«Формирование навыков вежливого поведения как средство речевого этикета на примере взрослых»

. Автор Ковалевская Оксана Николаевна

Формирование навыков вежливого поведения как средство речевого этикета на примере взрослых
О.Н. Ковалевская
воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №46,
город Братск, Иркутская область
Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, так как нет нравственного воспитания детей, с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума.
Важный элемент человеческой культуры - речевой этикет.
В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета, хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и пускаются в обращение. Потом за такие словечки, фразочки их - к большому удивлению - наказывают. Дети - увеличительные стекла зла, - как-то заметил Л.Н. Толстой. Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последнее для детей привычнее, это норма.
Что же такое вежливость, этикет?
Этикет - совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах) - такое определение дает словарь по этике.
Вежливость - способ применения этикета.
Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной, поэтому очень важно, чтобы этикетными способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги.
В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов в день, во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. Замечено, что педагог часто учит не тому, что говорит, а как говорит, как общается, как относится к детям, коллегам и др. Нередко воспитатель требует вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но не умеет слушать, поблагодарить ребенка или извиниться перед ним.
У этикета есть словесные и несловесные средства (волшебные слова, волшебные взгляды, рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.
Самых распространенных волшебных слов, которые всегда должны быть в запасе, всего-то около 30.
Задание для взрослых: посчитайте свой запас, а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Так что же мы отдаем из своего волшебного запаса в течение дня воспитанникам? вспоминаем и считаем!
Утром - доброе утро, я рада тебя видеть, здравствуй, как ты себя чувствуешь?
За завтраком, обедом, ужином - приятного аппетита, благодарю спасибо, позволь за тобой поухаживать, все было очень вкусно.
Во время общения - разреши, будь добр, пожалуйста, извини, позволь, если тебя не затруднит, прошу прощения.
После тихого часа - как спалось?, как твое здоровье?.
Вечером - добрый вечер, до свидания, до завтра, до встречи, счастливого пути, всего хорошего, всего доброго, доброй ночи, приятных снов.
Самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра, особенно ролевая и театрализованная, игра как способ практического осмысления этикетных норм и применения знаков речевого этикета.
Велика также роль художественной литературы, которая дает образцы нравственности, правильного и неправильного речевого поведения.
Большое значение в обучении этикету имеют дидактические игры и картинки. Они способствуют развитию связной речи. Само содержание специальных этических дидактических игр дает такую возможность, где дети обсуждают, кто поступил правильно, а кто неправильно, как надо было поступить, что надо было сказать и как, какие слова.
Любая совместная продуктивная деятельность детей дает возможность формировать положительное отношение к партнерам, использовать правила речевого этикета и беседовать при удобном случае на темы важности, полезности и необходимости соблюдения правил.
Литература:
Веселый этикет. Н.Г. Богуславская, Н.А. Купина - АРД ЛТД, 2011г.
Журнал ребёнок в детском саду №2 – 2009г.
Детская риторика Г.И. Сорокина, И.В. Сафонова, Н.В. Ладыженская – Просвещение, 2012г.
Программа развития и обучения дошкольника. Этикет. Олма - ПРЕСС Экслибрис, 2013, А. Усачев.
Школа вежливости для маленьких гостей Г. Шалаева - СЛОВО-АСТ, 2009г.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x