ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ☼ | Дороганова Ольга Николаевна. Работа №205839
Автор: Дороганова Ольга Николаевна
Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания. Правильно организованное и систематически осуществляемое экологическое воспитание - оказывает интенсивное влияние на ум, чувства и волю ребёнка.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5 СТ. ЗЕЛЕНЧУКСКОЙ»
«ФОРМИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5
ст. Зеленчукской» Дороганова О.Н.
ст. Зеленчукская
2018 год
«Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранялись, их надо открывать и показывать»
М.М. Пришвин
Формирование экологической культуры у детей - тема актуальная. Ведь нам, взрослым необходимо показать детям чудеса нашей природы, на смену нам идёт новой поколение и наша главная задача - привить любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства и тем самым, участвует в становлении личности.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными и их средой обитания.
В настоящее время этому вопросу уделяется большое внимание, разработано много разных программ, авторами которых являются С. Н. Николаева, Н. А. Соломонова, Н. А. Рыжова и др.
Формирование экологической культуры С. Н. Николаева считает, что это есть - становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим её, отношения к себе, как к части природы, осознание своих умений созидательно воздействовать с природой
По высказываниям В. А. Ясвина, экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
С точки зрения Т. В. Потаповой, формирование экологической культуры можно рассматривать, как процесс элементарных навыков неразрушающего общения с дикой природой и творения ума и рук человека, элементарные знания о различиях живой и неживой природы.
Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания. Правильно организованное и систематически осуществляемое экологическое воспитание - оказывает интенсивное влияние на ум, чувства и волю ребёнка.
Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка, его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. В этот период развития ребёнка начинает складываться его эмоциональная сфера. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что в природе всё взаимосвязано.
Основными задачами для формирования экологической культуры дошкольников является:
- формировании основ экологического мировоззрения;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилам поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережное отношение к ней.
При реализации этих задач, дети приобретают новые знания о природе, расширяют кругозор, у них формируются различные интеллектуальные умения, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные отношения, обобщать, происходит интенсивное развитие речи. У детей расширяется словарный запас, дети учатся объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека, участвуют в диалоге.
У детей развивается интеллект во всех его формах:
- наглядно-действенной;
- наглядно-образной;
- наглядно-схематической.
Работу по формированию экологической культуры я веду по разным направлениям:
- работа с детьми — это специально-организованные занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, прогулки, эксперименты, самостоятельная деятельность, совместная работа педагога с детьми, дополнительное образование (кружок, игры, которые помогают решать задачи экологического воспитания;
- работа с педагогами - консультации, открытые занятия;
- работа с родителями - консультации, анкетирование, совместные занятия, выпуски экспресс – информации.
Чтобы сформировать у ребёнка основы экологической культуры и правильное представление о природе нужно создать условия по ознакомлению с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства и тем самым, участвует в становлении личности.
Для постоянного общения с растениями в нашей группе создан уголок природы. Он украшает нашу групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения. Для расширения знаний детей о комнатных растениях, мной был разработан паспорт «Комнатные растения».
Благодаря этому у них формируются знания о растениях, условия их существования, природоохранные навыки, развивается наблюдательность, познавательная активность.
Постоянные обитатели уголка природы - комнатные растения, дети принимают участие в уходе за ними. Общение вызывает эмоциональный интерес.
Организацию работы по формированию экологической культуры мы выполняем на участке, где проходят ежедневные прогулки. Значительную роль в воспитании экологической культуры и природоохранных навыков играет флора и фауна участка детского сада, так как именно он является местом общения детей с природой. На участке детского сада мы организуем, ежедневные наблюдения за природой, во время наблюдения дети многое узнают о жизни растений, животных, птиц, любуются красотой природы во все времена года.
Впечатления, которые получают дети от общения с природой - это способствует формированию любви к природе, интереса к окружающему миру. Мы имеем возможность, приобщать детей к труду на клумбах. В осенний период мы с детьми проводили очистку цветника от засохших стеблей и опавших листьев. При этом дети узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, учатся бережно и заботливо относится к природе.
В любое время года на нашем участке можно наблюдать птиц. Большое разнообразие пернатых в зимнее и весеннее время года. Для птиц вывешиваем кормушки, в которые насыпаем хлебные крошки, семечки, семена сорных растений. Птицы настолько привыкают к детям и их присутствию, что позволяют спокойно наблюдать за ними. У детей появляется возможность наблюдать за поведением птиц, их питанием.
В работе с детьми я использую различные формы и методы воспитания экологической культуры, которое обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми, содержания знаний о природе. Это занятия, экскурсии, труд и наблюдение - игровые моменты, дежурство в уголке природы, работа с календарем погоды.
Процесс формирования знаний, умений и навыков длительный, на одних занятиях идёт формирование - первичных знаний о природе. С этой целью использую наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов. На других занятиях - углубляю, расширяю и конкретизирую знания.
Использую наглядный метод наблюдения - рассматривание картин, иллюстрации. Я считаю, что наглядный метод соответствует возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, а также позволяет сформировать у них яркие представления о природе.
Словесный метод - это рассказы о предметах и явлениях природы, художественная природоведческая литература о природе. Этот метод помогает формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Практический метод - это игра, экспериментирование, элементарные опыты, моделирование. Использование этого метода позволяет мне уточнить представления, приводить в систему полученные знания, упражнять детей в применении знаний.
Особое место в своей работе я отвожу – наблюдениям. В. А. Сухомлинский призывал сделать «каждый шаг путешествием к чудесной красоте природы: непосредственное восприятие предметов природ, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг».
В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.
Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, я стараюсь развить умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его, любоваться им, но всё это не приходит само по себе и поэтому необходимо руководить процессом наблюдения и эти умения формируются в процессе длительной, кропотливой работы.
Цель наблюдений - это увидеть прекрасное в природе и полнее запечатлеть образ данного предмета или явления. В процессе наблюдения я использую различные приёмы. Предлагаю детям после однократного рассматривания предмета закрыть глаза и представить себе, то, что он только что видел, затем снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот приём повторяем ещё.
Наиболее эффективным приёмом наблюдений является имитация ребёнком движений, звуков, предметов и явлений природы (слушаем тишину). Например: предлагаю детям повторить движения крыльев птицы во время полёта, такие имитации заставляют детей внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет, явление. Улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо».
В зимне-весенний период проводим наблюдения за набуханием почек и появлением первых листочков на веточках, которые находим на улице и ставим в вазу, организуем посадку лука на подоконниках, наблюдаем за его ростом в различных условиях: с водой, без воды, со светом и без света.
В весенний период производим посев семян цветковых культур, выращенную рассаду пересаживаем на клумбу. В процессе этой работы, дети получают и закрепляют элементарные знания о строении растений, у них закладывается понимание связи роста и развития семян с условиями окружающей среды.
Экскурсии в природу — это основная форма организации работы по экологическому воспитанию. Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях знакомлю детей с растениями, птицами и одновременно с условиями их обитания, это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии развивают наблюдательность детей и интерес к природе, они связаны с пребыванием детей на свежем воздухе, с движением, что укрепляет здоровье детей. Где мы бы не находились с детьми, дети собирают разнообразный природный материал, который в дальнейшем мы используем на занятиях, в играх, для приготовления поделок. Считаю, что экскурсии - это эффективная форма работы по воспитанию экологической культуры детей, так как одновременно дети получают знания и практический опыт, обогащается духовный мир ребёнка, умение вести себя, в природе соблюдая определенные правила.
Значение дидактических игр велико в экологическом воспитании, они уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у детей представления об объектах, о явлениях природы. Развивают память, внимание, наблюдательность, активируют разные умственные процессы, учат применять знания, обогащают словарь.
Использую такие игры, как:
«Разрезные картинки». «Парные картинки», «Зоологическое домино», домино «Цветы», домино «Грибы», «Мир животных», «Дары природы», «Животные и их животные», «Кто где живет?», «Всё о времени», «В саду, в поле, в огороде», «Узнай птицу », «Летает, плавает, бегает» « Кто где живет» « Назови растение» «Что за зверь». Они учат классифицировать предметы по месту обитания. Игры с предметами природы (шишки, фасоль, камешки, овощи) - их можно сравнить по величине, цвету, разложить по порядку. Игры «Узнай на вкус», «Угадай по запаху», «Чудесный мешочек» - эти игры развивают у ребёнка все анализаторы.
Творческие игры интересны детям. Это один из видов строительных игр с природными материалами: песок, глина, снег, камешки и т. д. Ценность природного материала и многообразие его использования помогает детям открывать новые свойства и качества предметов.
Работая по проблеме формирования экологической культуры у детей, я отвожу большую роль к сотрудничеству с родителями. Известно, что ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьёй. У нас в группе правила родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри…», познакомила с консультацией «Как сделать зимнюю прогулку интересной», Папка передвижка «Покормите птиц зимой!» «Как помочь птицам пережить зиму». и др.
Анализируя проделанную мной работу, могу сказать, что результаты изменились. Моя задача - поддерживать интерес детей к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе.
Таким образом, формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.