Формирование коммуникативной компетенции как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников-билингвов | Измайлова Юлия Владимировна. Работа №354907
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию коммуникативной компетенции у младших школьников-билингвов как важного аспекта развития функциональной грамотности. Описывается специфика работы с билингвальными учащимися начальной школы, предлагаются методические рекомендации и примеры упражнений. Особое внимание уделяется развитию навыков взаимодействия, активному словарному запасу и способности к межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, функциональная грамотность, билингвы, младшие школьники, начальная школа, межкультурная коммуникация, методы обучения.
Формирование коммуникативной компетенции как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников-билингвов
Измайлова Юлия Владимировна, учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Измайловская школа № 1508»
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию коммуникативной компетенции у младших школьников-билингвов как важного аспекта развития функциональной грамотности. Описывается специфика работы с билингвальными учащимися начальной школы, предлагаются методические рекомендации и примеры упражнений. Особое внимание уделяется развитию навыков взаимодействия, активному словарному запасу и способности к межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, функциональная грамотность, билингвы, младшие школьники, начальная школа, межкультурная коммуникация, методы обучения.
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников-билингвов занимает центральное место в образовательном процессе, поскольку является фундаментом для успешной интеграции детей в социокультурную среду. Коммуникативная компетенция, включающая способность понимать и использовать язык в различных ситуациях общения, тесно связана с функциональной грамотностью, которая охватывает не только языковые, но и социальные и культурные аспекты.
Младшие школьники-билингвы сталкиваются с двойной задачей: освоение двух языков и выстраивание на их основе функциональной грамотности. Важно понимать, что билингвы, особенно в начальных классах, нередко испытывают трудности как с активным словарным запасом, так и с формированием грамматически правильной речи. В этом контексте задача учителя состоит в том, чтобы создать условия, в которых коммуникативные навыки развиваются через реализацию естественных языковых ситуаций и активное вовлечение детей в процесс общения.
Для достижения данной цели необходимо применять разнообразные методы и подходы. Одним из таких подходов является создание языковой среды, способствующей развитию всех аспектов речи: говорения, слушания, чтения и письма. Например, в рамках уроков можно внедрять ролевые игры, моделирующие реальные ситуации: поход в магазин, диалог с учителем или общение с друзьями. Это не только развивает коммуникативную компетенцию, но и стимулирует детей применять язык в жизненных контекстах.
Эффективным методом также является использование текстов с межкультурным компонентом. Например, обсуждение традиций и обычаев разных стран позволяет детям не только обогатить словарный запас, но и лучше понять культуру обоих языков. Задания могут включать составление небольших описаний, сравнений или презентаций на изучаемых языках.
Важным аспектом является развитие навыков группового взаимодействия. Работая в парах или малых группах, младшие школьники учатся строить диалог, распределять роли и сотрудничать. Например, при изучении новой темы можно организовать проектную работу, где ученики совместно готовят рассказ о национальных праздниках или природных особенностях их родного региона. В ходе такой работы дети учатся слышать друг друга, формулировать мысли и презентовать результаты.
Для билингвов важно акцентировать внимание на когнитивных стратегиях, которые помогают организовать знания и структурировать информацию. Учителю следует активно использовать наглядные материалы: схемы, таблицы, иллюстрации. Это облегчает понимание нового материала и позволяет младшим школьникам уверенно выражать свои мысли. Например, при изучении темы «Семья» дети могут составлять родословные схемы, дополняя их короткими текстами о каждом члене семьи на двух языках.
Кроме того, нельзя забывать о психологических аспектах обучения билингвов. Нередко дети стесняются говорить, боясь сделать ошибку. Учителю необходимо создавать поддерживающую атмосферу, где ошибки воспринимаются как часть учебного процесса. Применение поощрений и позитивной обратной связи помогает повысить уверенность учеников.
Особую роль играет взаимодействие с родителями. Родители билингвов могут стать активными участниками образовательного процесса, поддерживая развитие языков дома. Учитель может рекомендовать семейные задания, например, чтение книг или обсуждение фильмов на обоих языках, а также участие в школьных мероприятиях, направленных на развитие коммуникативных навыков.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции у младших школьников-билингвов требует комплексного подхода, включающего развитие языковых навыков, когнитивных стратегий и способности к взаимодействию. Реализация данных задач способствует не только повышению функциональной грамотности, но и успешной адаптации детей в социокультурной среде. Учителю начальных классов важно учитывать индивидуальные особенности билингвов и создавать разнообразные возможности для языковой практики, чтобы каждый ребенок мог максимально реализовать свой потенциал.
Список литературы
Варданян
Ю.
В., Вдовина Н.
А.,
Семенюк
А.
А. Исследование эмоционального интеллекта и
коммуникативости
младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2022.
№5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnogo-intellekta-i-kommunikativosti-mladshih-shkolnikov
Гранкина
Л. А.
С
оциокультурный аспект адаптации детей-
билингвов
и детей-
инофонов
в русскоязычной образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №80-4.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-aspekt-adaptatsii-detey-bilingvov-i-detey-inofonov-v-russkoyazychnoy-obrazovatelnoy-srede
Исакова
Ю. В. Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста / Ю. В. Исакова.
— Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 157-158. — URL:
https://moluch.ru/archive/460/101198/
Ширпал
Е. Н.
Специфика и сущность коммуникативных способностей младших школьников // Педагогический вестник.
2020. №17. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-i-suschnost-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov