Формирование навыков бесконфликтного поведения посредством киноуроков. | Шилкова Ольга Александровна. Работа №359914
Проблема формирования навыков бесконфликтного поведения стоит остро, потому что конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они играют важную роль в становлении личности и формировании её межличностных отношений с другими людьми.
Киноуроки могут быть эффективным инструментом формирования навыков бесконфликтного поведения.
Киноуроки — это детские короткометражные художественные фильмы воспитательного назначения и методические пособия к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Формирование навыков бесконфликтного поведения посредством киноуроков.
Автор педагог-психолог
Шилкова О.А.
Проблема формирования навыков бесконфликтного поведения стоит остро, потому что конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они играют важную роль в становлении личности и формировании её межличностных отношений с другими людьми.
Вот ещё несколько причин, почему остро стоит проблема формирования навыков бесконфликтного поведения:
Деструктивное воздействие на процесс обучения и воспитания
. Противоборства в школьной среде снижают результативность педагогических усилий и ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе.
Негативное влияние на психическое состояние
. Конфликты могут вызывать нарушения эмоциональной сферы (аффект, стресс, фрустрацию, депрессию), а также провоцировать вегетативные расстройства.
Отсутствие большого жизненного опыта
у детей и подростков
в поведении в сложных ситуациях взаимодействия
. У них, в отличие от взрослых, как правило, нет большого опыта в разрешении противоречий.
Таким образом, формирование навыков бесконфликтного поведения важно для гармоничного развития личности и создания безопасной среды для развития и социализации.
Бесконфликтное поведение — это способность общаться с другими людьми, предотвращая ссоры и сглаживая острые углы. Некоторые принципы бесконфликтного общения:
Активное слушание
. Нужно прислушиваться к тому, что говорят другие люди, и показывать, что вы их понимаете.
Использование «Я-сообщений»
. Вместо того, чтобы обвинять других людей в чём-то, выражайте свои чувства и мнения.
Избегание обобщений
. Не делайте выводов о людях на основе одного инцидента или действия.
Контроль языка тела
. Общение должно проходить без излишней напряжённости.
Уважение чужого мнения и его принятие
. Каждый человек имеет право на своё личное мнение.
Саморегуляция
. Умение управлять своими чувствами и эмоциональным состоянием.
Для развития навыков бесконфликтного поведения можно пройти обучение по специализированной литературе или участвовать в тренинге.
Некоторые навыки бесконфликтного поведения:
Выбор правильных слов и интонации
. Необходимо учитывать тон и интонацию собеседника, отслеживать каждую свою мысль, которую планируется транслировать в разговоре.
Контроль языка тела
. Общение должно проходить без излишней напряжённости. Важно сохранять естественную позу и не напрягать лицо и тело.
Держание себя в руках
. Беспристрастие и невозмутимость — лучшие союзники в бесконфликтном общении. Если тема разговора вызывает сильные эмоции, можно использовать способ диалога от третьего лица — представить, что наблюдаешь за разговором со стороны и отстраниться от непосредственного участия в нём.
Избавление от предвзятого отношения к собеседникам
. Важно общаться со всеми одинаково открыто и дружелюбно, не задаваясь целью унизить менее удачливых и успешных собеседников.
Уважение чужого мнения и его принятие
. Каждый человек имеет право на своё личное мнение. Можно не соглашаться с ним, но обязательно нужно принимать его.
Слушание и вслушивание в слова собеседника
. Понять человека можно, только осознав значение его слов. Для этого необходимо не только слышать оппонента, но и попытаться понять смысл сказанного им.
Также важную роль в бесконфликтном общении играет саморегуляция — умение управлять своими чувствами и эмоциональным состоянием. Она позволяет выбрать оптимальный способ бесконфликтного общения и успешно решить конфликт.
Киноуроки могут быть эффективным инструментом формирования навыков бесконфликтного поведения.
Киноуроки — это детские короткометражные художественные фильмы воспитательного назначения и методические пособия к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Проект «Киноуроки в школах России» нацелен на создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.
Киноуроки включают в себя следующие этапы:
Просмотр фильма
на определённую тему. Задача фильма — вызвать эмоциональный интерес, раскрыть через образ героя модель поведения.
Обсуждение фильма
по материалам прилагающегося методическо
го пособия.
Проведение социальных практик
— общественно полезных дел, направленных на закрепление изученных понятий и ценностей на практике, с привлечением общественных (волонтёрских) организаций.
Некоторые задачи таких занятий:
познакомить детей с основами бесконфликтного общения;
развить эмпатию и толерантность;
сформировать навыки ответственности за свои поступки;
воспитать уважительное отношение к окружающим;
сформировать социально одобряемые формы поведения.
Этапы киноурока, которые способствуют формированию навыков бесконфликтного поведения:
Организационный
. Важно создать комфортную атмосферу для просмотра фильма.
Мотивационно-целевой
. Нужно настроить учащихся на занятие, определить его тему.
Просмотр фильма
. После просмотра следует обсудить ситуации и действия героев.
Беседа по теме фильма, побуждение к действию
. На этом этапе можно раскрыть понятие великодушия и его противопоставление малодушию.
Социальная практика
. Это может быть общественно полезный труд.
Рефлексия и обсуждение проведённого общественно полезного дела
. На этом этапе можно провести рефлексию в разных формах: задушевную беседу, анонимный опросник или экран обратной связи с использованием условных обозначений настроения участников.
Также для развития навыков бесконфликтного общения можно провести тренинговое занятие, например, по теме «Общаемся без конфликтов». Для этого можно использовать видеосюжет и обсудить его.
Для формирования навыков бесконфликтного поведения можно использовать киноуроки из проекта «Киноуроки в школах России и мира». Например:
«За руку с Богом»
. Киноурок 7, посвящённый бескорыстию. Сюжет повествует о десятилетнем мальчике, воспитаннике детского дома, который своими рассуждениями и бескорыстными действиями заставляет задуматься о ответственности за всё, что его окружает.
«Друг в беде не бросит»
. Киноурок 9, посвящённый помощи вместо осуждения.
Киноурок — это не обычный просмотр фильма, а система действий, направленных на понимание, осознание и применение нравственных понятий. Для его проведения необходимо провести просмотр фильма, его обсуждение, а также социальную практику и рефлексию.
Некоторые результаты формирования навыков бесконфликтного поведения посредством киноуроков:
Развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Благотворное влияние на эмоционально-личностное развитие
детей: улучшение показателей оптимизма, уменьшение негативизма и протестных реакций.
Кроме того, в рамках киноуроков школьники осваивают умения и навыки, необходимые для полноценного понимания как экранного образа, так и внехудожественной информации.
Также после просмотра фильмов ребята обсуждают увиденное и закрепляют знания социальной практикой — общественно полезным делом, позволяющим применить увиденное в фильме качество личности на практике.