Статья Формирование элементарных математических представлений детей 4-5 лет посредством развивающих логико-математических игр. Автор: Завалко Светлана Кимовна

Автор: Завалко Светлана Кимовна
 Создание благоприятных условий, обеспечивающих всестороннее развитие  детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.


Автор: Завалко Светлана Кимовна



Формирование элементарных математических представлений детей 4-5 лет посредством развивающих логико-математических игр

Жизнь человека начинается с детства,
а детство немыслимо без игры.

Современные требования к дошкольному образованию диктуют необходимость реализации новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание благоприятных условий, обеспечивающих всестороннее развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие - это одна из пяти образовательных областей, которая предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях стран и народов мира.

По утверждению В.А.Сухомлинского, в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их применение помогает восприятию и усвоению материала детьми, вовлекает в активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют   расширять знания дошкольников,   закреплять их  представления   о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени. 

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

 

Работая по данной теме, поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.

Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.  

 

Большое значение в процессе формирования элементарных математических представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем, что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр. 

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей  выстраиваю  с учётом следующих принципов:

Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.   

                                                                     

Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.          

                                                                   

Целостность-формирование у дошкольников целостного представления о математике.


Научность.


Системность  – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.


Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников использую следующие инновационные  методы и приемы:

элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). Для этого даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в

определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения. 

сравнение; (наприме

р в упражнении «Покормим зайчиков

» предла

гаю покормить зайчиков морковками, маленьким зайчикам – маленькие морковки

, большим – большие.

Для это

го дети сравнивают размер морковок и зайчиков

, делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с заданием. 

решение логических задач. Предлагаю детям задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск различий. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. 

 

воссоздание и преобразование. Предлагаю детям упражнения на развитие воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру, по выбору ребенка и дорисовать ее. 

 

здоровьесберегающие

технологии (физ

.

минутки, динамические паузы,

психогимнастики

, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической тематикой). Создала картотек

у физ. минуток

и па

льчиковых игр

математического содержания.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность  с воспитанниками провожу в различных формах:

организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, тематический досуг). Непосредственная образовательная деятельно

сть

.

обучение в повседневных бытовых ситуациях

;(

« Найди такой же формы как у меня, предметы в группе», « Соберем бусы для куклы Маши»); беседы ( « Какое сейчас время года, какое время года будет после..»);

самостоятельная деятельность в развивающей среде. Предлагаю детям игры на закрепление формы, цвета, на составление последовательности и др.

 

Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений разделила их на группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

1.   К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с понятиями «один-много», путем сравнивания равных и неравных групп предметов(дидактические игры «Белочки и орешки», «Рассели животных в домики»); «широкий –узкий», « короткий –длинный», используя приемы наложения и сравнения двух групп предметов(дидактические игры « Покажи дорогу зайчику», «Рассели медвежат в домики»). Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Делала это для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

  2. Игры – путешествие во времени использую для знакомства детей с днями недели,  названиями  месяцев, их последовательностью( дидактическая игра «Когда это бывает»).

   3.  В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (дидактические игры «Назови где», «Кто за кем»).

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?», «Найди схожую по форме», «На что похоже» 

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Решение вопроса о том, как использовать дидактические игры в процессе дошкольного обучения, во многом зависит от самих игр: как в них представлены дидактические задачи, какими способами они решаются и  какова в этом роль воспитателя.

Работая с детьми младшего возраста, сама  включаюсь   в игру. Вначале   привлекаю детей к играм с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым  вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, желание  играть с ним. 

В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста  в  ходе дидактических игр  наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском  саду - родители закрепляли дома. Использую разные формы работы  с родителями:

 - общие и групповые родительские собрания;

- консультации, например, «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»;

- изготовление дидактических игр совместно    с родителями;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

 - совместное создание предметно-развивающей среды;

- анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

 Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. 

  В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x