«Формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций на уроках русского языка и литературы» | Трифонова Юлия Григорьевна. Работа №210341
Автор: Трифонова Юлия Григорьевна
Современное общество перешло на новую ступень развития, которая предполагает использование информационных технологий. Информационные технологии вносят свои коррективы, требуя изменений и в образовательном пространстве. Традиционные методики сменяются, новыми, предполагающими использование компьютера, который становится средством развития интеллекта обучающихся. Уроки русского языка и литературы, бесспорно, способствуют развитию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции учащихся, т.к. предоставляют возможность развивать речь (устную и письменную), грамотность и учится общению.
«Формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций
на уроках русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы
Трифонова Юлия Григорьевна
Современное общество перешло на новую ступень развития, которая предполагает использование информационных технологий. Информационные технологии вносят свои коррективы, требуя изменений и в образовательном пространстве. Традиционные методики сменяются, новыми, предполагающими использование компьютера, который становится средством развития интеллекта обучающихся.
Уроки русского языка и литературы, бесспорно, способствуют развитию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции учащихся, т.к. предоставляют возможность развивать речь (устную и письменную), грамотность и учится общению.
Отмечу, что «компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом» («Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушаков).
Языковая компетенция – овладение богатством языка как условием успешной речевой деятельности, т.е. знание учащимися слов, их форм, синтаксических структур, синонимических средств языка, употребление их в речи.
Лингвистическая компетенция – это знания о лингвистике как науке, её разделах, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся представителях, о методах лингвистического анализа.
Коммуникативная компетенция – это знание основных понятий лингвистики и умение выбирать необходимую языковую форму, а также способ выражения в зависимости от речевой ситуации.
Так как вышеперечисленные компетенции взаимосвязаны, необходимо придерживаться принципа «Учиться нужно, общаясь». Вследствие того, что общение может происходить в двух направлениях: «учитель – ученик» и «ученик – ученик», нужно использовать как работу в парах, так и в группах. Такая работа очень эффективна: учащиеся учатся не только высказывать свою точку зрения, но и получают навыки умения работы с одноклассниками.
Формирование же коммуникативной компетенции успешно проходит на уроках литературы, так как именно на этих уроках учащиеся приобретают практику публичного выступления: готовят сообщения о поэтах и писателях, принимают участие в уроках-диспутах, дискуссиях. Важной составляющей уроков литературы я считаю то, что каждый отвечающий ученик не должен бояться неправильно ответить на поставленный вопрос, т.к. боязнь ошибиться нередко не позволяет высказать личное мнение. А это значит, что на уроке должна быть доброжелательная обстановка, чтобы учащиеся без опасения высказывались и вместе находили правильный ответ.
Начинать формировать и впоследствии развивать лингвистическую компетенцию необходимо уже с 5 класса. В связи с тем, что данная компетенция тесно связана с терминологией, то на этой ступени обучения уместно применение игровых моментов. Неотъемлемой частью любого урока являются физкультминутки. Учащимся больше нравится выполнять не простые упражнения, а тематические, связанные с предметом, которые заставляют двигаться, одновременно совершая мыслительные операции. Например, когда я называю слово, являющееся именем прилагательным, ученики должны хлопнуть в ладоши, именем существительным – поднять руки над головой и т.д. Такая игровая ситуация формирует лингвистическую компетенцию – дети соотносят слова и части речи.
Для старшеклассников уместными будут задания следующего характера: подготовка сообщений об учёных-лингвистах, написание сочинений на лингвистическую тему, анализ отрывков литературных произведений с целью нахождения языковых явлений и т.д.
Таким образом, современный учитель может качественно изменить образовательный процесс и сформировать у обучающихся образовательные компетенции, повышая уровень умений работы с учебным материалом и самостоятельного получения информации, реализуя творческие возможности учащихся. Это необходимо для того, чтобы школьники смогли реализовать себя в динамичных условиях, сумели адаптироваться к различным жизненным ситуациям.