Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование интереса к чтению младшего школьника во внеурочной деятельности | Мельниченко Наталья Владимировна. Работа №205683

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мельниченко Наталья Владимировна
Формирование интереса к чтению младшего школьника во внеурочной деятельности

В нашей стране чтение всегда имело социальную значимость и воспитательное значение, в советской России высокий престиж чтения в обществе укреплял представления людей о самой читающей нации в мире. В ФГОС НОО отмечается обязательным достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности. Но сегодня дети, в том числе младшего школьного возраста, теряют интерес к чтению, вне уроков не любят читать. Так же и многие родители не интересуется, какие книги читают дети и читают ли вообще. Специалисты отмечают ухудшение показателей чтения школьников, и, как следствие - мы имеем снижение уровня грамотности детей. Сегодня РФ подошла к критической черте пренебрежения чтением.

Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности - в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство формирования в человеке человека.

Различным аспектам изучения читательских интересов детей посвящены труды Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника, В.А. Левина, Н.Г. Морозовой, Ю.В. Шарова. Сущностные характеристики процесса становления читательских интересов исследовали М.М. Бахтин, Г.И. Богин, Л.Г. Жабицкая, О.Б. Коман, З.Н. Новлянская, Ю.У. Фохт-Бабушкин. Решение проблемы читательских интересов младших школьников является актуальной для многих регионов Российской Федерации и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию (В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Т.С. Пиче-Оол, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская). Л.П.Братухина утверждает, что читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.

Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению, развивать его читательский интерес. Но интерес со стороны учащихся изменяется. Он не исчезает совсем, но трансформируется вслед за изменением способов получения информации. Это явление имеет свое объяснение, и на первом месте, несомненно, развитие новых технологий и овладение ими. Ребенок, в отличие от взрослого, владеет этими новыми способами добывания знаний в недостаточной степени, в то время как книга, к сожалению, отходит на второй план. Как следствие, образуется некий «провал» и снижение интереса из-за ограниченной возможности найти что-либо интересующее в данный момент.

Среди других причин падения читательского интереса многие авторы называют следующие: недостаточное внимание к читательским вкусам и интересам учащихся, направленность процесса изучения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию, слабый учет возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников.

Таким образом, развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности, можно педагогически умело формировать интерес чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Общество живет и развивается так, как оно учится, а учится так, как читает. Читателей именно бумажных носителей информации становится меньше, что приводит к системному кризису.

Требования к читательской грамотности в современном обществе постоянно возрастают. В связи с этим не стоит останавливаться на достигнутых результатах. Результаты анализа современной ситуации в России показывают, что проблема формирования читательских интересов у младших школьников остается нерешенной в полной мере, как в теоретическом, так и методическом плане.

Недостаточная разработанность проблемы, развития читательского интереса, ее большая практическая значимость определили актуальность темы данного исследования.

Объектом исследования является интерес к чтению младших школьников.

Предмет исследования условия развития интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования – раскрыть особенности формирования интереса к чтению младшего школьника во внеурочной деятельности.

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить и теоретически обосновать сущность понятий «интерес младшего школьника» и «внеурочная деятельность».

3. Проанализировать опыт учителей практиков по формированию интереса к чтению младшего школьника во внеурочной деятельности.

4. Проанализировать УМК «Перспектива» по литературному чтению, в аспекте проблемы исследования.

5. Разработать и апробировать диагностические материалы по проблеме исследования.

Гипотеза исследования: если создать модель организации внеурочной деятельности, развивающей интерес к чтению у младшего школьника, то повысится интерес к чтению.

Перед нами стояли задачи осмысления и формирования научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследования. В этот период изучалась литература, анализировалось состояние проблемы формирования читательских интересов у младших школьников, разрабатывались исходные теоретические позиции.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×