Формирование глобальных компетенций в условиях среднего профессионального образования

Автор: Заводова Инна Михайловна, Бетенькова Елена Михайловна

До недавнего времени основной задачей среднего профессионального образования было формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, которые позволят им в дальнейшем стать квалифицированными специалистами, а также успешно адаптироваться и занять достойное место в социуме. В наши дни, в связи с тем, что границы общения современного человека очень широки, круг задач, решаемых в сфере среднего профессионального образования, тоже несколько расширился. Теперь важно сформировать не только квалифицированного специалиста и достойного гражданина своей страны, необходимо дать студенту возможность овладеть навыками общения и работы в команде с представителями других стран, культур, воспитать, как говорят, «гражданина мира». Поэтому сейчас, наряду с общими и профессиональными компетенциями, говорят о глобальных компетенциях  современного студента.

Понятие и содержание глобальных компетенций впервые были сформулированы в 1996 году Жаком Делором [1] в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище». Он выделяет четыре цели образования XXI века: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться жить.

Отечественные педагоги, занимающиеся вопросом ключевых компетенций, не пришли к единому мнению по поводу их количества и оснований для классификации. А.В. Хуторской [2] выделяет семь групп ключевых компетенций:

·        ценностно-смысловые;

·        общекультурные;

·        учебно-познавательные;

·        информационные;

·        коммуникативные;

·        социально-трудовые;

·        личностного самосовершенствования.

Г.К. Селевко классифицирует компетенции по следующим основаниям:

  • видам деятельности;
  • отраслям науки;
  • составляющим психологической сферы;
  • сферам общественной жизни, производства;
  • области способностей;  
  • ступеням социальной зрелости и статуса.

Классификация, предложенная И.А. Зимней [3], основывается на категории деятельности и включает в себя три группы компетенций:

·        компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;

·        компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды;

·        компетенции, относящиеся к деятельности человека.

Мы, в рамках своей педагогической деятельности в Алтайском государственном колледже, также активно формируем у студентов общие, профессиональные и глобальные компетенции. Преподаваемые нами предметы, «Иностранный язык» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», являются, с нашей точки зрения, наиболее благодатной почвой для формирования у студентов глобальных компетенций.

Мы хотим продемонстрировать формирование глобальных компетенций (относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения и относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной среды, пользуясь классификацией И.А. Зимней) на примере бинарного занятия, проводимого у студентов, обучающихся по специальности «Организация обслуживания в общественном питании».

За две недели до проведения занятия группа была поделена на три команды, каждая из которых получила задание разработать проект по теме «Прием по случаю прибытия группы студентов из Китая». Студенты были ознакомлены с требованиями к проекту:

·        оригинальность;

·        соблюдение традиций своей страны;

·        знание традиций гостей;

·        качество исполнения слайдовой презентации;

·        соответствие текста презентации фонетическим, лексическим и грамматическим особенностям английского языка;

·        умение грамотно провести презентацию своего проекта.

В течение двух недель команды проводили подготовительную работу, которая состояла в следующем:

·        определение концепции приема (стиль проведения приема);

·        распределение функций в команде;

·        составление меню;

·        выбор элементов оформления;

·        работа со справочной литературой и Интернет-ресурсами с целью ознакомления с национальными особенностями и традициями России и Китая;

·        составление текста презентации на английском языке;

·        моделирование приема и его фото- и видеосъемка;

·        создание слайдовой презентации к занятию;

·        подготовка к защите проекта.

В процессе подготовки студенты выполняли виды деятельности, которые способствуют формированию следующих глобальных компетенций [4]:

·        относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

Ø     инициатива (желание и способность сделать свой выбор при распределении функций в команде; внесение предложений при разработке меню, в выборе оформления и т.д.);

Ø     энтузиазм (желание внести максимально возможный вклад в проект на всех этапах его реализации);

Ø     любознательность (желание узнать как можно больше о русских и китайских традициях);

Ø     уверенность в себе (умение отстоять свое мнение на всех этапах реализации проекта).

·        относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной среды:

Ø      самоконтроль (умение владеть собой, оставаться настойчивым, но доброжелательным  в случаях возникновения спорных ситуаций);

Ø      позитивный взгляд на культурное многообразие (умение не оценивать, а принимать кажущиеся нам странными обычаи представителей других культур);

Ø      языковые и коммуникативные умения (знание законов изучаемого иностранного языка и умение их использовать в процессе коммуникации, умение создать благоприятное впечатление о себе и своем проекте).

 В процессе подготовки к занятию студенты могут познакомиться с такими китайскими традициями, как:

·        трапезу не положено начинать до того, как к ней приступит старший мужчина;

·        в отличие от европейцев, которые считают молчание неловким, для китайцев это норма;

·        доедать блюдо до конца считается неприличным, т.к. это свидетельствует о жадности человека, который ел данное блюдо;

·        подарки дарятся только правой рукой и не заворачиваются в белую и голубую бумагу, т.к. это цвета смерти и похорон.

Также студенты познакомятся с особенностями китайской кухни:

·        традиционная кулинария изучается с оглядкой на медицину и искусство фэн-шуй;

·        в китайских блюдах нет несовместимых продуктов, они готовятся так, чтобы помочь организму расщеплять жиры и выводить вредный холестерин;

·        широко используется соевый соус и т.д.

 

Подобные уроки и проекты способствуют формированию не только общих и профессиональных компетенций, направленных на то, чтобы студент стал квалифицированным работником и нашел свое место в ближайшем окружении, но и формирование глобальных компетенций – личностных качеств человека, которые определяют его успешность в профессиональной деятельности и в жизни в целом, дают возможность налаживать контакты с представителями других культур.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x