«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Автор: Кательникова елена Викторовна

 Тема: «Формирование  экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

                                                                        

 

 

 

 

 

Автор опыта: Кательникова Елена Викторовна

                                                           воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016г.

 

 

 

 

 

 

Информационная карта передового педагогического опыта

 

Ф. И. О. автора: Кательникова Елена Викторовна

Место работы: МАДОУ  Детский сад №297 ,должность -воспитатель

Тема педагогического опыта: «Формирование  экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»


 

1.        Литературный обзор состояния вопроса.

 

 

Исследователи А.Н. Зверев, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях детей. Среди последних важным является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, он не различает границу между «человеческим» и «не человеческим», у него преобладает познавательный тип отношения (какой бывает объект на вкус, ощупь) сравнительно с эмоциональным, чувственным и практически-действенным. А это как нельзя лучше формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубоко остаются в нем, чем следы действительной жизни.

Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игра - предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками. Внимание к природным объектам требует сосредоточенности, на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.         Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

 

    Анкетирование – 1. Метод массового сбора информации с использованием анкет, включающий их составление, распространение, изучение. 2. Способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.

    Взаимодействие педагога и воспитанников – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Демонстрационный дидактический материал – средство демонстрации при групповом обучении, выполненное в крупном формате и на плотной основе, сопровождающийся инструкцией или краткими методическими указаниями по их использовании. В педагогическом процессе.

Д.Б. Эльконин характеризует разные виды детских игр, в основном, через их группировку или классификацию.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка.

Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. Инициатива сотрудника – побуждение к началу какого-либо дела, способность и готовность к самостоятельным, активным действиям, к принятию решений, сознательное, творческое их выполнение.

Метод педагогический – метод воздействия взрослого на ребенка через совместную деятельность. Трактовка данного понятия как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.

Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.

Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке.

Программа «Детство» - комплексная программа развития ребенка-дошкольника и педагогическая технология, разработанные преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством В.И. Логиновой под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович. Программа составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства – младшего, среднего и старшего возраста. Особый акцент делается на личностное развитие ребенка.

Программа «Мы» - парциальная программа экологического образования, разработанная Н.Н. Кондратьево, Т.А. Шиленок, Т.А. Марковой, Т.А. Виноградовой. Программа дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» комплексной программы «Детство».

Прогулка – один из режимных моментов жизнедеятельности детей в ДОУ; средство физического и умственного воспитания.

Проект –. Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития ()жизненный цикл, который можно разделить на три фазы: фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза.

Экологизация обучения – формирование на всех этапах обучения экоцентрического типа экологического сознания.

Экологическая культура – экологическое сознание и экологическое поведение, включающее способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Экологическое воспитание – целенаправленный, организованный процесс, направленный на познание окружающего мира, установление взаимосвязи между живой и неживой природой и выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой.

.

 

 

2.        Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

 

1.     Название группы: «Умка»

2.     Возраст детей: от  4 до 6 лет

3.     Количество воспитанников: 16 человек

4.     Коммуникативность детей группы: Общение детей между собой носит добровольный, доброжелательный характер. Воспитанники самостоятельны.

5.     Психолого-педагогический портрет ребенка

Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка. В процессе развития малыша постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности.

6.     Оборудование группы (психолого-педагогические материалы). Общий вид группы – игровой, яркий, предметный. Игрушки всех видов, разных размеров из разных материалов, имеющих разнообразные признаки, свойства и качества. Предметы-заместители: комплекты атрибутов по всем творческим играм данного возраста. Разнообразно соответствующее возрасту и росту детей собственно игровое оборудование (игровая мебель, модули и т.п.). В группе есть уголок релаксации, в котором находится магнитофон и аудиотека, включающая в себя классическую музыку, аудиосказки в прочтении профессиональными актерами. Присутствует активное личное взаимодействие педагогов и родителей. Проводятся родительские собрания, лектории, круглые столы,мастер-классы. Готовятся рекомендации, памятки, информационные листы по развитию и воспитанию ребенка  дошкольного возраста.

 

 

3.        Педагогический опыт.

 

3.1.         Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

 

Методы обучения характеризуются тем, что каждый из них обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. В данном педагогическом опыте используются разнообразные методы и приемы:

·        Словесные: беседы, рассказы, использование художественного слова, экологических загадок, сказок.

·        Наглядные: показ демонстрационного материала, наблюдения, опыты, эксперименты.

·        Практические: ориентированы на активную позицию ребенка  и формирование оперативной стратегии деятельности.

·        Игровые: все игры, в зависимости от того по чьей инициативе они возникают, объединяются в группы:

1.     Игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей, самостоятельные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные игры экспериментирования).

2.     Игры, возникающие по инициативе взрослого (дидактические, подвижные, досуговые).

Игры народные.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывает эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Исследования Комаровой И.А. показали, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются игровые обучающие ситуации. Они делятся на три типа:

1.     Использование игрушек, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом. Присутствие игрушек уместно всякий раз, когда разговор строится на базе получения в процессе наблюдения конкретных знаний. Они эффективны, когда с животными невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять в руки таких животных исключена.

2.     Второй тип обучающих ситуаций связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия..

3.     Третий тип игровых обучающих ситуаций – это различные варианты игры в путешествие («Поездка в лес»), экскурсия по территории детского сада и экологические проекты, которые включают в себя практическую деятельность, наблюдения, опыты, эксперименты, а так же театрализованные игры с участием детей. В каждом конкретном случае дети посещают новые  места, знакомятся с явлениями и объектами.

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические (настольно-печатные, словесные).

Правила для таких игр являются фактором развивающего воздействия на ребенка. Правила побуждают быть активным: быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам, сосредотачивать свое внимание на игровой задаче. В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдения, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков: сравнивать, анализировать, классифицировать.

Особое место занимают дидактические игры. Цель игр – умственное развитие. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры -  это игры с народной игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами).

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, развитие памяти, мыслительных процессов. К ним относятся домино, лото, разрезные картинки, складные кубики.

Словесные игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления о взаимодействии человека и природы,  деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Словесно-дидактические игры могут украсить досуг, прогулку в дождь. Эти игры развивают мышление, гибкость и динамичность представлений.

Интересны игры в загадки. В них дети упражняются выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Игры с правилами составляют подвижные игры. В их основе лежат разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Они удовлетворяют потребность ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Игра-драматизация строится на основе литературного произведения. Сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После прогулки по территории детского сада можно изображать растительность (высокое дерево, широкий лист, маленький цветочек), передать полет бабочек, жуков.

 

 

 

 

3.2.         Актуальность педагогического опыта.

 

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологи о равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по новому, решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического воспитания экологической культуры личности. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология -  это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек – не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же, только часть природы. Необходимо помочь осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.

Контакт с естественной окружающей средой начинается с дошкольного возраста. Именно тогда закладывается начало экологической культуры личности, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представление о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознание и культура.

Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях, как проблему воспитания и как проблему развития экологического сознания у взрослых воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено усугублением экологических проблем планеты. Кризисное состояние биосферы – это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения. Следствием является нерациональное природоиспользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. В этих условиях экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы, если в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки, если мысли и чувства взрослых будут искренне устремлены на сохранение природы, а поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в семье и в дошкольном учреждении.

 

Отличительные особенности опытауспешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, игры, исследование, оценивание); успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет); успешная коммуникативная деятельность (контакт, информация, отношения).

 

Цель – изучить особенности игровой деятельности, как наиболее эффективного метода экологической культуры.

 

Основные задачи: раскрыть суть игры, как метода воспитания; выявить особенности экологической игры; изучить классификацию экологических игр; рассмотреть методику организации некоторых экологических игр.

 

Ожидаемые результаты.

Используя экологическое направление в воспитании дошкольников, ожидается:

1.     Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.

2.     Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях

3.     Осознание себя, как части природы.

4.     Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.

5.     Бережного отношения к своему здоровью.

 

Форма подведения итогов:

 

1.     Итоговые комплексные занятия;

2.     Разработка, внедрение  экологических проектов.

 

 

3.3.         Научность в представляемом педагогическом опыте.

 

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами, тихий пруд с зелеными берегами – эти картины согревают сердце. А если бы ничего этого не было, и мы никогда бы не видели разноцветных лугов, не смотрелись в лесные озера-зеркала, не слышали пение птиц, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых. Сейчас наши дети лучше знают природу и животных других стран: Америки, Африки, Австралии. Желание охранять нашу природу, воспитывать у детей желание больше узнать о ней. И начинать нужно с самых маленьких, именно в дошкольном возрасте, усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыши воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.

Экологическое воспитание – это единство сознания и поведения гармоничного с природой, - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.

На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности, что означает понимание законов природы. Она проявляется в понимании соблюдения нравственных и экологических принципов природоиспользования по изучению и охране среды. Главные принципы жизни человека в гармонии с природой:

·        «Не навреди»;

·        «Познавая, не разрушай»;

·        «Не бери у природы больше, чем необходимо»;

·        «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: Что ты хочешь сделать? Зачем тебе это нужно? Кто (что) при этом приобретет, а кто (что) потеряет?»

·        «Подумай о последствиях»

Содержание экологического воспитания усваивается дошкольниками в различных видах деятельности. К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующее: экологические игры, сказки, экологическая тропа, опыты, практикумы, то есть те, которые отвечают потребностям раннего младшего возраста, а так же позволяют изменить потребительское отношение дошкольников к природе.

Игра – это ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что в игре присуща воображаемая ситуация. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир, мыслить о реальных вещах и реальных действиях, она возникает в реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями, если дети активные в жизни, игра помогает им овладеть знаниями об окружающей жизни, развивает их самостоятельность.

Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, отражаться на наглядно-зрительные игровые образы (по мнению доктора педагогических наук Рыжовой).

Данная тема важна по целому ряду причин. Игра – ведущая деятельность дошкольника. Она обогащает и развивает личность, она должна быть использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней будут особенно эффективны. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни,  особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

 

3.4.         Результативность педагогического опыта.

 

В проделанной работы есть положительные результаты: формирование начала экологической культуры у детей, экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей среды, экологическое просвещение родителей.

Сформированы предпосылки осознанного правильного отношения к объектам и явлениям природы.

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды игровой деятельности.

выработаны навыки грамотного безопасного поведения в природе и быту.

 

3.5.         Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

 

Дошкольное детство. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые на всю жизнь остаются в памяти человека. Поэтому дошкольное детство можно считать началом формирования экологического мышления личности.

Формирование элементарных знаний, здорового образа жизни, мышления поведения – цели экологического развития дошкольников. Для решения этих целей используют программу по экологическому воспитанию «Юный эколог» С. Н. Николаевой, в основе которого лежит личностно – ориентированная модель воспитания.

 

3.6.         Технологичность представляемого педагогического опыта.

   

    Элементы опыта моей работы применяют в практической деятельности педагоги  нашего детского сада.

В группе  проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для роста и развития, наблюдения труда в природе. Дети вместе с воспитателем поливают цветы, заботятся о них, каждое утро разговаривают с цветами:- Как ты, цветок, спал? За нами не скучал? Мы тебя любим, заботимся о тебе.

проводятся экскурсии с детьми, ведется наблюдение, рассматривание, проводится анализ, собирается материал: камешки, веточки, шишки.

На прогулке дети знакомятся с изменениями в природе по сезонам, проводятся игры с природным материалом (песок, глина, вода, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, глины, воды, снега и др. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Что где растет?», «Угадай и назови», «Загадки о животных».

Важным аспектом в системе экологического образования является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную задачу: воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей:

·        Проведение родительских собраний экологической направленности;

·        Участие родителей в совместной игровой деятельности, общении с природой;

·        Выезды с детьми на природу;

·        Участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

·        Совместное озеленение территории детского сада;

·              Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных родителями совместно с детьми Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования детей, его реального осуществления в семье проводилось анкетирование родителей (беседы). Результаты анкетирования были вынесены на родительское собрание для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Такая работа с родителями способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Разработано перспективное планирование, содержащее экологические занятия–Занятия:«Путешествие капельки», «Лесная полянка», «Свойства воды)подобраны игры экологического содержания для использования .

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует познавательную деятельность дошкольников. Особое место занимает игра, которая формирует опыт принятия решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит изменение в психике, подготавливающее переход к новой стадии развития.

Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дети при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдение, прикосновение к растению, животному, поглаживание листьев, ствола) должны рассказать что-либо интересное об объекте природы.

При проведении игр надо учитывать следующее: у детей должен быть сформирован широкий круг знаний об окружающем мире. Игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей. Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, дает возможность высказаться всем детям, с другой стороны препятствует утомляемости, не задерживает ход игры.

Важно подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы у детей раннего возраста, нужно обогащать и расширять сферу чувств и переживаний, придумывать им осмысленность.

Поэтому вместе с детьми сделали наглядные пособия «Четыре времени года», где прослеживаются изменения в каждом времени года. К каждому времени года написали стихи, загадки. В конце времени года вспоминали стихи, загадки, рисунки, поделки, все связанное с этим временем года. Читали экологические сказки из цикла «Родничковые сказки» - по проблемам охраны природы с вопросами для беседы.

Для осуществления проекта неживой природы были привлечены не только дети, но и родители. Были собраны разной формы камешки, интересной формы палочки, соломинки, все это можно украсить и нарядно оформить. Детей это очень заинтересовало. Было сделано озеро, в котором плавали рыбки, лягушки, кораблики. Дети рисовали, лепили, обыгрывали различные ситуации.

 

 

3.7.         Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

 

Экологические игры позволяют идти на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, способствуют умственному воспитанию.

Использование в играх естественных природных объектов создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств.

Осознание себя, как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и другим живым организмам, содействует физическому развитию.

Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.

Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которые входит: побуждение интереса к природе, растениям, животным, к самому себе, освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных, приобщение ребенка к труду по созданию представлений о природе, как о величайшей ценности, понимании ее неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за все живое. Необходимо вовремя научить ребенка любить уголок родной земли и всю природу, как один большой дом.

Без этого ребенок никогда не станет человеком. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры,общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности. «Природа» - является средством осуществления следующего: экологическое направление, воспитание разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы усвоения определенного круга знаний и овладение практическими умениями.

Рассказываю им о том, что чувствую стоя рядом с этой сосной. Признаюсь им, что испытываю трепет перед этими деревьями и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых условиях, когда зимние ветра изгибают, скручивают и ломают их ветви. Я всегда говорю детям о том, что поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.

…Я уверена, что взрослым необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми. Только тогда, когда мы разделяем с другими наши мысли и чувства, возникает атмосфера истинного общения. Мы становимся способны породить в других любовь и уважение к земле. Когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы побуждаем детей анализировать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.

Сначала наблюдайте, говорите потом.

Иногда событие, происходящее в природе, может захватить ребенка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто в процессе близкого общения. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ребенок лучше поймет то, что вне его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа ребенка зазвучит в унисон с природой, ваши отношения перестанут быть отношениями «воспитанник-воспитатель», а станут отношениями товарищей по приключению.

• Сосредоточьте внимание ребенка!

 С самого начала задается верный тон вашему путешествию в природу. Занимается внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому необходимо показать им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывать в них наблюдательность. Дети должны почувствовать, что их открытия интересны и вам.

• Познание природы должно быть пронизано радостью!

 Познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если педагогу удается поддерживать атмосферу радости. Необходимо помнить, что энтузиазм воспитателя заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что педагог имеет как воспитатель.

 

 

 

4.        Выводы.

Тот или иной уровень экологической культуры – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе.

Экологические игры формируют целостное видение мира, подводят воспитанников к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира. Наиболее популярными стали эколого-природоведческие игры, подвижные с элементами имитации, сюжетно-ролевые и ролевые игры. Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установлено, что она прямо зависит от ориентации  на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Гуманное отношение к природе возникает в процессе того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отмечают положительные и отрицательные действия взрослых.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

 


Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем,

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала

И росли, как цветы малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


 

 

5.        Список литературы.

 

1.     Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

2.     Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 100с.

3.     Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.

4.     Воспитание Любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград:Учитель, 2008. – 157 с.

5.     Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128с.

6.     Прогулки в природу: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.:ил.

7.     Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание. / Л.Аветисян.   - 1986. - №1.- С.10-12.

8.     Психология.    /Выготский Л.С. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

9.      Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
 Экологическая педагогика и психология. / Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.

10.         Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1978. - 223 с.

11.          Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей ""Мы": Азбука экологии". - СПб., 1996.

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x