Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование коммуникативной компетенции как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников-билингвов | Измайлова Юлия Владимировна. Работа №354907

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию коммуникативной компетенции у младших школьников-билингвов как важного аспекта развития функциональной грамотности. Описывается специфика работы с билингвальными учащимися начальной школы, предлагаются методические рекомендации и примеры упражнений. Особое внимание уделяется развитию навыков взаимодействия, активному словарному запасу и способности к межкультурной коммуникации. 

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, функциональная грамотность, билингвы, младшие школьники, начальная школа, межкультурная коммуникация, методы обучения.  

Формирование коммуникативной компетенции как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников-билингвов

 

Измайлова Юлия Владимировна, учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Измайловская школа № 1508»

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию коммуникативной компетенции у младших школьников-билингвов как важного аспекта развития функциональной грамотности. Описывается специфика работы с билингвальными учащимися начальной школы, предлагаются методические рекомендации и примеры упражнений. Особое внимание уделяется развитию навыков взаимодействия, активному словарному запасу и способности к межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, функциональная грамотность, билингвы, младшие школьники, начальная школа, межкультурная коммуникация, методы обучения.

 

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников-билингвов занимает центральное место в образовательном процессе, поскольку является фундаментом для успешной интеграции детей в социокультурную среду. Коммуникативная компетенция, включающая способность понимать и использовать язык в различных ситуациях общения, тесно связана с функциональной грамотностью, которая охватывает не только языковые, но и социальные и культурные аспекты.

Младшие школьники-билингвы сталкиваются с двойной задачей: освоение двух языков и выстраивание на их основе функциональной грамотности. Важно понимать, что билингвы, особенно в начальных классах, нередко испытывают трудности как с активным словарным запасом, так и с формированием грамматически правильной речи. В этом контексте задача учителя состоит в том, чтобы создать условия, в которых коммуникативные навыки развиваются через реализацию естественных языковых ситуаций и активное вовлечение детей в процесс общения.

Для достижения данной цели необходимо применять разнообразные методы и подходы. Одним из таких подходов является создание языковой среды, способствующей развитию всех аспектов речи: говорения, слушания, чтения и письма. Например, в рамках уроков можно внедрять ролевые игры, моделирующие реальные ситуации: поход в магазин, диалог с учителем или общение с друзьями. Это не только развивает коммуникативную компетенцию, но и стимулирует детей применять язык в жизненных контекстах.

Эффективным методом также является использование текстов с межкультурным компонентом. Например, обсуждение традиций и обычаев разных стран позволяет детям не только обогатить словарный запас, но и лучше понять культуру обоих языков. Задания могут включать составление небольших описаний, сравнений или презентаций на изучаемых языках.

Важным аспектом является развитие навыков группового взаимодействия. Работая в парах или малых группах, младшие школьники учатся строить диалог, распределять роли и сотрудничать. Например, при изучении новой темы можно организовать проектную работу, где ученики совместно готовят рассказ о национальных праздниках или природных особенностях их родного региона. В ходе такой работы дети учатся слышать друг друга, формулировать мысли и презентовать результаты.

Для билингвов важно акцентировать внимание на когнитивных стратегиях, которые помогают организовать знания и структурировать информацию. Учителю следует активно использовать наглядные материалы: схемы, таблицы, иллюстрации. Это облегчает понимание нового материала и позволяет младшим школьникам уверенно выражать свои мысли. Например, при изучении темы «Семья» дети могут составлять родословные схемы, дополняя их короткими текстами о каждом члене семьи на двух языках.

Кроме того, нельзя забывать о психологических аспектах обучения билингвов. Нередко дети стесняются говорить, боясь сделать ошибку. Учителю необходимо создавать поддерживающую атмосферу, где ошибки воспринимаются как часть учебного процесса. Применение поощрений и позитивной обратной связи помогает повысить уверенность учеников.

Особую роль играет взаимодействие с родителями. Родители билингвов могут стать активными участниками образовательного процесса, поддерживая развитие языков дома. Учитель может рекомендовать семейные задания, например, чтение книг или обсуждение фильмов на обоих языках, а также участие в школьных мероприятиях, направленных на развитие коммуникативных навыков.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции у младших школьников-билингвов требует комплексного подхода, включающего развитие языковых навыков, когнитивных стратегий и способности к взаимодействию. Реализация данных задач способствует не только повышению функциональной грамотности, но и успешной адаптации детей в социокультурной среде. Учителю начальных классов важно учитывать индивидуальные особенности билингвов и создавать разнообразные возможности для языковой практики, чтобы каждый ребенок мог максимально реализовать свой потенциал.

 

 

Список литературы

Варданян

Ю.

В., Вдовина Н.

А.,

Семенюк

А.

А. Исследование эмоционального интеллекта и

коммуникативости

младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2022.

№5. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnogo-intellekta-i-kommunikativosti-mladshih-shkolnikov

Гранкина

Л. А.

С

оциокультурный аспект адаптации детей-

билингвов

и детей-

инофонов

в русскоязычной образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №80-4.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-aspekt-adaptatsii-detey-bilingvov-i-detey-inofonov-v-russkoyazychnoy-obrazovatelnoy-srede

Исакова

Ю. В. Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста / Ю. В. Исакова.

— Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 157-158. — URL:

https://moluch.ru/archive/460/101198/

Ширпал

Е. Н.

Специфика и сущность коммуникативных способностей младших школьников // Педагогический вестник.

2020. №17. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-i-suschnost-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X