Формирование лексико-грамматических компетенций у старших дошкольников

Автор: Юдина Любовь Васильевна

    Формирование    лексико-грамматических компетенций у старших дошкольников           

 

                                                                      «Страшно подумать, какое огромное

                                                                        множество грамматических    форм

                                                                        сыплется на бедную детскую голову,

                                                                        а ребенок как ни в чем не бывало

                                                                        ориентируется во всем этом хаосе,

                                                                        постоянно распределяя по рубрикам

                                                                        беспорядочные элементы услышанных

                                                                        слов и  при этом даже не замечая

                                                                        своей колоссальной работы».

                                                                                                                                 К.И.Чуковский                                              

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Формирование лексико-грамматического строя речи – одна из актуальных задач в развитии речи детей. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи: первым является этап практического овладения лексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье; на втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с нарушениями лексико-грамматического строя речи. Таким детям трудно  усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры.

 Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

  Можно использовать следующие игры и упражнения

 с лексико-грамматическим содержанием:

«Один-много», «Мы волшебники немного – был один, а стало много», «Лови и называй», «Слово – слова – много слов» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах) ;

 «Назови ласково», «Большой - маленький», «Подумай и назови» (образование уменьшительно-ласкательных существительных) ;

 «Что для чего? » (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам) .

«Кто у кого? », «Назови детёныша», «Назови детёнышей» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе) .

«Папа, мама, я», «Назови семейку» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша) .

 «Чей хвост? », «Чей след? », «Чьи лапы? », «Чья голова? », «Найди свою одежду», «Невиданный зверь» (образование притяжательных прилагательных) .

«Какой сок? », «Какой суп? », «Какой компот? »; игра «Каша»; «Назови ветку (лист) », «Вкусное варенье», «Весёлый повар», «Скажи какой? » (образование относительных прилагательных) .

В качестве физкультминуток на занятиях по формированию лексико-грамматических компетенций можно использовать игры с мячом. Одновременно у дошкольников развивается ловкость, координация движений, происходит активизация мыслительной деятельности.

У детей, имеющих нарушения речи выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря, вербальные замены. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий можно использовать компьютерные презентации.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Презентация позволяет представить изучаемый материал просто, доступно, наглядно, красочно.

Одним из эффективных методов в развития речи  ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5-я строка – слова, связанные в первым, отражающие сущность темы.

1. Зонт.

2. Цветной, большой.

3.  Раскрывается, защищает, закрывается.

 4.Мой зонтик самый замечательный.

 5. Дождь.

 Мнемотехника -система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

 С помощью мнемотаблиц решаются следующие задачи:

•формирование практических навыков словоизменения и словообразование;

•закрепление грамматических категорий;

•обогащение словарного запаса;

•развитие связной речи.

Итак, для формирования  и совершенствования лексико-грамматических компетенций  и активизации словаря у детей необходимо использовать больше наглядности, игровых приёмов и упражнений, развивать знания и представления об окружающем мире.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x