Статья Формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста по средствам совместной работы родителей и педагога».. Автор: Попова Олеся Эдуардовна

Автор: Попова Олеся Эдуардовна
В развитии самосознания ребенка очень важно роль взрослого, а именно взрослых в семье в которой ребенок учиться оценивать себя и свои поступки, и зачастую "заботливые родители" сами пускают ребенка по ложному пути стерая реальностьв в действиях малыша и предсталения себя. Статья рассказывает и показывает ошибки по формированию адекватной самооценки старшего дошкольного возраста.


Автор: Попова Олеся Эдуардовна

Статья «Формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста по средствам совместной работы родителей и педагога».

«Самооценка, самообразование и самоконтроль-это те единственные средства, с помощью которых человек может совершенствовать себя сознательно и добровольно»

А.А.Реан

«…что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе то же может создавать определенные проблемы»

О.Г. Лопатина

Отношение человека к самому себе и к окружающим является одним из базовых свойств личности.

Но когда же начинает, закладывается отношение к самому себе?

Дошкольный возраст – это возраст совершенствования, развитие личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. В этом возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, и именно в старшем дошкольном возрасте важно не пропустить осознанием самого себя и своей самооценки.

В развитии самосознания ребенка очень важна роль взрослого, и именно взрослых в семье в которой ребенок учится оценивать себя и свои поступки, и зачастую «слишком заботливые родители» сами пускают ребенка по ложному пути уводя своего малыша от реальности и при этом получают не совсем адекватные реакции на критику, похвалу.

В психологии значительное число работ посвящено развитию самооценки. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка подразумевает искаженное представление о себе, и об окружающем мире в целом. Существует завышенная самооценка и заниженная. При завышенной самооценки ребенок приобретает такие качества как бестактность, своевольность не имеет желания слушать окружающих и не считает нужным принимать во внимание советы со стороны взрослых. Не менее важной проблемой является заниженная самооценка, при которой ребенок может полностью закрыться, он нерешителен, скован в своих движениях, тревожн и иногда неспособен постоять за себя, видит в себе только отрицательные качества, считая себя никчемным и не нужным. По наблюдению из опыта работы мы обратили внимание на то, что даже при заниженной самооценки есть дети которые обладают качествами, такими как бестактность, своеволие и т.д. и по нашему мнению такие дети пытаются компенсировать свои неудачи в обществе за счет этих качеств.

Перемены, прошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности, как центральную для педагогики и психологии. Особую остроту приобретает в наше время формирование самооценки современного ребенка. Как известно правильно сформированная самооценка выступает не просто как знания себя, в первую очередь, так и по отношению к окружающим. Правильно сформированная самооценка позволяет сохранить устойчивость личности не зависимо от меняющейся ситуации, а в дальнейшей жизни это важный фактор.

Очень большое значение при формировании самооценки – семья.

У младших дошкольников еще не сформировано обоснованное и правильное мнение о себе, они попросту приписывают себе все положительные качества, одобряемые взрослыми, зачастую не зная, в чем они заключаются. Для того что бы научится правильно оценивать себя ребенок сначала должен научиться оценивать других. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнение, высказывание, сказанные взрослыми. То же самое происходит и с самооценкой малыша: «Я хороший, потому что мама так говорит». В дальнейшем ребенок, сравнивая себя с другими детьми, более реалистично оценивает свои возможности, которые демонстрирует в разных видах деятельности, по которым его оценивают окружающие. Успех наших детей завит от реальных оценок взрослых.

В период формирования самооценки, особенно важно определить, какие методические походы наиболее оптимальны и действенны, и как они будут влиять на процесс формирования самооценки на данном этапе взросления.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования так же направлен на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей.

Для формирования адекватной самооценки детей неоюходима плодотворная работа родителей и педагога. Для этого нужно убедить родителей в важности формирования самооценки, тогда и педагогическая работа будет, носить систематический и целенаправленный характер. Одним из приемов работы является создание ситуации успеха. Это в работе например: с утра мы используем «Ритуал приветствия», в течении дня игра «Похвалишки», игра «Упрямая подушка», релаксационные упражнения «Ласковый мелок», ритуал прощание «Эстафета дружбы», так же совместное с родителями изготовление папок-передвижек «Мы успешны», оформление уголка «Мы счастливы». На занятиях по рисованию мы предлагаем детям оценивать рисунки своих сверстников, находя в них яркие моменты.

Для того чтобы помочь ребёнку повысить свою самооценку, можно использовать различные методы работы.

Метод оценивания ребенка взрослым. Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребенка. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Метод поощрения со стороны воспитателя. Этот метод должен применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других.

Создание ситуации успеха.

Для создания ситуации успеха используются приёмы:

1.Снятие страха перед деятельностью, освобождение ребёнка от психологического зажима. Убеждайте воспитанника: «это просто, легко. Не получится - ничего страшного, поищем другой способ»

2. Оказание скрытой помощи, когда воспитатель в контексте слов, обращённых к ребёнку, вплетает незаметные, но основополагающие подсказки. Например, «мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о..», «я надеюсь, что вот это нам непременно удастся»;

3. Приём авансирования личности, провозглашение достоинств до того, как ребёнок приступил к исполнению какой-либо деятельности («У тебя это непременно получится, потому что у тебя хорошая зрительная память» и т.п.).

4. Приём персональной исключительности (обращение к ребёнку словами «только ты и можешь...», «никто, кроме тебя...» и т.п.)

«Эмоциональное поглаживание». Похвала воспитателя: «Молодец. Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождается лёгким поглаживанием, ласковым прикосновением

Таким образом, у дошкольника появится уверенность в себе, своих способностях, он станет более смелым, решительным, общительным. Дети в группе станут по-другому относиться к нему, будут приглашать играть вместе. А это поддержит уверенность дошкольника в себе, сделает его более активным, инициативным. Но важна гармоничность, согласованность действий родителей и воспитателей. Совершенно недопустимо, чтобы в детском саду воспитатели стремились повысить самооценку ребенка, а дома родители или старшие братья и сестры, в силу своей некомпетентности сводили эти усилия к нулю.

Игры используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения, направленные на формирование объективной самооценки детей в старшем дошкольном возрасте

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. В игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения. Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста воспитателям можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние [13, с.34].

Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении воспитатель помогает ребенку - бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим.

Игра «Возьми и передай»

Цель: Достижение игра взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Игра «Настроение»

Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности. Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

Игра «На что похоже настроение?»

Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

Игра «Комплименты»

Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети. Стоя в. кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной «Я» онцепции, самопринятия, уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку -- в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

Игра «Принц и принцесса»

Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы. Дети стоят в кругу. В центр ставится стул -- это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Упражнения «Похвалилки»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, повышать его значимость в коллективе. Дети сидят за столами (или в кругу). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо ободряемое окружающими действие. Ребёнок должен «озвучить» карточку, начав словами «Однажды я...». Например: «Однажды я помог другу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание...» и т.д. На обдумывание даётся 2-3 минуты, после чего ребёнок делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие, которое указано в его карточке.

Упражнение «Назови и покажи»

Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики. Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу -- такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает - все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

Этюд «Ласка»

Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один - котенок, второй - его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки [16, с.25].

Таким образом игра способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения принимать самостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства. Игры учат заботиться о других, при этом забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением закладывается по маленькому кирпичику вот этой заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе и другим

 

 

 

Литература:

1.Истратова О.Н. Практикум по детской психокорекции: игры, упражнения, техники-Ростовн/Д: Феникс, 2008.-349с.

2.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов родителей.-М.: «Издательство ГНОМ иД»,2001-160

3. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок - педагог - родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.

4.http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/1067-programma-korrekczii-destruktivnyx-agressivnyx-proyavlenij-v-povedenii-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.

5. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет). - М., 2011

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007.

7. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2013

8.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2012

9. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2011

10. Краткий психологический словарь-хрестоматия. - М., 2010

11. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2014

12. Луговская А.Н. Если малышу трудно подружиться. - М., 2013

13. Марцинковской Т.Д. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении. - М., 2010

14. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2013

15.Непомнящей Н.И. Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка. /Под редакцией - М., 2011

16. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 2013

17. Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 2010

18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. катеринбург, 2014

19. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. - М., 2013

20. Хухлаева О.В. Психологические игры, упражнения, сказки. -- М., 2012

21. Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М.: Педагогика, 2011

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x