«Формирование ключевых компетенций как условие подготовки конкурентоспособной личности». ☼
Автор: Князева Валентина Ивановна
Восточная мудрость гласит: «Если ты планируешь на один год – выращивай зерно, если на несколько лет – сажай деревья, если на столетия – воспитай ученика».
Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать наше образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Задача развития образования – задача государственной важности. Это главный тезис национальной образовательной стратегии, президентской инициативы «Наша новая школа». В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как один из важных концептуальных положений обновления содержания образования.
Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно- практических задач.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы обучающийся умел действовать и решать проблемы в любых жизненных ситуациях.
Поделюсь своим опытом формирования ключевых компетенций у своих обучающихся.
1. Информационная компетентность – это умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения образовательных проблем.
Эту компетенцию формирую на уроках: учу работать с учебниками, словарями, энциклопедиями. Эти же умения и навыки формирую и во внеурочной учебной деятельности. Со своей ученицей Анжеликой Прокофьевой решили исследовать качество Надымской воды. Для этого всем классом отправились на водозабор. Здесь ребята узнали: откуда для города закачивается вода, сколько степеней очистки она проходит, как ультрафиолетовыми лучами обеззараживается.
Для своих маленьких открытий в орнитологии мы с детьми побывали в библиотеке семейного чтения, в Доме природы.
(слайды с фотографиями с водозабора, Дома природы, библиотеки семейного чтения).
2. Коммуникативная компетенция – это умение эффективно сотрудничать с другими людьми.
Формирование коммуникативной компетенции – это обучение на основе общения. Ведь жизнь – это непрерывное общение. Она развивается в системе коллективных творческих дел.
(слайды с фотографиями с классного часа, публичного отчёта, подготовки масленицы)
3. Самоорганизация – это умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы.
( слайды с фотографиями семейных праздников)
4. Самообразование – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.
Эти умения, навыки учителя начальных классов формируют на всём этапе обучения в начальной школе. Ведь именно мы начинаем конструировать образовательную траекторию каждого маленького человека, учим детей учиться, участвовать в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. (слайды с портфолио Дианы)
«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек впоследствии должен стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни»
А.Дистерверг
Литература.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Москва «Просвещение» 2010