Статья «Формирование культурологической компетенции обучающихся при изучении предметов учебного плана в классах с полиэтническим составом». . Автор: Кокозова Мариана Шарабдиновна

Автор: Кокозова Мариана Шарабдиновна
  Народ каждой национальности чтит свои традиции и обычаи. Поэтому в своей работе использую различные виды работ по сплоченности коллектива, привитию навыков толерантности, в том числе и через этапы развития речи. вашему вниманию фрагмент урока " Я и мои друзья" с испльзованием инсценирования.


Автор: Кокозова Мариана Шарабдиновна

Тема: «Формирование культурологической компетенции обучающихся при изучении предметов учебного плана в классах с полиэтническим составом».

С детьми мигрантами в данной школе работаю уже 6 год. В 2012 году ко мне пришли первоклассники, где из 25 человек были шестеро русских, остальные (19) - дети разных национальностей, из них только 17% до школы посещали детский сад.

В данный момент работаю со второклассниками. В классе 26 учащихся. Состав опять многонационален: русских-8, чеченцев, лезгин, татар, таджиков, азербайджанцев, ногайцев- по 2 человека, ингушей, рутульцев, башкир, киргизов, узбеков- по одному. Итого в классе 12 национальностей. Народ каждой национальности чтит свои традиции и обычаи. Поэтому в своей работе использую различные виды работ по сплоченности коллектива, привитию навыков толерантности, в том числе и через этапы развития речи. Вашему вниманию представляю презентацию фрагмента урока «Я и мои друзья» с использованием инсценирования.

Цель урока: сформировать представление о том, кого можно назвать настоящим другом, побудить стремление быть настоящими друзьями, проявлять чувства толерантности к одноклассникам.

 

 

Ход урока

1.Орг. момент

2. Вступительная беседа. (Слайд 2)

На доске написаны слова:

яран, дос , дуст, друг, доттах, иптэш, дус,.

Предлагаю детям прочитать их.

- Все ли слова понятны?

- Почему?

- Есть ли слова, знакомые вам?

- Прочитайте их. Переведите знакомое слово на русский язык.

(по щелчку добавляется слово –перевод )

- Какое слово осталось? (друг)

- На каком языке оно написано?

-Почему я написала эти слова?

(Эти слова на всех языках означают слово "Друг".)

(Постановка темы и цели урока)

- О чем пойдёт речь на уроке?

(О друзьях. О дружбе)

Таким образом, используя язык разных народов, происходит обогащение словарного запаса учащихся словами с культурным компонентом, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере.

 

3.Работа с новым материалом.

1. Инсценирование .

Ситуации:

1ситуация.

Два друга пошли в лес за грибами.

Нашли только один гриб.

Кому достанется этот гриб?

Вышли двое: Денис (русский) и Рамзан ( таджик) ( Слайд 3,4).

Рамзан не стал брать гриб. Объяснил тем, что по обычаям таджики не едят гриб, так как в переводе слово «ГРИБ» означает « ШАЙТАН- КУЛАК» что значит, « ЧЕРТОВЫ УШИ».

Рамзан предлагает гриб Денису. ( Слайд 5,6,7).

- Почему Рамзан отдал гриб Денису?

Ответы детей:

- 1. потому что их нация не ест грибы, так как это «чертовы уши».

-2. Он, видимо, старший, поэтому предложил гриб младшему, надеясь, что в следующий раз гриб возьмет себе.

-3 . А как думаете вы? (к слушателям обращаешься).

Микроитог : Можно ли мальчиков назвать друзьями? Почему?

Ответы детей:

Да. П

отому что Рамзан отдал гриб

Денису. А мог бы его просто растоптать…

Можно, потому что он старше, помог младшему собрать грибы…

Нельзя, потому что Рамзан отдал Денису то, что ему не нужно. Если бы таджики ели грибы, он бы, возможно

,

гриб не отдал.

Нельзя

, т.к.

Рамзан

не должен был говорить, почему

не берет этот гриб. Такое объяснение могло бы друга обидеть. Ведь он отдал не пот

ому, что он уступает другу, а потому

, что их культура

этого

не позволяет.

- А как считаете вы? (обращение к слушателям).

2 ситуация.

В лес пошли подружки Фатима и Милана. (Слайд 8)

Милана гриб уступила Фатиме, сказав, что в лесу грибов много.

Еще найдем. Если и нет, то не обижусь.

 

(Слайд 9) Дальнейшее развитие ситуации.

Дети с места предложили: « А пусть девочки дальше пойдут».

(Слайд10) Фатима следующий гриб уже кладет в корзину подружки.

(Слайд 11,12)

- Можно ли поступок Миланы считать дружеским? Почему?

- Можно. Милана поступила правильно, она не хотела обидеть Фатиму.

И Фатима поступила правильно, поделилась с Миланой следующим грибом.

Микроитог: Можно ли девочек считать подружками?

- Да. Можно сделать вывод, что девочки уважают друг друга, несмотря на то, что они разных национальностей.

Какую пару вы считаете настоящими друзьями?

(ответы детей)

Влияет ли национальность на отношения детей?

А взрослых?

Как считаете вы, уважаемые слушатели?

 

В заключение хотелось бы отметить:

Для реализации поставленных задач необходимо интегрировать предлагаемый школьникам учебный материал по русскому языку и литературе, восполнять материал этих предметов другими (история, обществознание, основы православной культуры, МХК, искусство). Причём, при любых комбинациях материала, предметная идея, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей и основной.

Особенно сейчас, когда в нашем сложном и тревожном мире многие идеалы развенчаны, от многих, казавшихся нам незыблемыми истин мы вынуждены отказаться. Особенно тяжело детям, мечущимся в поисках нравственной опоры. И мы все чаще и чаще обращаемся к непреходящим общечеловеческим ценностям: совесть, честь, долг, счастье, добро. Если ребята будут знать о понятиях добра, то будут добрее.

Закончить хотелось бы стихотворением Юлии Друниной:

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник,

как счастье,

как чудо

Идёт Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

 

 

 

что каждый человек должен быть частью современного мира, оперируя реалиями, обычаями, образами и своего народа, и других народов Земли.

искусствоведческими терминами, развитие связной речи,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x