Формирование компетенций обучающихся на уроках

Автор: Калайтан Тамара Григорьевна Шурыгина Тамара Валерьевна

Т.Г. Калайтан, Т.В.Шурыгина  г. Топки

Формирование компетенций обучающихся на уроках

 

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии, познавательную, коммуникативную и личностную активность студентов. Урок – форма организации обучения с целью овладения обучающимися изученным материалом. Арсенал форм уроков современного преподавателя не просто обновляется под влиянием, прежде всего усиливающейся роли личности студента в обучении, но и трансформируется в сторону необычных форм преподнесения материала. Одной из таких форм является интегрированный урок. Интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия) можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это – попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Велико значение межпредметных связей в развитии мышления и творческих способностей студентов. Осуществление межпредметных связей приводит к образованию в сознании студентов межсистемных ассоциаций, а это приводит к серьезным изменениям психологии мышления: мышление становится более гибким, подвижным, что очень важно для решения задач творческого характера.

Основные направления в нашей работе по проведению интегрированных уроков “физика + математика”.

  • Определение рациональной последовательности изучения учебных дисциплин. Эта последовательность должна быть такова, чтобы изучение математики готовило почву для изучения физики, чтобы один предмет “подпирал” другой.

  • Осуществление преемственности в формировании компетенций.
  • Обеспечение единства в интерпретации общих понятий, законов и теорий.
  • Осуществление единого подхода к формированию общих компетенций. Например, осуществление общего подхода к формированию у студентов таких умений, как работа с учебной литературой, измерительных, вычислительных, графических и других умений, являющихся общими для многих учебных дисциплин.

  • Показ общности методов исследования, применяемых в математике и физике.

Мы разработали ряд интегрированных уроков предусматривающие проблемные и исследовательские методы обучения, обеспечивающие высокий уровень познавательной и мыслительной деятельности студентов, направленной на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций (опыт, сотрудничество в коллективной деятельности, умение принимать на себя ответственность, работать с информацией, выдвигать гипотезы, сравнивать их, выбирать лучшую, принимать решения, оценивать свою работу, работу других).

Рассмотрим пример модели процесса формирования общих компетенций у студентов СПО в соответствии с требованиями ФГОС на  интегрированном уроке.

План урока

Тема: Путешествие в мир симметрии.

Тип урока:  урок систематизации, обобщения знаний и способов деятельности

Вид урока: интегрированный

ОК 2  Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

Цель урока:

Задачи урока:

         Образовательная

         Воспитательная

         Развивающая

Форма организации

Методы и приемы обучения: исследовательский, практический, наглядный, словесный, поисковый.

Материально- техническое оснащение урока:

оборудование:  мультимедийный проектор

инструменты, приспособления: калориметры, пакет соли, фен, ветки деревьев, салфетки, картон формата А 4, ножницы, клей

Учебно-методическое оснащение урока: методические рекомендации к лабораторной работе

Наглядные пособия и раздаточный материал: фотографии, рисунки, набор минералов

Подготовительный этап: данные для урока выполняли в виде самостоятельной работы(распределение студентов на творческие группы, определение тематики выступлений, подготовка материала презентации, фотографии, фильм «Зимний лес», изготовление зимнего букета, бус, рисунки)

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Постановка темы и целей урока

III. Актуализация знаний.

- Вступительное слово (преподаватель математики)

«Симметрия»- слово греческого происхождения. Оно, как и слово «гармония», означает соразмерность, наличие определенного порядка. Понятие «симметрия» вел впервые французский ученый- математик Лежандр. Симметрия – преобразование фигуры в себя. В математике рассматриваются различные виды симметрии (рисунки через мультимедийный проектор). 

Сегодня необычный урок: урок, на котором студенты представят проект «Симметрия – основополагающий принцип устройства мира». В своих рисунках, фотографиях покажут, что все живое в природе обладает свойством симметрии, представят симметрию в архитектуре города Топки. На уроке вы вырастите кристаллы обладающие элементами симметрии, создадите модели многогранников, форму которых имеют кристаллы.

- Презентация проекта студентами

     1.Вступительное слово

     2. Симметрия в природе (сообщение, рисунки)

     3. Симметрия в микроорганизмах (сообщение, рисунки)

     4. Симметрия в спорте (сообщение, фотографии)

     5. Симметрия в архитектуре (сообщение, фотографии)

     6. Заключительное слово.

Вступительное слово (преподаватель физики) перед просмотром фильма.

- Природа - удивительный творец и мастер. Все живое в природе обладают свойством симметрии.

IV. Повторение материала

Просмотр фильма «Сказочный лес»

- Что сказочного мы увидели?

- Как образуется иней?

- В твердом теле расстояние между молекулами такое же, как в жидкости. Как объяснить различие свойств твердых тел и жидкостей?

- Условия, при котором тело будет находиться в устойчивом равновесии.

- Перед вами на столах лежат наборы минералов. Чем они отличаются по внешнему виду?

-Идеальная форма кристалла имеет вид многогранника. Такой кристалл ограничен плоскими гранями, прямыми ребрами и обладает симметрией. В кристаллах можно найти различные элементы симметрии. Плоскость симметрии, ось симметрии, центр симметрии.

V. Практическая работа

    1.

- Лабораторная работа «Наблюдение роста кристаллов из раствора»

- Практическая работа «Модели правильных многогранников»

    2. Защита проектов

       Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр.

       Презентация зимнего букета, бус из выращенных кристаллов        

VI. Закрепление материала (разгадать кроссворд)

VII. Подведение итогов (рефлексия студентов, оценка деятельности студентов преподавателями)

1.     Сегодня я узнал…

2.     Было интересно…

3.      Было трудно…

4.      Я выполнял задания…

5.      Я понял, что…

6.     Теперь я могу…

7.     Я приобрел…

8.     Я научился…

9.     Урок дал мне для жизни…

10.                       Мне захотелось…

VIII. Домашнее задание

- Сколько осей симметрии имеет додекаэдр?

 

- Можно ли на хвойных ветках получить искусственный иней?

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x