Формирование читательской деятельности младших школьников.

Автор: Клименкова Елена Ивановна

Формирование читательской деятельности младших школьников.

           Клименкова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто.

Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности.

                                                            Б. Паскаль

Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали  мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Среди многих технологий меня заинтересовала  «Технология развития критического мышления». Авторами этой технологии являются Американские педагоги Дж. Стил., К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер.

 Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

 Я пришла к выводу, в данном случае - актуальна технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

На каждой стадии урока использую различные методические приемы. Их достаточно много. Приведу лишь несколько примеров из практики.

        Прием «Верные неверные высказывания»

1 класс. Тема  Виктор Драгунский  «Друг детства»

Учащиеся записывают в левую колонку номера «верных» высказываний, а в правую «неверных» высказываний.

Формирование читательской деятельности младших школьников. 

 

Верные                                                          Неверные

 

                             Я предлагаю высказывания:

1. Друга я в беде не брошу.

2. Верный друг приходит на помощь, только тогда когда его попросят.

3. Друг утешает, радует, слушает.

4. У твоего друга нет интересных игрушек, значит нужно искать себе нового друга.

5. Друг в беде не бросит.

Формирование читательской деятельности младших школьников.Верные ответы                                     Неверные ответы

       1, 3, 5                                                            2,4

 

+

Формирование читательской деятельности младших школьников.Правильные ответы заранее написаны на обратной стороне доски. Используется прием самопроверки, рефлексии. Дети самостоятельно оценивают результаты своей работы.

Справился полностью         

 
 Формирование читательской деятельности младших школьников.

 

 

 

Есть ошибки

 

Надо повторить пройденный материал

         Технология критического мышления предлагает методический приём известный как

«Написание синквейна», помогает обобщить или охарактеризовать понятие, явление, героя. Развивает у детей речь, умение обобщать.

В переводе с французского «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна таковы: в первой строчке записывается тема одним словом (существительное). На второй строчке описание темы в двух словах (прилагательные). На третьей строчке описание этой темы тремя словами (глаголы). На четвертой строчке предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней. Впрочем, можно не ограничивать четырьмя словами. Дети могут использовать крылатые выражения или цитаты. На последней строке пишется синоним темы (одно слово), которое повторяет суть темы. Приведу примеры синквейнов, составленных учащимися 4 класса после изучения произведения Лидии Алексеевны Чарской  «Записки маленькой гимназистки»

1. Лена                                                                

2. Милая, добрая                                               

3. Приехала, страдала, старалась 

4. Очень жаль одинокую Лену.

5. Сирота.                                     (Третьякова Яна)

 

1.     Лена

2.     Молчаливая, застенчивая

3.     Защищается, молчит, плачет

4.     Девочка никому не делала зла.

5.     Одинокая                                      (Гилёв Олег)

 

Задания можно менять: составить синквейн, определить тему синквейна, составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку в готовом синквейне. Читая детские работы, я уже вижу, кто из детей понял изучаемую тему, а кто нет.    

Прием «Корзина идей»

Это прием групповой и индивидуальной работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них знаний и опыта, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится в следующем порядке:

1.Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь все, что знает (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить все, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся  к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

4. Далее, каждая группа по кругу называет какое – то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

          5. Все сведения кратко, в виде «тезисов» записываются в «корзину» идей (Без комментариев, даже если идеи ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать идеи, факты, имена, мнения, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока)

 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой темы.

Для того чтобы стимулировать познавательно – поисковую активность учащихся, использую прием «Архивариус». Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который им необходимо  самостоятельно найти ответ. Например, что означает фразеологизм «Держать хвост пистолетом». Являются ли однокоренными слова: отцовский, Отечество, Отчизна. Первый, кто находит ответ, получает «5». Обязательное требование указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, почерпнутая из энциклопедий, справочников, словарей, художественной литературы.

Прием «Письмо к учителю». Я предлагаю написать письмо учителю, (можно маме, сказочному герою, инопланетянину и т.д.), но перед этим раздаю памятки:

1.     Я прочитал (а) рассказ (стихотворение)

2.     Больше всего запомнилось

3.     Понравилось

4.     Не понравилось

5.     Мое эмоциональное состояние

6.     Этот рассказ (стихотворение) учит меня …

Этот прием используется на стадии рефлексии, я могу проверить, как дети усвоили содержание текста и какие выводы сделали.

 Приведу пример. 4 класс. Бефус Юлия.

«Я прочитала стихотворение А. Барто «Снегирь». Больше всего мне запомнилось то, как сильно  хотел мальчик завести у себя дома снегиря. Мне понравилось то, что мальчик перестал драться и плохо себя вести, и наоборот, он стал очень добрым. В стихотворении не было ничего такого, чтобы мне не понравилось. У меня на душе даже радостно стало. Это стихотворение учит меня тому, что если ты хочешь питомца, то нужно немного постараться: не шалить, не вертеться за столом. Словом, вести себя так, чтобы тебе его купили».

Использование приемов ТРКМ позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, делать логические умозаключения. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Именно таким должен быть современный человек, потому что мир вокруг нас разнообразен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, умея отстаивать собственное мнение.

                      

Список литературы

1.                     Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык. – М.: «Баласс», 2010.

2.                     Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева Методические рекомендации для учителя. «Русский язык». – М.: «Баласс», 2002.

3.                     А.И. Павлова О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. – 2007. - № 8

4.                     И.В. Жакулина Мастер – класс «Использование технологии РКМЧП в начальных классах». – 2009. 

 

Ход урока (фрагмент)

I. Орг. момент.

Введение в тему урока.

- Прочитайте пословицы (на доске):

Старый друг лучше новых двух.

Без друга в жизни туго.

Верному другу цены нет.

Друга на деньги не купишь.

 - Что объединяет все пословицы? (они о верном друге)

- У каждого человека должен быть друг.

 

Кого можно назвать другом?

 

 - Какими качествами характера должен обладать друг?

 

(терпеливый, внимательный, отзывчивый, верный, надёжный, заботливый)

 

 

Давайте сыграем в игру «Верные неверные высказывания»

 

Запишем в левую колонку номера «верных» высказываний, а в правую «неверных» высказываний.

 
 Формирование читательской деятельности младших школьников.

 

 

 

Верные                                                          Неверные

1, 3, 5.                                                           2, 4.

                           

Я предлагаю высказывания:

1. Друга я в беде не брошу.

2. Верный друг приходит на помощь, тогда когда его попросят.

3. Друг утешает, радует, слушает.

4. У твоего друга нет интересных игрушек, значит нужно искать себе нового друга.

5. Друг в беде не бросит.

 

Правильные ответы заранее написаны на обратной стороне доски. Используется прием самопроверки, рефлексии. Дети самостоятельно оценивают результаты своей работы.

 

+

Формирование читательской деятельности младших школьников.Справился полностью         

v

 
 Формирование читательской деятельности младших школьников.

 

 

 

Есть ошибки

 

 

На доске: Друг – это тот, кто ………….

- Закончите эту фразу.

 Карточка для самооценки.

 

 

ВЕРНЫЕ

НЕВЕРНЫЕ

 

 

Формирование читательской деятельности младших школьников.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x