Формирование лексико-грамматических компетенций у старших дошкольников ☼
Автор: Юдина Любовь Васильевна
Формирование лексико-грамматических компетенций у старших дошкольников
«Страшно подумать, какое огромное
множество грамматических форм
сыплется на бедную детскую голову,
а ребенок как ни в чем не бывало
ориентируется во всем этом хаосе,
постоянно распределяя по рубрикам
беспорядочные элементы услышанных
слов и при этом даже не замечая
своей колоссальной работы».
К.И.Чуковский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Формирование лексико-грамматического строя речи – одна из актуальных задач в развитии речи детей. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи: первым является этап практического овладения лексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье; на втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с нарушениями лексико-грамматического строя речи. Таким детям трудно усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Можно использовать следующие игры и упражнения
с лексико-грамматическим содержанием:
«Один-много», «Мы волшебники немного – был один, а стало много», «Лови и называй», «Слово – слова – много слов» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах) ;
«Назови ласково», «Большой - маленький», «Подумай и назови» (образование уменьшительно-ласкательных существительных) ;
«Что для чего? » (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам) .
«Кто у кого? », «Назови детёныша», «Назови детёнышей» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе) .
«Папа, мама, я», «Назови семейку» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша) .
«Чей хвост? », «Чей след? », «Чьи лапы? », «Чья голова? », «Найди свою одежду», «Невиданный зверь» (образование притяжательных прилагательных) .
«Какой сок? », «Какой суп? », «Какой компот? »; игра «Каша»; «Назови ветку (лист) », «Вкусное варенье», «Весёлый повар», «Скажи какой? » (образование относительных прилагательных) .
В качестве физкультминуток на занятиях по формированию лексико-грамматических компетенций можно использовать игры с мячом. Одновременно у дошкольников развивается ловкость, координация движений, происходит активизация мыслительной деятельности.
У детей, имеющих нарушения речи выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря, вербальные замены. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий можно использовать компьютерные презентации.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Презентация позволяет представить изучаемый материал просто, доступно, наглядно, красочно.
Одним из эффективных методов в развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5-я строка – слова, связанные в первым, отражающие сущность темы.
1. Зонт.
2. Цветной, большой.
3. Раскрывается, защищает, закрывается.
4.Мой зонтик самый замечательный.
5. Дождь.
Мнемотехника -система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
С помощью мнемотаблиц решаются следующие задачи:
•формирование практических навыков словоизменения и словообразование;
•закрепление грамматических категорий;
•обогащение словарного запаса;
•развитие связной речи.
Итак, для формирования и совершенствования лексико-грамматических компетенций и активизации словаря у детей необходимо использовать больше наглядности, игровых приёмов и упражнений, развивать знания и представления об окружающем мире.