Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыков бесконфликтного поведения посредством киноуроков. | Шилкова Ольга Александровна. Работа №359914

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема формирования навыков бесконфликтного поведения стоит остро, потому что конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они играют важную роль в становлении личности и формировании её межличностных отношений с другими людьми. 

 

Киноуроки могут быть эффективным инструментом формирования навыков бесконфликтного поведения. 

 

Киноуроки — это детские короткометражные художественные фильмы воспитательного назначения и методические пособия к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Формирование навыков бесконфликтного поведения посредством киноуроков.

 

Автор педагог-психолог

Шилкова О.А.

Проблема формирования навыков бесконфликтного поведения стоит остро, потому что конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они играют важную роль в становлении личности и формировании её межличностных отношений с другими людьми. 

Вот ещё несколько причин, почему остро стоит проблема формирования навыков бесконфликтного поведения:

Деструктивное воздействие на процесс обучения и воспитания

. Противоборства в школьной среде снижают результативность педагогических усилий и ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе. 

Негативное влияние на психическое состояние

. Конфликты могут вызывать нарушения эмоциональной сферы (аффект, стресс, фрустрацию, депрессию), а также провоцировать вегетативные расстройства. 

Отсутствие большого жизненного опыта

 

у детей и подростков

 

в поведении в сложных ситуациях взаимодействия

. У них, в отличие от взрослых, как правило, нет большого опыта в разрешении противоречий.

Таким образом, формирование навыков бесконфликтного поведения важно для гармоничного развития личности и создания безопасной среды для развития и социализации. 

Бесконфликтное поведение — это способность общаться с другими людьми, предотвращая ссоры и сглаживая острые углы. Некоторые принципы бесконфликтного общения:

Активное слушание

. Нужно прислушиваться к тому, что говорят другие люди, и показывать, что вы их понимаете. 

Использование «Я-сообщений»

. Вместо того, чтобы обвинять других людей в чём-то, выражайте свои чувства и мнения. 

Избегание обобщений

. Не делайте выводов о людях на основе одного инцидента или действия. 

Контроль языка тела

. Общение должно проходить без излишней напряжённости. 

Уважение чужого мнения и его принятие

. Каждый человек имеет право на своё личное мнение. 

Саморегуляция

. Умение управлять своими чувствами и эмоциональным состоянием. 

Для развития навыков бесконфликтного поведения можно пройти обучение по специализированной литературе или участвовать в тренинге. 

Некоторые навыки бесконфликтного поведения:

Выбор правильных слов и интонации

. Необходимо учитывать тон и интонацию собеседника, отслеживать каждую свою мысль, которую планируется транслировать в разговоре. 

Контроль языка тела

. Общение должно проходить без излишней напряжённости. Важно сохранять естественную позу и не напрягать лицо и тело.

Держание себя в руках

. Беспристрастие и невозмутимость — лучшие союзники в бесконфликтном общении. Если тема разговора вызывает сильные эмоции, можно использовать способ диалога от третьего лица — представить, что наблюдаешь за разговором со стороны и отстраниться от непосредственного участия в нём. 

Избавление от предвзятого отношения к собеседникам

. Важно общаться со всеми одинаково открыто и дружелюбно, не задаваясь целью унизить менее удачливых и успешных собеседников. 

Уважение чужого мнения и его принятие

. Каждый человек имеет право на своё личное мнение. Можно не соглашаться с ним, но обязательно нужно принимать его. 

Слушание и вслушивание в слова собеседника

. Понять человека можно, только осознав значение его слов. Для этого необходимо не только слышать оппонента, но и попытаться понять смысл сказанного им. 

Также важную роль в бесконфликтном общении играет саморегуляция — умение управлять своими чувствами и эмоциональным состоянием. Она позволяет выбрать оптимальный способ бесконфликтного общения и успешно решить конфликт. 

Киноуроки могут быть эффективным инструментом формирования навыков бесконфликтного поведения

Киноуроки — это детские короткометражные художественные фильмы воспитательного назначения и методические пособия к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Проект «Киноуроки в школах России» нацелен на создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей. 

Киноуроки включают в себя следующие этапы:

Просмотр фильма

 на определённую тему. Задача фильма — вызвать эмоциональный интерес, раскрыть через образ героя модель поведения. 

Обсуждение фильма

 по материалам прилагающегося методическо

го пособия.

Проведение социальных практик

 — общественно полезных дел, направленных на закрепление изученных понятий и ценностей на практике, с привлечением общественных (волонтёрских) организаций. 

Некоторые задачи таких занятий:

познакомить детей с основами бесконфликтного общения; 

развить эмпатию и толерантность; 

сформировать навыки ответственности за свои поступки; 

воспитать уважительное отношение к окружающим; 

сформировать социально одобряемые формы поведения. 

Этапы киноурока, которые способствуют формированию навыков бесконфликтного поведения:

Организационный

. Важно создать комфортную атмосферу для просмотра фильма. 

Мотивационно-целевой

. Нужно настроить учащихся на занятие, определить его тему. 

Просмотр фильма

. После просмотра следует обсудить ситуации и действия героев. 

Беседа по теме фильма, побуждение к действию

. На этом этапе можно раскрыть понятие великодушия и его противопоставление малодушию. 

Социальная практика

. Это может быть общественно полезный труд. 

Рефлексия и обсуждение проведённого общественно полезного дела

. На этом этапе можно провести рефлексию в разных формах: задушевную беседу, анонимный опросник или экран обратной связи с использованием условных обозначений настроения участников. 

Также для развития навыков бесконфликтного общения можно провести тренинговое занятие, например, по теме «Общаемся без конфликтов». Для этого можно использовать видеосюжет и обсудить его. 

Для формирования навыков бесконфликтного поведения можно использовать киноуроки из проекта «Киноуроки в школах России и мира». Например:

«За руку с Богом»

. Киноурок 7, посвящённый бескорыстию. Сюжет повествует о десятилетнем мальчике, воспитаннике детского дома, который своими рассуждениями и бескорыстными действиями заставляет задуматься о ответственности за всё, что его окружает. 

«Друг в беде не бросит»

. Киноурок 9, посвящённый помощи вместо осуждения. 

Киноурок — это не обычный просмотр фильма, а система действий, направленных на понимание, осознание и применение нравственных понятий. Для его проведения необходимо провести просмотр фильма, его обсуждение, а также социальную практику и рефлексию. 

Некоторые результаты формирования навыков бесконфликтного поведения посредством киноуроков:

Развитие навыков сотрудничества

 со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 

Благотворное влияние на эмоционально-личностное развитие

 детей: улучшение показателей оптимизма, уменьшение негативизма и протестных реакций. 

Кроме того, в рамках киноуроков школьники осваивают умения и навыки, необходимые для полноценного понимания как экранного образа, так и внехудожественной информации. 

Также после просмотра фильмов ребята обсуждают увиденное и закрепляют знания социальной практикой — общественно полезным делом, позволяющим применить увиденное в фильме качество личности на практике. 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×