Формирование гражданского и патриотического сознания студентов, как важное направление работы социального педагога.

Автор: Островская Ольга Владимировна

Формирование гражданского и патриотического сознания

студентов, как важное направление работы социального педагога.

 

                                                                                        Все должны быть готовы к общественной должности,

воспитаны гражданами,

способными к самоуправлению.

 

Томас Джефферсон

 

Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать

 возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан.

 

С. Смайлс

В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей учебных заведений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, трудом обеспечивать свою материальную независимость.

Новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у студентов, но и формирование активной жизненной позиции юных граждан России.

Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания.

Основными ориентирами патриотического воспитания являются гражданско-патриотическая зрелость студентов, высокие этические нормы поведения, активная гражданская позиция, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности, почитание лучших традиций семьи, народа и др.

При этом сегодня акцент смещается с интересов государства на интересы семьи, личности, общества.

Юношеский возраст – это период активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, интеллектуального и физического развития, профессионального самоопределения, осознанной ориентации в современном обществе. В это время (15-19 лет) ускоряется процесс формирования гражданской позиции студентов, становиться все более личностным чувство родины, растет стремление к самообразованию и самовоспитанию, формируются жизненные цели. В этот период молодой человек прогнозирует собственную стратегию жизни и закладывает мотивацию своих жизненных позиций.

 

 

 

 

 

В этот период, активность как природная способность преобразуется в социальную систему потребностей и интересов.

Однако сегодня наблюдается  проявление гражданской пассивности молодыми людьми, что негативно может сказаться на развитии общества в целом. Особую тревогу вызывают жестокость, эгоизм, небрежность в соблюдении законов, развитие асоциальных тенденций, преобладание потребительских позиций, перед самостоятельностью, гражданской  ответственностью и  политической активностью.

 

В реальной жизни результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе отслеживается через этапы становления качеств самой личности, которые определяются как:

 

1. Осознание своего «Я».

 

2. Становления качеств личности – готовность к выбору.

 

3. Готовность к проявлению «Я».

 

4. Использование возможностей среды для собственного развития.

 

Поэтому, можно сделать вывод, о том, что гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Важное место в жизни молодых людей занимает их учебное заведение, которое как сложный социальный организм отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности.

В ходе обучения студенты включаются в процесс урочной и внеурочной деятельности так, чтобы они не были посторонними наблюдателями, а были участниками процесса деятельности. Студенты участвуют в тематических конференциях, диспутах, семинарах, деловых играх.

Правовое просвещение направлено на получение знаний о конституционных правах, свободах и обязанностях граждан, об устройстве государства и политическом статусе Российской Федерации.

В рамках такой просветительской деятельности проводятся классные часы и внеурочные мероприятия «Символика Российской Федерации», «Я – гражданин России», «Правонарушение несовершеннолетних: причины и последствия» «Уголовная ответственность несовершеннолетних» и другие.

В рамках исторической деятельности студенты участвуют в различных конференциях, викторинах, мероприятиях, посвященных знаменательным датам, истории родного края.

Проведение различных мероприятий с привлечением представителей муниципальной и областной власти (депутатов, инспекторов по делам несовершеннолетних) дает возможность студентам задавать волнующие их вопросы, вступать в диспуты, что повышает их правовую грамотность.

В техникуме работает волонтерское движение. Студенты активно принимают в нем участие. В ходе этого движения регулярно посещают детские дома, поздравляют детей с Новым годом, проводят акцию «Подарок детям» привозят игрушки, канцелярские товары, поздравляют ветеранов войны и труда с праздниками. Надо больше давать самостоятельности студентам  разрабатывать номера для выступлений, подбирать необходимую информацию, музыку, стихи, костюмы.

Также студенты занимаются уборкой территории, участвуют в субботниках как города, так и техникума, и так далее.

Такая деятельность позволяет формировать у студентов активную гражданскую позицию.

Стало традицией проводить мероприятия,  приуроченные знаменательным датам и событиям:

- классные часы, посвященные Дню народного единства;

- внеклассные мероприятия, посвящённые Дню Защитника Отечества «Один день из жизни воина»;

- мероприятия, посвящённые Великой победе: акция «Бессмертный полк», митинги – памяти и т.д.

В Крыму стартовала Всероссийская акция «Кораблик победы». Молодые люди изготавливают кораблики из бумаги и пишут на нем имя участника войны. 9 Мая бумажные кораблики будут отправлены в дальнее плавание в Черное море. Кораблик – это символ преемственности поколений. Наших родителей учили делать кораблики их родители, мы учили своих детей.  Предлагаю тоже поддержать эту акцию.

Такие формы работы, направленные на воспитание гражданственности,  предполагают формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор.

Активная жизненная позиция студента, говорящая о его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.

 

Таким образом, включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности позволяет расширить сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, что находит отражение в формировании не только нравственных качеств личности, но и активной гражданской позиции. Поэтому, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x