Формирование дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Николаева Наталья Александровна

Формирование дружеских взаимоотношений

                между детьми старшего  дошкольного возраста.

 

 

 

Актуальность. Отношения к другим людям составляет основную грань человеческой жизни, является центром духовно-нравственного становления личности  и во многом определяет нравственную ценность человека.

         Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. 

         Тема зарождения и становления межличностных отношений очень актуальна, так как множество негативных явлений среди подрастающего поколения (жестокость, агрессивность и т.п.), имеют свое истоки в раннем и дошкольном детстве.

         Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность, конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, дети не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы с детьми по формированию партнерских, дружеских взаимоотношений в детском коллективе.

 

Адресат. Мальчики и девочки старшего дошкольного возраста, не умеющие наладить партнерские, дружеские взаимоотношения со сверстниками.

 

 

 

Концептуальные компоненты структуры.

 

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста дружеских, партнерских взаимоотношений со сверстниками.

 

Задачи:

1. Развитие навыков совместной деятельности, общения;

2. Формирование общности с другими;

3. Развитие способности к сопереживанию, содействию, эмпатии;

4. Привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам;

5. Учить детей замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии;

 

        

 

Содержательная характеристика программ.

 

Раздел 1. «Без слов»

         Главной целью этого раздела является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров и  других конфликтных ситуаций.

        

 

Раздел 2.  «Он, она, они»

         Целью второго раздела является формирование у детей способности видеть сверстника, обращать на него внимание, уподобляться ему. А так же установление атмосферы доверия, принятия каждого, доброжелательного общения детей друг с другом, сплоченности группы.      

 

Раздел 3.  «Мы»

         Главной целью этого раздела является развитие у дошкольников навыков эффективного взаимодействия детей друг с другом, развития  чувства общности, формирование способности ориентироваться на сверстника. А так же развитие умения детей договариваться, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера.

 

                     Учебно-тематическое планирование.

 

Раздел

Темы встреч

1.    Без слов

1 встреча «Прогулка в «глухом» лесу».

2 встреча «Путешествие на остров»

2.   Он, она, они

3 встреча «Про ребят»

4 встреча «В цирке»

5 встреча «Если бы …»

6 встреча «Мы такие … - разные и похожие»

3.    Мы

7 встреча «В парке развлечений»

8 встреча «Прогулка в лесу» - 1

9 встреча «Прогулка в лесу» - 2

10 встреча «В деревне»

11 встреча «Пришла зима»

 

 

 

 

 

 

                                Содержание программы.

 

Раздел 1. «Без слов»

 

Встреча 1. «Прогулка в «глухом» лесу».

 

Цель:  расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; формировать у детей умение устанавливать и поддерживать контакты; учить их понимать своего сверстника по выражению лица, жестам, движению глаз; развивать умения действовать сообща, в команде.

 

Педагог садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. Рассказывает, что они отправляются в  «глухой» лес, где будут общаться особым, необычным языком - с помощью жестов и движений.

Игра «Жизнь в лесу».

Педагог рассказывает детям что, когда мы захотим поздороваться, то будем тереться друг о друга носами (показывает), когда хотим спросить другого, как дела, хлопаем ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Готовы?  Тогда – начали.

Игра «Тропинка».

Педагог говорит, чтобы прийти в «глухой» лес надо встать друг за другом и идти не отставая. По ходу движения преодолевают «большие камни», «ручеек», «тонкий мостик», «грязную лужу», «скользкий лед».

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели - покажем».

Педагог предлагает детям погулять по  волшебному лесу и посмотреть, что здесь растет, какие животные водятся, а потом, когда мы снова соберемся на этой полянке, вы покажете, что видели.

Игра «Змейка».

Дети берутся за руки, встают лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая разные повороты и закручивая «змейку».

Игра «Острова».

Материал: один большой лист бумаги.

Педагог рассказывает детям о том, что в лесу часто бывают дожди, отчего все полянки заливает вода. Чтобы не намочить ноги, все дети должны поместиться на островке.  В ходе игры ведущий загибает края бумаги, отчего «островок» становится меньше и меньше. Стимулируя детей плотнее вставать друг к другу.

Игра «Построим домик».

Материал: детские стульчики, мягкие блоки.

Педагог рассказывает детям о том, что уже стало темнеть и пора побеспокоиться о ночлеге. Предлагает построить домик из камней (детские стульчики) и мха (мягкие блоки). Домик строится один на всех. После постройки домика все дети залезают в него, устраиваются на «ночлег».

Игра «Тропинка»

Дети встают друг за другом, берутся за руки и «возвращаются» из «глухого» леса.

 

Педагог хвалит всех детей, отмечает выполнявших правила игр. Прощается.

 

 

Встреча 2. «Путешествие на остров»

 

Цель: Продолжать  учить их понимать своего сверстника по выражению лица, жестам, движению глаз; развивать групповую сплоченность; преодолевать трудности в общении; развивать умения действовать сообща, в команде.

 

Педагог садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. Рассказывает детям, что сейчас они находятся в «корзине воздушного шара» и отправятся на необитаемый остров. Говорить вслух на острове запрещено, поэтому общаться они будут с помощью жестов и движений.

Игра «Полет на воздушном шаре».

Педагог и дети имитируют полет на воздушном шаре, полет с парашютом, приземление на остров.

Игра «Одно большое животное».

         Педагог рассказывает детям о том, что когда они летели, он видел одно большое животное, предлагает показать. Дети берутся за руки, встают в круг, делают синхронно вдох - шаг назад  и  выдох - делают шаг вперед.

Игра «Тропинка».

Педагог предлагает детям пройти к морю.

По ходу движения преодолевают «большие камни», «ручеек», «тонкий мостик», «грязную лужу», «скользкий лед».

Игра «Море».

Материал: большая шелковистая ткань зеленого или голубого цвета.

         Педагог и дети садятся по кругу, берут ткань за края, медленно, синхронно  поднимают и опускают ее, имитируя морские волны. Затем ведущий предлагает «искупаться» в море. Один из детей, по своему желанию, может «плавать» на или под «водой», остальные дети имитируют движение морских волн. После чего «пловца» спрашивают о том, что он видел в море. Объяснять можно только с помощью движений и жестов.

Игра «Мяч в круге».

Материал: Мяч.

Педагог и дети встают в круг. Ведущий предлагает детям «перекусить», но есть только один большой горячий пирожок (мяч). Передавать «пирожок» нужно быстро, чтобы не обжечься, и постараться не уронить.

 

Игра «Оживлялки».

Педагог предлагает детям сесть на «траву» и   вспомнить дом, любимые игрушки, игры. Предлагает детям изобразить любимую игрушки или игру, в которую любят играть.

Игра «Построим плот»

Материал: мягкие блоки «Альма».

Педагог предлагает детям отправиться в обратный путь и подумать, как это сделать. Дети предлагают свои варианты. Педагог предлагает построить плот из «бревен» (Мягкие блоки «Альма»). Говорит о том, что «бревно» очень тяжелое, и нести его можно только вдвоем или втроем. Дети строят «плот» (не большой). Отправляются в «путь», «приплывают».

 

Педагог хвалит всех детей, отмечает выполнявших правила игр. Прощается.

 

 

 

Раздел 2.  «Он, она, они»

        

 

Встреча 3 «Про ребят».

 

Цель:  Продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе; развивать способность детей к эмпатии; развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям.

 

Педагог и дети приветствуют друг друга,

Игра  «Давайте познакомимся!»

Материал: мяч.

Педагог и дети становятся в круг, затем ведущий называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т.д.

Игра «Переходы».

Материал: стулья, которых на один меньше, чем играющих.

Педагог сообщает сидящим на стульях детям, что они должны быть внимательны. Затем ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого…». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять свободное место. Тот, кто остался без стула становится ведущим.

Игра «Найди друга»

Детям предлагается найти себе пару, внимательно посмотреть на партнера, запомнить его, затем одному из пары завязывают глаза – его цель – найти своего партнера среди других детей.

 

Игра «Дотронься до…»

Педагог предлагает детям дотронуться до…(круглого, красного и т.п.), дети ищут, указанный ведущим признак, стараясь первыми найти и дотронуться, не повторяться. Игра проходит в быстром темпе.

Игра «Дискотека»

Педагог предлагает потанцевать. Включает веселую музыка, начинает танцевать и приглашать детей.

 

Педагог отмечает успехи детей, хвалит. Прощается.

 

 

          Встреча 4 «В цирке»  

        

Цель:  продолжать формировать чувство принадлежности к группе, умению взаимодействовать со сверстниками; развивать координацию, ловкость.

 

Педагог демонстрирует картинку «Цирк», задает вопросы, поясняет. Затем предлагает детям отправиться в «цирк».

Игра «Обезьянки»

Педагог предлагает детям превратиться в обезьянок. Дети имитируют движения, позы обезьян

         Игра «Петушки»

Педагог приглашает мальчиков принять участие в веселом соревновании. Игроки выбирают себе пару (желательно одинаковой комплекции), становятся напротив друг друга и, прыгая на одной ноге, хлопают друг друга ладонью по ладони. Не устоявший на одной ноге, считается проигравшим.

Игра «Я клоун»

Материал: колпак, поролоновый нос.

Педагог предлагает кому-нибудь из детей (желательно ребенку с демонстративным типом поведения) быть клоуном и повеселить ребят.

«Клоун» паясничает, кривляется. «Зрители» хлопают в ладоши.

Игра «Я кубик несу и не уроню»

Материал: деревянные кубики по 2-3 штуки на каждого играющего.

 Педагог предлагает детям побыть жонглерами. Педагог  кладет один кубик на раскрытую ладонь и ходит, затем  ставит сверху еще один кубик, старается, чтобы башня не развалилась. Дети повторяют за ведущим. Задания можно усложнить.

Игра «Силачи»

Материал: разнообразные мячи на каждого играющего.

Педагог предлагает детям изобразить силачей. Представить себе, что вместо надувных мячей – чугунные. И с «усилием» поднимать мячи.

 

 

Игра «Кенгуру»

Материал: мячи.

Педагог предлагает детям «превратиться» в дрессированных кенгуру. Зажав мяч между коленями, дети прыгают, стараясь не уронить мяч.

 

Педагог заканчивает игры, хвалит всех детей. Прощается.

 

 

         Встреча 5 «Если бы …»

 

         Цель: продолжать развивать интерес к общению со сверстниками, стремление сопереживать, поддерживать друг друга; развивать воображение.

 

Педагог садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. Предлагает пофантазировать на тему «Если бы на землю вместо обычного дождя, пошел бы липкий дождь…» Выслушивает ответы детей.

         Игра «Ладонь в ладонь»

         Материал: различные крупные предметы (стулья, мягкие блоки и т.п.)

Педагог говорит детям о том, что их ладошки вдруг стали липкие, предлагает детям «прилипнуть» своими ладонями  к ладоням сверстника и таким образом преодолеть полосу препятствий (по комнате хаотично разложены мягкие блоки, стулья).

         Игра «Магнит и шарики»

Педагог говорит о том, что липкий дождь намочил всех детей, и теперь их одежда стала липкая. Предлагает детям побегать по помещению, но если они дотронутся друг до друга, то «прилипнут». Педагог следит за выполнением правил.

Игра «Спиной друг к другу»

Педагог предлагает участникам игры разбиться на пары и встать друг к другу спиной. Затем один из пары будет описывать внешность своего партнера – какие у того волосы, одежда и т.д.

В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды своего партнера.

Игра «Шарик в круг»

Материал: надувной шар.

Дети встают в круг. Педагог сообщает им о том, что их ноги «приклеились» и сойти с места они не смогут.  Задача игроков – ловить и  отбивать надувной  шар не сходя с места.

 

Педагог отмечает успехи детей, хвалит. Прощается.

 

 

 

          

Встреча 6 «Мы такие … - разные и похожие»

 

Цель: расширять представления о сверстниках, продолжать развивать эмпатию; помочь каждому ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения, а так же особенности и предпочтения сверстников.

 

Педагог садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. Предлагает детям посмотреть друг на друга и ответить на вопрос «Чем мы похожи друг на друга?». Выслушивает ответы детей. Затем задает вопрос «Чем мы не похожи друг на друга». Выслушивает ответы детей. Обобщает ответы детей.

Игра Башенка  из игрушек»

Материал: набор картинок с изображением игрушек и предметов.

Педагог раскладывает картинки на полу и предлагает детям  выстроить башенку: в верху самая любимая игрушка, пониже менее любимая и т.д.  Затем педагог помогает детям сделать вывод о том, что у каждого из них получилась своя башенка, у кого то башенки похожи, а кого то нет.

Игра «Мы – разные»

Ведущий и дети встают в круг. Ведущий задает вопрос, а тот ребенок о ком пойдет речь, делает шаг вперед.

Вопросы: Кто у нас самый высокий (низкий)?

                 У кого длинные волосы и т.п.

После игры педагог обращает внимание детей на то, что они снова в чем-то похожи, а в чем-то нет.

Игра «Переходы».

Материал: стулья, которых на один меньше, чем играющих.

Ведущий сообщает сидящим на стульях детям, что они должны быть внимательны. Затем ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого…». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять свободное место. Тот, кто остался без стула становится ведущим.

Игра «Мне это нравится»

Материал: мяч

Ведущий и дети встают в круг. Ведущий называет какой-либо продукт питания и кидает мяч одному из игроков. Если игрок любит этот продукт питания – он ловит мяч, если нет – не ловит.

Игра «Интервью»

Ведущий предлагает детям представить себе, что они выросли и стали взрослыми. Ведущий просит игрока представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, чем увлекается и.т.п.

 

Педагог подводит детей к пониманию того, что дети чем-то похожи, и чем-то не похожи друг на друга. Хвалит всех детей. Прощается.

 

 

Раздел 3.  «Мы»

 

 

Встреча 7 «В парке развлечений»

 

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, развитию навыков сотрудничества, эмпатии; умению согласовывать свои действия с действиями сверстника.

 

Педагог садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. Демонстрирует картинку «Парк развлечений», совместно с детьми рассматривает. Предлагает отправиться в «Парт развлечений».

Игра «Змейка».

Дети берутся за руки, встают лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая разные повороты и закручивая «змейку».

Игра «Ловись - ловись»

Материал: веревка 1,5 м, с привязанным на конце утяжелением.

Педагог предлагает покататься на карусели. Дети встают в круг, ведущий находится в середине круга. Начинает раскручивать веревку, игроки перескакивают через нее. Наступивший на веревку, выбывает из игры.

Игра «Конкурс хвастунов»

Ведущий и дети садятся на ковер (лужайку). Ведущий сообщает детям о том, что лужайка не простая и всякий, кто сюда попадает превращается в хвастуна. Проводится «конкурс хвастунов». Выигрывает тот, кто лучше похвастается  своим соседом справа. «Конкурс» продолжается  до тех пор, пока все дети не примут в нем участие.

Игра «Комната смеха»

Педагог объясняет детям, что в комнате смеха стоят кривые зеркала, которые могут расширить или сузить изображение, удлинить или укоротить его или совсем  искривить. Игрок входит в «комнату смеха» и по очереди подходит к каждому зеркалу (другие дети) и делает перед ним какое либо движение. «Зеркало» отражает «посетителя». Все дети по очереди выполняют роль «посетителя». После игры проводится небольшое обсуждение.

Игра «Потерялась девочка»

Педагог рассаживает детей на пол, говорит о том, что потерялась девочка (мальчик), которая была одета в… (описывает внешность одного из детей). Дети должны угадать о ком из них идет речь.

Игра «Тир»

 Материал: 4-6 игрушек, листы бумаги А4.

Игрушки-мишени выставляются на 2-3 метра от играющих. Игрокам предлагается скомкать лист бумаги и попасть им в игрушку-мишень.

 

Педагог отмечает успехи детей, хвалит. Прощается.

 

 

 Встреча 8  «Прогулка в лесу» - 1

 

Цель: продолжать формировать партнерские взаимоотношения, развивать навыки сотрудничества.

 

Педагог садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. Предлагает детям совершить поход в дикий лес.

Игра «Не намочи ног»

Материал: деревянные кирпичики, на 1 больше чем игроков.

Педагог сообщает детям о том, что дорогу в дикий лес размыло дождями и пройти туда можно только по камушкам (кирпичики). Каждый из игроков встает на «камушек» друг за другом, последний игрок передает один «камушек» впередистоящему партнеру, тот так же передает впередистоящему, пока «камушек» не дойдет до первого игрока, тот кладет его впереди себя и переступает на него, следующие игроки так же переступают на впередилежащий «камушек». Последовательность действий повторяется.

Игра «Поварята»

Педагог говорит детям о том, что они пришли в лес. Предлагает подкрепиться. Все дети встают в круг – это «кастрюля». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот или салат и.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, помидором  и т.п. Затем все дети ходят по кругу, взявшись за руки. Ведущий выкрикивает названия ингредиентов, названный впрыгивает в круг. Когда все игроки окажутся в «кастрюле» игра заканчивается, можно приступить к «обеду».

Игра «Кто позвал»

Материал: обруч.

На полу обручем обозначается «заброшенный колодец». Один из игроков «падает» в него и начинает звать на помощь. Один из  стоявших позади «упавшего» детей (может назначить педагог) отвечает ему. «Упавший» должен угадать, кто идет ему на помощь. После чего, помогает «выбраться» из «колодца».

Игра «Трио»

Материал: несколько картонных коробок из под обуви.

Педагог предлагает детям выйти на безопасную поляну, но к сожалению, хорошей дороги нет. Дети разбиваются на тройки, обнимают друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева – правую.  Таким образом, игрокам предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справляются с заданием, можно предложить им взять в компанию еще игрока и еще… В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а так же способы справиться с заданием.

Игра «Злой дракон»

Материал: несколько крупных картонных коробок.

Педагог говорит детям о том, что уже становится темно и пора подумать о ночлеге, для этого можно спрятаться в домики (картонные коробки). Дети залезают по несколько человек в один «домики». Педагог предупреждает детей: в лесу живет злой дракон и  каждую ночь он летает над лесом. Существует единственный способ спастись от дракона – обниматься, говорить ласковые слова, жалеть и уговаривать друг друга не бояться, так как дракон не выносит ласковых слов. Роль дракона берет на себя педагог, он ходит между «домиками», устрашающе воет, останавливаясь у каждого домика, и, убедившись, что дети внутри «домика» поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

 

Педагог выводит детей из игр, завершает встречу,  хвалит всех детей. Прощается.

 

 

 Встреча 9  «Прогулка в  лесу» - 2

 

Цель: продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе, сотрудничать и решать конфликтные ситуации.

 

Педагог садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. Предлагает детям вспомнить предыдущее занятие. После чего, предлагает продолжить игру.

Игра «На мостике»

Педагог предлагает пройти по мостику на оврагом. Для этого на полу отмечается мостик – полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Важно не переступать через черту. Приступив к игре, дети могут договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика – аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Игра «Заблудившиеся дети»

Педагог предлагает детям пройтись по лесу, погулять, полюбоваться природой. Через какое-то  время, педагог подзывает к себе детей и говорит им, что они заблудились. Начинает «бояться», предлагает детям поближе прижаться друг к другу и попробовать идти вперед. 

Игра «Обнималки»

После того, как дети «выйдут» из леса, педагог начинает ликовать,  радостно обнимать всех игроков, то же самое делают дети.

Игра «По кочкам»

Материал: Мягкие блоки «Альма»

Педагог и дети оказываются в «Болоте». Играющие  рассаживаются на свободные «кочки» (блоки «Альма»), тем, кому их не хватило,  залезают на любую другую. Задача игроков суметь договориться, чтобы не один из играющих не остался в «болоте».

Игра «Змейка»

Дети стоят друг за другом. Впереди может встать любой желающий – он ведущий. Задача игроков – точно повторять движения ведущего.

Игра «Шторм»

Материал: большая шелковистая ткань зеленого или голубого цвета.

Педагог собирает детей в круг, все держаться за края ткани – это «море». Педагог говорит о том, что на море начинается шторм, все играющие активно поднимают и опускают края ткани, дуют, шумят, имитируя шумящее море.  Затем педагог говорит о том, то беда кораблям, оказавшимся в такую погоду на море, огромные волны грозят перевернуть его. Но под водой тихо. Все желающие «надевают гидрокостюмы» и «плавают под водой» (под тканью). Педагог следит, чтобы всем детям хватило места «под водой».

Игра «Тропинка»

См. выше. Вместо кирпичиков можно использовать обручи и т.п.

 

Педагог завершает игры, обсуждает с детьми прогулку. Прощается.

 

 

Встреча 10  «В деревне»

 

Цель: продолжать способствовать развитию навыков сотрудничества, сплочению детского коллектива; умение согласовывать свои действия с действиями сверстника, действовать сообща.

 

Педагог садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. Демонстрирует картинку «В деревне», совместно с детьми рассматривает. Предлагает отправиться в «деревню».

Игра «Паровозик с именем»

Педагог выбирает «машиниста», он «едет» по большому кругу, «подъезжает» к любому из участников игры, тот встает впереди – теперь он «машинист». Вместе они снова «едут» по большому кругу, или любой другой траектории, «машинист» «подъезжает» к любому из участников. Так до тех пор, пока все участники игры не «сядут» в поезд.

Игра «Жужа»

Материал: платок или полотенце.

Педагог сообщает детям, что они приехали в деревню. Здесь живет злая собака по кличке «Жужа». Выбирается водящий – «Жужжа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы. Когда «Жуже» это надоест, он вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь запятнать их полотенцем по спине. Игра повторяется, ведущие меняются.

 

 

Игра «Сороконожка»

Педагог предлагает детям погулять по «деревне» и полюбоваться на здешние красоты. После собирает вокруг себя детей и рассказывает им, что видел большую сороконожку, предлагает детям изобразить ее. Игроки встают друг за другом на четвереньки и кладут руки на плечи соседа. Начинают двигаться вперед. Педагог помогает, направляет движение сороконожки. После игры сороконожка падает отдохнуть на ковер, по-прежнему держа соседа за плечи.

Игра «Коршун и наседка»

Материал: Веревка 1,5-2 м.

Педагог сообщает детям, что в деревне есть птичий двор, где живет наседка с цыплятами. Выбирают двух водящих – «коршуна» и «наседку», все остальные дети – «цыплята». «Наседка» становится первой, за ней, держась за веревочку – «цыплята»,  на протяжении всей игры они не должны выпускать веревку из рук. По сигналу «коршун» должен поймать последнего «цыпленка», а «наседка» мешает ему, но ей нельзя хватать «коршуна» за руки. «Цыпленок» становится пойменный, если «коршун» коснулся его рукой. Затем выбираются другие водящие.

Игра «Гусеница»

Материал: мячи по количеству играющих.

         Детям предлагается встать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает первый ребенок.

         Игра «Головомяч»

         Материал:  мяч

         Педагог сообщает детям, что в деревне есть пастбище, где пасутся молодые бычки, которые любят играть с копной сена (мяч). Предлагает поиграть. Дети ложатся на живот по три человека, так чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры – встать не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками. Можно усложнить игру, увеличив количество игроков, поднимающих мяч.

Игра «Паровозик»

Педагог говорит детям о том, что пора возвращаться. Дети встают друг за другом. «Машинист» в быстром темпе двигается по причудливой траектории. Таким образом, «приезжают» домой.

 

Педагог обсуждает с детьми прогулку. Прощается.

 

 

Встреча 11 «Пришла зима»

 

Цель: продолжать формировать партнерские взаимоотношения, способность действовать сообща, преодолевать конфликтные ситуации, находить компромисс; продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе.

 

Педагог рассаживает детей вокруг себя, рассуждают о том, в какие игры и забавы можно играть зимой. Предлагает поиграть.

Игра «Снеговик»

Материал: подушки разного размера.

Дети делятся на небольшие группы по 2-4 человека. Им необходимо построить снеговик, используя подушки. Дети по очереди кладут подушки (по одной за ход), при этом они могут обсуждать куда и как положить, чтобы снеговик не упал. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокого снеговика.

         Игра «Обнималки»

         На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу. Педагог предлагает детям представить себе, что это вершина снежной горы, и чтобы не упасть с нее, необходимо плотнее встать друг к другу. Дети выполняют задание. Педагог следит, чтобы все дети уместились на «вершине». В конце игры все дети «съезжают» с горы.

         Игра «Путанка»

         Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Педагог запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу, просит перешагнуть через сцепленные руки соседей и т.д. Таким образом, получается куча-мала. Дети должны распутаться не разжимая рук.

         Игра «Рукавички»

         Материал: вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором, карандаши или фломастеры.

Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети должны раскрасить рукавички одинаково.

         Игра «Связующая нить»

         Материал: клубок разноцветных ниток.

         Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает педагог, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети, по просьбе педагога натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

 

 

 

 

Рекомендуемый стиль общения:  Реализуя программу, педагог обеспечивает во взаимодействии с детьми безоценочность, безусловное принятие, безопасность и поддержку.

 

 

Диагностика межличностных взаимоотношений.

 

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста не умеющих наладить партнерские, дружеские взаимоотношения со сверстниками, выступающие в детском коллективе как «игнорируемые» и «отвергаемые». Для выявления этих детей в группе сверстников используются «Метод вербальных выборов», методика «Два домика» (Приложение 1).

Для оценки эффективности программы, социометрические методы используются повторно.

 

Организационно-педагогические условия.

         Для реализации программы необходим  кабинет (зал, группа) ~ 32 м 2. Время реализации – утренний или вечерний отрезок  в режиме дня дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

(для педагога-психолога)

1.     Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов. Автор-составитель И.А.Пазухина. Спб., «Детство-пресс» 2004

2.     Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

3.     Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005

4.     Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии/ Составители С.В.Лесина, Г.П.Попова, Т.Л.Снисаренко. Волгоград: Учитель, 2008

5.     Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008

6.     Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997

7.     Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М.; Воронеж, 2001

8.     Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: «Плэйт», 2004

9.     Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников  диаогностика, проблемы, коррекция. Москва, Владос 2003

10. Г.А. Широкова, Е.Г.Жадько. Практикум для детского психолога. Издание второе. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

(для воспитателей)

 

1.                           Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

2.                           Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005

3.                           Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7  лет. Разработки занятий. / Составитель Р.А.Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

4.                           Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007

5.                           Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ /Авт.-сост.: И.Н.Наревская, Н.Г.Сабиррова, Н.А.Куранова, Н.С.Нурмухаметова. – М.: АРКТИ, 2009

6.                           Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: «Плэйт», 2004

7.                           Система работы по эмоционально-волевому развитию. Старшая и подготовительная группа./ Автор-составитель Н.А.Левина. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009

8.                           Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп./Сост Т.Н.Икрянникова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

 

Мелодика «Два домика»

 

            Для проведения методики  необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой, красивый красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Педагог показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь пригласить к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в «черный домик». После инструкции педагог отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный домик, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

         Интерпретеция результатов этого теста  достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещение сверстников в красном и черном домиках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод вербальных выборов

 

         Старшие дошкольники могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе педагог может задать ребенку следующие вопросы:

1.     С кем хотел бы дружить, а с кем нет?

2.     Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого не пригласил бы?

3.     С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

 

Обработка данных и анализ результатов

 

         В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

         Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол.

         Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

- популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов;

- предпочитаемые – дети, получившие один-два положительных выбора;

- игнорируемые – дети, не получившие не положительных, ни отрицательных выборов;

- отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

 

 

         При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. На основании ответов детей составляется социограмма группы.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x