ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Автор: Винокурова Татьяна Сергеевна

ФОРМИРОВАНИЕ  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Винокурова Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с УИОП №3

г. Яранска Кировской области 

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра»

Л.Н. Толстой

             Идеологической основой ФГОС НОО является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.   В связи с этим усиливается значение  учебного курса  «Литературное чтение». Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, едва ли, не единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала.                                                                                                                              

На уроках литературного чтения, научившись читать, дети учатся полноценно воспринимать художественный текст, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться душой на  переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом.                                        

Читая и анализируя произведение, стараюсь, чтобы дети задумывались о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Я не думаю, что они еще маленькие и что не следует пугать или осложнять им жизнь такими вопросами, – современные дети  на своем пути сталкиваются порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше они начнут думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут им решать добрые и умные книги и я, учитель.

Поделюсь своим опытом по данной проблеме на примере уроков по произведению В. М. Гаршина  «Сказка о жабе и розе», которое изучается в 4 классе учебно-методического комплекта «Школа России».

Это произведение даёт богатейший материал для воспитания духовно-нравственных качеств у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Главная задача, которая  стояла передо мной, подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен.

 На уроках использовала методы проблемного обучения, частично-поискового. Велась фронтальная, групповая, индивидуальная и парная форма работы. Уроки сопровождались мультимедийной презентацией. Текст произведения - достаточно объёмный, богатый. Краткое содержание этого произведения.

Жаба и роза жили в одном и том же заброшенном цветнике. В саду раньше играл маленький мальчик, но теперь, когда роза расцвела, он лежал в постели и умирал. Противная жаба по ночам охотилась, а днём лежала среди цветов. Запах прекрасной розы ее раздражал, и она решила её съесть. Роза  сильно боялась жабы, так как не хотела умирать такой смертью. И в тот момент, когда жаба почти уже добралась до цветка, сестра  мальчика подошла срезать розу, чтобы дать ее больному брату. Девушка отшвырнула коварную жабу и отнесла розу брату, который так мечтал увидеть цветок. Мальчик вдохнул аромат цветка и умер. Розу поставили у его гробика, а потом  засушили в книге. На первом уроке мы с ребятами прослушали аудиозапись этой сказки. Произведение очень затронуло  ребят, у некоторых из них  навернулись слёзы, как и у меня. Сначала в классе стояла тишина, а потом ребята стали делиться своими впечатлениями, переживаниями.  Равнодушных ребят не осталось.                                                                   

На втором уроке по работе с этим произведением с первой минуты и до последней старалась, чтобы в классе была добрая, красивая эмоциональная атмосфера. Ведь эмоционально настроенный, творчески раскрепощенный ученик глубже чувствует и воспринимает литературное произведение.                                      Урок начался со слов «Красота спасёт мир». Ребята  объяснили эту фразу,  а затем  прослушали красивую мелодию Антона Григорьевича Рубинштейна на фоне слайдов с картинами природы. Мы поделились впечатлениями от музыки, и детям,  был поставлен проблемный вопрос: «Какое отношение имеет эта музыка к  уроку?»  Ребята  сделали  предположения, но они были не совсем верными. Оказалось, что именно данная музыка натолкнула Гаршина к написанию этой трогательной сказки. Затем  был организован анализ произведения по частям-картинам. Детям было предложено представить себя   режиссёрами и подумать, какие картины они бы сняли к этой сказке.  Вместе мы пришли к мнению, что можно снять следующие картины: «Цветник», «Роза», «Жаба», «Вася и Маша». Работая с данными картинами, ребятам постоянно приходилась подтверждать свои слова, опираясь на текст.                                                                     

В середине урока была небольшая музыкальная пауза, где мы прослушали произведение  Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов», которое сопровождалось слайдами чудесных роз, что, несомненно, способствовало поддержанию эмоциональной настроенности детей.                                                                        Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся  непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов. Поэтому была организована работа в группах,   цель которой,  как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста. Дети хорошо справились с заданием, и пришли к верным выводам.

Так плавно мы подошли к беседе для поиска и формулировки идеи произведения. Определили, что жаба - это символ зла, а роза – символ добра. Ребята высказали своё мнение о том, чему учит их эта сказка, и попробовали выразить своими словами главную идею этого произведения. Вместе с детьми мы пришли к выводу, что «Дающий добро -  бессмертен». Кроме того ребята узнали, что Всеволоду Михайловичу  Гаршину принадлежит одна удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…». Дети достаточно точно смогли определить смысл этих слов. В конце урока ученица прочитала на фоне музыки очень трогательное доброе стихотворение:

 В жизни по разному можно жить 
В горе можно, и в радости
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно и так:

На рассвете встать, и не помышляя о чуде
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.                                                                                                         

Рефлексия была организована  по принципу, закончить предложения:                          

-Самым интересным на уроке для меня было...                                                                                               

- Меня удивило...                                                                                                                                       

-Сказка меня научила…                                                                                                                        

 -Мне было трудно…                                                                                                                        

-Я еще хотел бы узнать...                                                                                                                     

Дома ребятам предложено было подобрать пословицы к сказке или придумать другой конец сказки.

На следующем уроке ребята с удовольствием зачитывали свои варианты концовок сказки.  Во всех продолжениях мальчик Вася выздоровел, сказка в детских вариантах не была настолько грустной. Ведь детям очень трудно принять сам факт смерти, особенно ребёнка.                                                                                         Это произведение учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе. И таких глубоко нравственных произведений в программе литературного чтения достаточно много. Правильно организованная работа с ними даёт благодатную почву для воспитания у детей нравственных качеств личности. «Замерить» результаты нравственного развития учащихся, да еще в таком возрасте очень непросто.  Но трудности в замерах не означают, что нам, педагогам, этим не надо заниматься. Надо помнить, что нравственные убеждения, которые психологи считают главным результатом нравственного воспитания, складываются у человека в мировоззренческую систему в юности. Но формирование нравственных представлений ребенка начинается в детстве. Система нравственных убеждений складывается иногда всю жизнь, ведь человека можно переубедить, разубедить в том, в чем он, казалось, был уверен.  Как отслеживать этот внутренний процесс педагогу? Учитель имеет интуитивные представления о нравственном уровне своих учеников, и они в большей части соответствуют действительности, ведь учитель начальной школы очень близок и открыт детям, он видит учеников своих не только на уроках. Поведение ребенка, его поступки, их мотивы, если учитель их наблюдает и анализирует, говорят педагогу об уровне нравственной убежденности, дефектах нравственного воспитания.                                                                                                                    

К концу начальной школы я заметила, что мои ученики стали тоньше чувствовать  те стороны жизни, которые раньше совсем не замечали: это сопереживание животным, природе, окружающим. Стали добрее, отзывчивее, более ответственны за свои поступки и слова. 

Литература

Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Просвещение, 2014

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x