Название статьи:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания. | Алтынбаева Рузалия Наиловна. Работа №209084
Дата публикации:
02.04.2019
Автор:
Алтынбаева Рузалия Наиловна
Описание:
Автор: Алтынбаева Рузалия Наиловна
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках истории и обществознания.
Подготовила Алтынбаева Рузалия Наиловна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ с. Новое Мансуркино
м.р.Похвистнвский
Самарской области
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Универсальные учебные действия– это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные.
Коммуникативные умения – это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющей творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия.
Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Работу в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.
Можно выделить следующие средства формирования коммуникативных УУД на уроках истории и обществознания:
Работа в группах (помогает ребёнку осмыслить учебные действия, даёт школьникам эмоциональную и содержательную поддержку).
Формы групповой работы:
Звеньевая (постоянные групп обучающихся).
Бригадная (временные группы обучающихся, сформированные для выполнения определенного задания).
Кооперировано-групповая (деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания).
Дифференцированно-групповая (постоянные и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков).
2.Дискуссия (позволяет развить навыки ведения диалога, умения слушать, отстаивать аргументировано свое мнение, способствует повышению интеллектуальной активности учащихся)
Можно выделить такие формы проведения дискуссии:
круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);
экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)
форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);
симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);
дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);
"судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела).
3.Работа с историческим текстом (позволяет обучающимся высказывать собственное мнение, соотносить его с мнением окружающих, автора текста, учителя)
Среди множества приемов работы с историческими текстами наиболее способствуют формированию коммуникативных УУД следующие: чтение и анализ; комментированное чтение; коллективный разбор текста; формулирование вопросов к тексту; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта; подготовка сообщений, рефератов и т.д.
4.Игра (развивает творчество, позволяет общаться на равных)
В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (КВН).
5.Проектная и исследовательская деятельность (основана на совместном планировании решения поставленной задачи, сотрудничестве различных участников проекта, активности обучающихся).
6.Эссе
Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений учащихся, высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на исторические и обществоведческие знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, в числе прочих форм контроля, применение такого средства проверки, как эссе. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать “сумму знаний”, но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе, не просто рассказчик, он его герой.
Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию.
Основные виды коммуникативных действий в силу своего универсального, максимального характера естественным образом распространяются на все учебные предметы. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата.
Значительную роль в формировании УУД отведена учителю: из простого транслятора знаний ему необходимо стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Поэтому в учебной деятельности учителю целесообразно:
Давать учащимся время на обдумывание их ответов.Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
Оказывать поддержку и содействие
Обеспечивает бесконфликтную совместную работу
Устраивает эффектные групповые обсуждения
Обеспечивать обмен знаниями между обучающимися
Четко формулировать цели урока и позволять обучающимся проявлять собственную энергию для достижения этих целей
Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Таким образом, на уроках исторического и обществоведческого цикла идет формирование способностей использовать исторические знания в реальной жизни. Формируя коммуникативные УУД, можно научить детей высказывать свое мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно, строить планы работы, проводить научно-исследовательскую работу, согласовывая свои действия с партнерами, вступая в сотрудничество - это пригодиться им и в жизни, и на других уроках, так же развиваются способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации, анализу этих источников.
Значимость исторического знания и связанных с ним способов анализа социальной действительности заключается в том, что они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и принимать осознанные самостоятельные решения в нем. Коммуникативные УУД полученные через понимание социальных знаний приводят к созданию внутренней потребности жизненного успеха, умению разрешать в том числе конфликтные ситуации в сфере сотрудничества, более легкой адаптации в различных условиях.
Скачать работу
на уроках истории и обществознания.
Подготовила Алтынбаева Рузалия Наиловна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ с. Новое Мансуркино
м.р.Похвистнвский
Самарской области
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Универсальные учебные действия– это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные.
Коммуникативные умения – это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющей творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия.
Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Работу в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.
Можно выделить следующие средства формирования коммуникативных УУД на уроках истории и обществознания:
Работа в группах (помогает ребёнку осмыслить учебные действия, даёт школьникам эмоциональную и содержательную поддержку).
Формы групповой работы:
Звеньевая (постоянные групп обучающихся).
Бригадная (временные группы обучающихся, сформированные для выполнения определенного задания).
Кооперировано-групповая (деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания).
Дифференцированно-групповая (постоянные и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков).
2.Дискуссия (позволяет развить навыки ведения диалога, умения слушать, отстаивать аргументировано свое мнение, способствует повышению интеллектуальной активности учащихся)
Можно выделить такие формы проведения дискуссии:
круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);
экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)
форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);
симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);
дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);
"судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела).
3.Работа с историческим текстом (позволяет обучающимся высказывать собственное мнение, соотносить его с мнением окружающих, автора текста, учителя)
Среди множества приемов работы с историческими текстами наиболее способствуют формированию коммуникативных УУД следующие: чтение и анализ; комментированное чтение; коллективный разбор текста; формулирование вопросов к тексту; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта; подготовка сообщений, рефератов и т.д.
4.Игра (развивает творчество, позволяет общаться на равных)
В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (КВН).
5.Проектная и исследовательская деятельность (основана на совместном планировании решения поставленной задачи, сотрудничестве различных участников проекта, активности обучающихся).
6.Эссе
Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений учащихся, высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на исторические и обществоведческие знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, в числе прочих форм контроля, применение такого средства проверки, как эссе. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать “сумму знаний”, но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе, не просто рассказчик, он его герой.
Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию.
Основные виды коммуникативных действий в силу своего универсального, максимального характера естественным образом распространяются на все учебные предметы. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата.
Значительную роль в формировании УУД отведена учителю: из простого транслятора знаний ему необходимо стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Поэтому в учебной деятельности учителю целесообразно:
Давать учащимся время на обдумывание их ответов.Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
Оказывать поддержку и содействие
Обеспечивает бесконфликтную совместную работу
Устраивает эффектные групповые обсуждения
Обеспечивать обмен знаниями между обучающимися
Четко формулировать цели урока и позволять обучающимся проявлять собственную энергию для достижения этих целей
Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Таким образом, на уроках исторического и обществоведческого цикла идет формирование способностей использовать исторические знания в реальной жизни. Формируя коммуникативные УУД, можно научить детей высказывать свое мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно, строить планы работы, проводить научно-исследовательскую работу, согласовывая свои действия с партнерами, вступая в сотрудничество - это пригодиться им и в жизни, и на других уроках, так же развиваются способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации, анализу этих источников.
Значимость исторического знания и связанных с ним способов анализа социальной действительности заключается в том, что они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и принимать осознанные самостоятельные решения в нем. Коммуникативные УУД полученные через понимание социальных знаний приводят к созданию внутренней потребности жизненного успеха, умению разрешать в том числе конфликтные ситуации в сфере сотрудничества, более легкой адаптации в различных условиях.