Формирование коммуникативных навыков на уроках на основе информационных технологий

Автор: Гайсина Алия Аглямовна

Наиболее значимым был и остается вопрос об отношении к коммуникативному методу обучения. Это объясняется тем, что, с одной стороны «переход к информационному обществу требует полного развития коммуникативных способностей личности», с другой – способность к общению выступает в качестве стратегической цели обучения. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и новые формы и методы обучения

         Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению. Учащиеся должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, приёма иностранных гостей дома, при переписке и т.д. При этом термин «коммуникативность» не должен пониматься узко. Коммуникативная способность обучаемых развивается через интернет путем вовлечения их в решение широкого круга значимых и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.

         Обучая языку, интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность. Большим плюсом использования интернет ресурсов является развитие межкультурной компетенции, т.е. знакомство с различными культурами. World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы, является бескрайним полем для получения новых знаний.

         Сайт «Виртуальная реальность» - это собрание лингвистических аутентичных материалов. Его значимость и мотивация заключается в том, что он приносит кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. В «Виртуальной реальности» возможно остановиться у небольшого кафе, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель и т.д.

         Сайт компании Lucent Technologies позволяет обучать аудированию. Здесь можно услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук.

         Интернет помогает обучать чтению. Это превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью интернета превратить классную комнату в агентство новостей, а учеников – в первоклассных репортёров. Такой вид деятельности используется в старших классах, т.к. он включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации.

         Обучить письму может помочь электронная почта. По сравнению с бумажной она быстрее, удобнее и дешевле. Учащиеся начинают вести переписку с удовольствием. Но не на все письма приходит ответ, что влечёт за собой разочарование. Чтобы этого не произошло, предлагается общаться сразу с несколькими партнерами в другом городе и даже стране. Но изначальная заинтересованность быстро проходит, и учащиеся оказываются в затруднительном положении, не зная о чём писать. Во избежание разочарования учащимся предлагается расспросить своих друзей по переписке о той или иной теме и на базе полученных результатов сделать сообщение в классе.

Набор заданий для e-mail может быть таким:

·       поместить объявление о поиске друзей на разных сайтах;

·       напишите информацию о себе;

·       вышлите несколько сообщений, например 2-3 в неделю;

·       для того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас вопросы.

Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю и учащимся в овладении английским языком.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.

         При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно использовать компьютерные программы Triple play plus in English, English on holidays, English Gold  и др. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

 

         Итак, коммуникативные навыки учащихся развиваются посредством использования информационных технологий путем вовлечения их в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает уверенность в себе.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x