Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Дорохова Мария Сергеевна. Работа №209746
Автор: Дорохова Мария Сергеевна
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным, сложным и многомерным. Он состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых представлений о пространстве, форме, размере, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «повседневных» и «научных» концепций.
Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным, сложным и многомерным. Он состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых представлений о пространстве, форме, размере, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «повседневных» и «научных» концепций.
Под математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые возникают в результате формирования элементарных математических понятий и связанных с ними логических операций. Математическое развитие является важным компонентом формирования «мировоззрения» у ребенка.
Формирование у ребенка математических представлений способствует использованию разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания и навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В начальной школе курс математики совсем не прост. Нередко у детей возникают всевозможные трудности при разработке школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин этих трудностей является потеря интереса к математике как к предмету.
Следовательно, одна из важнейших задач воспитателя и родителей - воспитание у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Введение в этот предмет в игровой и увлекательной форме поможет ребенку быстрее и легче выучить школьную программу.
Специфика развития математических способностей
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников и младших школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально - психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности - сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.
Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.
Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие.
Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует, прежде всего, указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются, прежде всего, в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей.
Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.
Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):
1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
8) Математическая память. Можно представить, что её отличительные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Итак, дети 5-6 лет должны использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своих действий.
Логические приемы умственных способностей - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. Формировать логическое мышление детей 5-6 лет целесообразнее всего в русле математического развития.
Сериация - это совокупность методов установления некоей последовательности артефактов и, соответственно, одна из форм определения их относительной хронологии. Одна из ее разновидностей – эволюционная сериация – позволяет разместить вещи определенной категории (например, топоры) в последовательности, отражающей предполагаемое направление их изменения. Можно, к примеру, предположить, что развитие топоров шло в сторону их увеличения, либо уменьшения, либо усложнения формы; исходя из этого, образцы топоров располагают в известной последовательности. Этот вид сериации был широко принят в археологии 19 и начала 20 вв., но со временем его способность отражать реальную эволюцию вещей была поставлена под сомнение и в наши дни им пользуются редко.
Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) — мыслительная операция. Заключается в соединении различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам.
Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на состовляющие его части.
Сравнение – это мыслительная операция, основанная на сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении общности или различия между ними.
Классификация — это общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп (классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию;
- по цвету;
- по форме;
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть;
Обобщение — продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира.
Таким образом, если вовремя начать подготовку детей к школе, то значительно уваляться их показатели.