Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Формирование читательской компетентности

Автор: Арович Софья Евгеньевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Формирование читательской компетентности у учащихся

 

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Дени Дидро – французский писатель).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.

Читательская компетентность определяется:

-владением техникой чтения,

-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных(учебной, научно-познавательной, справочной),

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

  • понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что  обучая детей чтению, большее внимание уделялось  технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». . Также практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываются в задание», отсутствует смысловое чтение.

    В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Инсценирование - один из эффективных методов осмысленного чтения. Детям приходится неоднократно перечитывать произведение прежде чем подобрать тот образ, который более близок к замыслу автора. Нет второстепенных деталей и мелочей всё очень важно, и костюм, и прическа, и даже взгляд.( слайд)

    Интерес к чтению поддерживается и уроками внеклассного чтения. Многие УМК для обучающихся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. А так же читательские дневники. Так читательские дневники сыграли важную роль в формировании смыслового чтения в 1классе.  На каждого ученика были приобретены дневники читателя, который состоит из 3 разделов.

1. Раздел - читаю, думаю, рассуждаю. (  в данном разделе учащиеся пишут небольшой отзыв о прочитанном)

2 раздел - мои любимые книжки . В этом разделе  выделяем:

-краткое содержание книги,

- главных героев, их характеристику,

- непонятные слова,

- иллюстрацию к этой книге,

- чему учит книга, своё отношение, 

- какие книги этого автора хотел бы ещё прочитать.

3 раздел - список прочитанных книг за год

 Работа с данными дневниками в течение года, нам удалось  привлечь родителей к чтению вместе с ребёнком, так как одному ребёнку справиться в 1 классе трудно. Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения.

     Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.. Так технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  содержит такие приёмы  как тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебные узелки, , приём ЗХУ, и др.). Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

 

Пожалуйста, подождите.
x
×