Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в рамках реализации требований ФГОС | Нищенко Евгения Васильевна. Работа №354503
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования коммуникативной компетенции младших школьников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Автор рассматривает коммуникативную компетенцию как одну из ключевых образовательных задач начального общего образования, анализирует её роль в развитии личности ребёнка и его успешной социализации.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, младшие школьники, ФГОС, начальное образование, образовательный процесс, взаимодействие, культура общения.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Нищенко Евгения Васильевна, учитель начальных классов
ГБОУ ЛНР «Ровеньковская школа №9 им. Л.Г. Шевцовой», г. Ровеньки
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования коммуникативной компетенции младших школьников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Автор рассматривает коммуникативную компетенцию как одну из ключевых образовательных задач начального общего образования, анализирует её роль в развитии личности ребёнка и его успешной социализации.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, младшие школьники, ФГОС, начальное образование, образовательный процесс, взаимодействие, культура общения.
Современное образование направлено на формирование у школьников не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий, обеспечивающих успешную социализацию и адаптацию ребёнка в обществе. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) подчёркивают важность формирования коммуникативной компетенции у младших школьников, рассматривая её как одно из ключевых умений для развития личности. Коммуникативная компетенция в данном контексте представляет собой способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, выражать и воспринимать мысли, участвовать в диалоге и коллективной деятельности.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования коммуникативной компетенции. В этот период дети активно осваивают нормы и правила общения, начинают понимать значение сотрудничества и коллективной работы. Учитывая возрастные особенности, образовательная среда должна быть организована таким образом, чтобы ребёнок имел возможность развивать свои коммуникативные способности через взаимодействие с учителем и одноклассниками.
Согласно требованиям ФГОС, образовательный процесс должен быть ориентирован на развитие у школьников навыков общения, эмпатии и умения работать в команде. Особое значение в этом контексте приобретает роль учителя начальных классов, который является не только источником знаний, но и организатором взаимодействия учащихся. Учитель создаёт условия для активного общения между детьми, обеспечивает возможность для выражения своих мыслей, идей и чувств, стимулирует развитие культуры общения.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников может быть реализовано через интеграцию специальных методов и приёмов в образовательный процесс. Уроки должны быть построены таким образом, чтобы школьники имели возможность участвовать в диалогах, обсуждениях, коллективных проектах и играх. Значимую роль играет использование проблемных и творческих заданий, которые требуют обмена мнениями, совместного поиска решений и обсуждения результатов. Такие виды деятельности способствуют развитию у учащихся навыков активного слушания, аргументированного высказывания своей точки зрения, а также умения учитывать позиции других участников.
Одним из ключевых аспектов формирования коммуникативной компетенции является развитие у школьников умения выражать свои мысли в устной и письменной формах. Учитель должен помогать детям формулировать свои идеи ясно и логично, расширять их словарный запас, работать над построением связных высказываний. Большое внимание следует уделять созданию атмосферы, способствующей свободному и доброжелательному обмену мнениями. Для этого важно обеспечивать поддержку учащимся, помогать им преодолевать страхи и неуверенность в общении.
Кроме того, формирование коммуникативной компетенции тесно связано с развитием эмоциональной сферы ребёнка. Умение понимать и выражать эмоции, учитывать чувства собеседника и проявлять эмпатию играет важную роль в процессе общения. Учитель может способствовать развитию этих качеств через использование ситуационных упражнений, инсценировок и обсуждение моральных и этических аспектов поведения. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только освоить основные принципы общения, но и осознать значение уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование коммуникативной компетенции также предполагает работу с родителями учащихся. Совместные мероприятия, такие как классные часы, творческие вечера и обсуждения, способствуют созданию благоприятной коммуникативной среды, в которой ребёнок получает возможность развивать свои навыки общения как в школьной, так и в семейной обстановке. Учитель может привлекать родителей к участию в образовательных проектах, тем самым создавая условия для взаимодействия и обмена опытом.
Важно отметить, что коммуникативная компетенция играет значимую роль не только в школьной жизни ребёнка, но и в его дальнейшем развитии. Умение взаимодействовать с окружающими, выражать свои мысли и чувства, работать в коллективе и находить компромиссы является залогом успешной социализации и адаптации ребёнка в современном обществе. Именно поэтому формирование коммуникативных навыков должно быть одним из приоритетных направлений в образовательной практике начальной школы.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в рамках реализации ФГОС представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий внимания к индивидуальным особенностям учащихся, создания благоприятной образовательной среды и активного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Учитель, выступая посредником и организатором общения, играет ключевую роль в развитии у школьников культуры общения, уважительного отношения к собеседнику и умения эффективно взаимодействовать с окружающими. Именно в начальной школе закладываются основы для успешного общения, которые станут важной составляющей в будущем развитии личности ребёнка.
Список литературы
1. Кудрявцева Н. Н. Программа формирования и развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования / Н. Н. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 96-98.
2. Черкезян М. А. Коммуникативная деятельность школьников младшего возраста / М. А. Черкезян, В. А. Визнюк, С. Г. Лущенкова, Н. С. Стрюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 158-161.