаря целенаправленной работе, направленной на раннюю профилактику семейного неблагополучия на протяжении трёх лет в МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска наблюдается положительная динамика в уменьшении количества состоящих на учете семей.

Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей. Проблемы охраны и воспитания, исходя из нашего опыта, успешно решаются при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями, воспитателями, медицинским работником. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй, если в ДОО не созданы детско-взрослое сообщество ДЕТИ-РОДИТЕЛИ-ПЕДАГОГИ, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей (слайд №11). С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем саду, обращая внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа—это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

В детском саду используются разнообразные формы работы с родителями как традиционные так и нетрадиционные:

оформлены информационные стенды для родителей воспитанников;

оформлен текстовой и иллюстрированный материал папок-передвижек;

изготовлены и распространены среди родителей памятки и буклеты-рекомендации;

проводятся выставки детской и педагог

ической литературы

;

выставки совместных творческих работ детей и их родителей, стенгазет.

проводятся различные социальные акции, совместные

мер

оприятия

с родителями и детьми

(музыкальные развлечения, спортивные состязания

, походы в лес

и т.д.)

;

родительские собрания, консультации, к

руглые столы;

дни открытых дверей, дни здоровья, недели здоровья, «День дублера».

Педагогический коллектив ДОО поддерживает тесную связь со всеми службами и субъектами профилактики: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОМВД России по г. Усинску, специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Общественный инспектор по правам ребенка принимает активное участие в работе ГМО социальных педагогов, в разработке методических рекомендаций для воспитателей по профилактике семейного неблагополучия, жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, подготавливает информацию о семьях для рассмотрения на Межведомственном социальном консилиуме, участвует в межведомственных рейдовых мероприятиях.

Анализ показателей педагогического процесса в ДОО, результатов пропаганды ЗОЖ среди родителей, позволяет нам заявить, что всё воспитательно-оздоровительные мероприятия, которые используются в нашем детском саду дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, помочь ребёнку приспособить к постоянно  меняющимся  условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным условиям.

Благодаря такой планомерной и систематической работе в нашем детском саду наблюдается положительная динамика:

- в увеличении индекса здоровья детей;

- в уменьшении количества пропусков по болезни;

- в уменьшении количества семей, находящихся в социально-опасном положении.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому помимо всего прочего следует способствовать развитию у детей самостоятельности и ответственности.

Своим опытом работы коллектив детского сада активно делится с общественностью и участвует в конкурсах различного уровня:

победители в республиканском конкурсе комплексных программ по организации

здоровьесберегающей

деятельности среди образовательных учреждений различного типа и видов

«За здоровье в образовании-2013» -

I

место

2-е место в

муниципальном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работа с семьями СОП и «группы риска»   в номинации  «Деятельность социального педагога, общественного инспектора  в работе с несовершеннолетними из социально-неблагополучных   семей, семей  «группы риска» (2015 г.). 

победители в муниципальном этапе тематическом фестивале методических разработок и программ по формированию культуры здорового питания у обучающихся образовательных организаций «Здоровое питание – успешное образование» (2016г.)

участники в республиканском тематическом фестивале методических разработок и программ по формированию культуры здорового питания у обучающихся образовательных организаций «Здоровое питание – успешное образование» (2016 г.).

Воспитанники детского сада участвуют в конкурсах различного уровня: муниципальных конкурсах, в республиканском конкурсе творческих работ по пропаганде здорового питания среди обучающихся образовательных организаций «Рациональное питание – залог здоровья» (2 победителя», 2016 г.).

В дальнейшем мы планируем:

Шире привлекать родителей к более активному участию в спортивных мероприятиях (

обязательное

участие родителей детей «группы риска»).

Организовать консультативный пункт для родителей по вопросам формирования физической культуры и приобщение к здоровому образу жизни.

Проводить встречи по обмену опытом семейного воспитания с привлечением родителей детей группы риска.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x