Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках осетинского языка и литературы. ☼
Автор: Чехоева Залина Хасановна
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках осетинского языка и литературы.
Чехоева З.Х., учитель осетинского
языка МБОУ СОШ №38 г. Владикавказ
Целью образовательного стандарта является формирование функционально грамотной личности. Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Одно из ключевых понятий предметных программ, в том числе и по осетинскому языку, – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов в аспекте формирования разных компетенций (коммуникативной, языковой и культуроведческой). Кроме того, предмет «Осетинский язык» решает задачи достижения личностных и метапредметных результатов.
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по осетинскому языку могут служить:
1) Игры со словом, которые очень важны для детей, но почти не включаются, к сожалению, в школьную программу, в то время как, участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивость и робость.
Одна из типичных черт игры – наличие в ней творческого начала.
Напишем на доске слово, состоящее из семи или более букв.
Фæндырцæгъдæг
Из этого слова нужно составить новые слова. Это могут быть:
существительные: фæндыр, фæнд, фынг, рыг,
глаголы: цæгъдын, цæрын, нæрын,
прилагательные: цыргъ, цæрдæг, æндæр,
причастия: цæгъдæг,
Какие цели мы преследуем в данном виде работы?
· Обогащение словарного запаса путем образования новых слов.
· Закрепление пройденных орфограмм.
· Развитие коммуникативных навыков учащихся.
2) При изучении сказки «Гæмæт» Дауыта Дарчиева по литературе мы при описании главного героя используем одни прилагательные. Таким образом , мы реализуем межпредметные связи.
Например: Гæмæт уыд бæрзонд , хæрзконд, саулагъз. фыдуаг,къæйных,
В данном виде работы мы реализуем ряд целей:
· Умение использовать прилагательные при характеристике героя произведения и описании его портрета.
· Развитие коммуникативных способностей учащихся, вследствие чего их речь становится более яркой, образной и выразительной.
3) Творческая работа.
Предлагается тема: «Весна».
Учащиеся должны коллективно, начиная с первой парты по цепочке составить связный текст по данной теме.
Целью такой работы являются:
· Умение слушать и слышать друг друга.
· Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
· Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Предмет «Родной язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность».
Предмет «Родной язык», служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний».
Также на уроках родного языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
Представим типовые задания (действия, материалы) по родному языку, направленные на достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал осетинского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть осетинской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
На уроках родного языка можно предложить своим ученикам поработать в парах, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Необходимо привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в дальнейшей жизни. Ставить перед детьми проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.