Формирование коммуникативных компетенций при работе со школьной газетой во внеурочной деятельности младшего школьника | Кольцова Анна Алексеевна. Работа №205848
Автор: Кольцова Анна Алексеевна
Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка.
Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на внеурочной деятельности, включающей различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.
Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении младших школьников, т.к. процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в настоящее время затруднён в связи с нарушениями системы социальных отношений в обществе.
В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Л. С. Выготский выдвинул общение. В нормативных документах школы указано: необходимым условием формирования социально активной личности является формирование ключевых компетенций младших школьников.
Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на внеурочной деятельности, включающей различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.
Отметим, что урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения учебным материалом. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеурочная работа. На внеурочных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться дополнительной литературой.
Большое значение в настоящее время уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формирование коммуникативной компетенции, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.
Школа - это большая семья с хорошими традициями и богатой историей. Как много интересного происходило и постоянно происходит в ней. Чтобы не терять существующую связь между ее настоящим и прошлым, необходимо сообщать не только о новых сведениях или подзабытых фактах из ее истории, но и о том, что кажется значительным здесь и сейчас. Между тем даже в условиях модернизации образования это проблематично без действенного и оперативного средства информирования о школьных делах, которое могло бы не только достоверно отражать все процессы, происходящие в школе, но и привлекать в нее новых учащихся и партнеров.
Средства массовой информации играют большую роль в жизни человека. Печатные издания, газеты и журналы, доступные для большинства читателей, несут в мир информацию, преломленную через личность автора публикаций, формируют мироощущение человека и его отношение к написанному.
На основании выявленного противоречия и исследовательской установки на поиск путей и способов их разрешения определена проблема, в рамках которой была сформулирована тема исследования: «Формирование коммуникативных компетенций при работе со школьной газетой во внеурочной деятельности младшего школьника».
Актуальность и степень разработанности проблемы обуславливают выбор объекта, предмета, целей и задач работы.
Объект исследования – формирование коммуникативных компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – организация работы школьной газеты у младших школьников во внеурочной деятельности.
Целью работы является создание условий для формирования коммуникативных компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности
В соответствии с этой целью в работе решаются следующие задачи:
выявить коммуникативные компетенции у младших школьников;
анализ школьной газеты во внеурочной деятельности;
создать модели школьной газеты и ее виды для формирования коммуникативных компетенций во внеурочной деятельности у младшего школьника.