Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся младших классов | Сафарова Зинаида Глебовна. Работа №240371

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сафарова Зинаида Глебовна
Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся младших классов фортепиано является очень важным моментом в развитии учащихся как пианистов.

МБОУ ДО ДМШ

п.г.т.Междуреченск м. р. Сызранский

Самарской области

 

 

 

 

 

Методическая разработка «Развитие навыков чтения с листа в классе фортепиано»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Преподаватель по классу фортепиано

Сафарова З.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017г

пгт Междуреченск

 

 

 

 

Введение

Графическое восприятие нотной записи

Работа над техникой чтения с листа

Подбор по слуху

Работа над выразительным исполнением

Заключение

Используемая литература

Приложение

Введение

Методика, о которой пойдет речь, является дополнением к традиционным методам воспитания юных музыкантов. Игровые формы, которые применяются в ней, это ещё один способ привлечения ребенка к фортепианной игре, к творческой деятельности. Занимаясь со своими учениками по этой методике, мы заметили их повышенный интерес к занятиям.

Они играют разнообразный материал ( классику, джаз, эстраду ), любят подбирать мелодии на слух, некоторые из ребят пробуют сочинять.

Курс включает:

Интенсивное обучение на фортепиано;

Развитие творческих исполнительных и импровизационных способностей;

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.

Перечисленные задачи решаются в течение всего срока обучения, который условно делится на три этапа:

Интенсивное обучение основам игры на фортепиано. Цель - научить ребенка самостоятельно работать над не сложными произведениями, свободно разбирать нотный текст. Легко читать с листа, составлять в общих чертах исполнительский план;

Развитие творческих способностей музыканта-исполнителя. Преподаватель консультирует ученика, помогает в осуществлении его замыслов;

Самостоятельная работа над произведением.

На выполнение домашнего задания в среднем отводится один час в день. Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут индивидуально, но можно использовать и групповые формы работы. Например, упражнения по правильной посадке и упражнения по ритму интересно выполнять в группе. Основными разделами курса являются упражнения по постановке руки, посадке за инструментом, координации движений, обучении технике чтения с листа, развитие метро-ритмического чувства, подбор по слуху, импровизация, работа над выразительностью исполнения.

За 2 месяца обучения дети получают основные навыки в постановке рук, игре различными штрихами.

За 3 месяц – подбор песен по слуху с аккордовым сопровождением. Эти занятия проводятся до конца года, а при желании ребенка и на втором году обучения.

Во второй четверти дети начинают играть и читать с листа одновременно двумя руками в одной позиции

Со второго полугодия (после овладения простейшими джазовыми ритмическими упражнениями) в репертуар вводится джазовая музыка, знакомство с которой происходит ещё в ноябре.

Развивать технические возможности учащихся лучше на выразительной музыке, добиваясь творческого, образно – эмоционального отношения к работе над исполнительной техникой.

 

Графическое восприятие нотной записи

 

Музыкант воспринимает нотный текст «графически» , т.е. не высчитывая на какой линеечке находится нота, не вглядывается в каждую ноту, а видит гамму, арпеджио, аккорд, интервалы и их движение. Такое умение , конечно, приходит с годами.

Нужно с первого урока учить ребенка видеть нотный текст вперёд, анализируя его, т.е. видеть «графически». Необходимо добиться прямой связи: вижу ноту – нажимаю на клавишу, не вычисляя её названия; научить видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи. Чтобы достигнуть такого результата, необходимо с первого урока знакомиться с записью нот сразу на 10 линеечках и первой дополнительной, связующей – «До» 1 октавы. О ключах можно рассказать позже. С учеником выполнять следующие упражнения .

Упражнение №1: Записываем в скрипичном ключе все ноты подряд от «ДО» вверх, и затем в басовом ключе все ноты от «До» вниз . Ребенок играет, смотря на запись, не произнося названия нот.

Зрительно запись напоминает нитку бусинок. Ребенок закрепляет понятие «вниз, вверх», «повторяющаяся нота». Это задание нужно выполнять также и дома.

Далее можно переходить к несложным мелодиям из нотного приложения, и использовать любой сборник для первого класса. На дом задавать по 5 номеров из сборника, подписав название первой ноты. Когда написание нот усвоится, можно эти номера играть и петь с названием нот, с произношением ритма. Постепенно ребенок зрительно запоминает написание нот. На втором уроке задание усложняется. Нужно написать два ряда нот: на одной строчке ноты на линейках, на другой между. Проиграть и запомнить их названия. Выполняя домашнее задание можно выбирать номера со скачками через ноту.

Объем домашнего задания должен быть большим, так как наша задача не заучить песенки, а читать с листа. Через несколько уроков можно приступить к знакомству с пьесами на двух строчках в обоих ключах.

После того как ребенок усвоил игру одноголосных мелодий( одинарные бусы) необходимо усложнить задачу.

Упражнение №2: «Двойные бусы» . Записать параллельные терции, кванты, квинты, сексты и сыграть их. Проверить, как расслабиться рука во время игры терций. Все внимание ребенка направлено на нотную запись, рука играет «вслепую». Предложить ребенку выбрать нижнюю или верхнюю ноту в интервале и по ней следить за движением. Упражнение выполняется молча, второй раз с пропеванием верхнего и нижнего голоса.

Упражнение 3. 1 и 4 пальцы играют кварту, a 1 и 5 квинту .Ребенок

должен смотреть не только на клавиши, но и в ноты, пропевая тот голос, покоторому он зрительно ориентируется. Параллельно можно выучить название некоторых интервалов.

Упражнение 4. «Бусы» из трёх нот (аккорды) Эти «бусы» впоследствии дадут свободу в чтении аккордов с листа. Нужно обязательно следить за движением голосоведения, выделяя её мелодическую линию.

Упражнение 5. «Тройные бусы» или «Снеговики». Пальцы окрепли и могут играть аккорды, трезвучия. Можно поты нарисовать в виде весёлых снеговиков, с глазами и метлой. Придумать забавные истории, происходящие со снеговиками: у них тают определённые части или теряется голова (неполные аккорды), они разваливаются па части (разложенные аккорды), собираются не в том порядке (секстаккорды). Они бывают весёлыми (dur) и грустными (moll) и имеют забавные имена, которые записываются латинскими буквами (C,D,E ).

Это упражнение для первоклассника является достаточно сложным, поэтому его используют в конце учебного года или во 2 классе

Таким образом, работая в такой форме, у ребёнка развивается гармонический слух.

Работа над техникой чтения с листа.

Упражнения, изложенные в предыдущем разделе, помогают учащимся быстрее разбирать нотный материал. Для закрепления «графического» восприятия ногной записи нужно усложнять задачи:

Играть пьесу 1-2 раза с анализом движения мелодии. На каждый урок задавать 5 номеров из сборника.

Параллельно задавать более сложные номера, но с объяснением на уроке, так как появляются дополнительные линейки, лиги, знаки альтерации, сложные тональности.

Ученик сам придумывает элементарный аккомпанемент, опираясь на ранее пройденные упражнения.

Произведения, записанные на двух строчках, проигрываются на уроке один раз двумя руками. Если ученику пока это сложно, то преподаватель играет партию одной руки, а ученик - партию другой руки, но следя за двумя строчками. Дома разучивание пьес каждой рукой отдельно полностью исключается.

Если ребёнок периодически смотрит на клавиатуру, то нужно прикрывать руки листом бумаги. Очень 

пом

огает ребёнку аппликатура. При чтении нот лучше подсказывать номера пальцев, чем ноты. Гак ребёнок привыкнет следить за аппликатурой.

Количество пьес увеличивается до 10-12. Каждый урок задавать по 1-2 пьесы, продолжая играть ранее взятые. Дома играть старые номера по одному разу, новые по два раза. В течение двух месяцев практически ни один номер не будет готов в том виде, в котором пьеса играется на академическом концерте, так как задачи ставились иные, главная из которых

развить навык чтения с листа. Выучивать наизусть эти номера не следует, так как это помешает последующей работе над ними во II полугодии.

Задача II полугодия развивать зрительную память, научить читать на один такт вперёд. Играть номера на 2/4 закрывая по полтакта, потом по такту. Затем номера с большими размерами (3/4, 4/4, 6/8) и с большим количеством ключевых знаков. Далее выбрать простые номера на двух потных строчках, постепенно усложняя пьесы .

Возвращаться к этой работе нужно периодически, чтобы не потерять приобретённый навык. В последующих классах на каждый урок ребёнок приносит 1-2 пьесы, подготовленные самостоятельно.

Со 2 класса нужно переключать внимание ребёнка с нот, ритма, общей нюансировки на выразительность исполнения. Теперь он должен успевать читать штрихи, нюансировку, показывать развитие фразы, предложения и 'т.д.


Подбор по слуху.

Работу по развитию звуковысотного ощущения можно начать с подготовительных упражнений:

Ребёнок поёт

попевочки

, показывая рукой движение мелодии по системе «бус»: вверх, вниз, подряд, через клавишу, большой скачок, соседняя клавиша.

Преподаватель играет на инструменте медленно и ровно упражнение типа «бус». Ученик также показывает движение мелодии рукой по вертикали и комментирует: вверх, вниз, через клавишу и т.д.

Нарисовать цветную таблицу: для мажора - любой тёплый цвет, переходящий от светлого до тёмного, и холодный цвет для минора. Размер таблицы 10 х 25 см. Теперь преподаватель играет песенный материал, а ученик

показывае

т движение мелодии по вертикали.

4. То же упражнение, но таблица расположена горизонтально. Эти упражнения помогают выработать условное слышание, необходимое для того, чтобы, слыша скачок, ребёнок не искал этот звук на соседней клавише.

На каждом уроке играет по одной песенке в тональностях С, D, E, A («Едет, едет паровоз...», «Кукла с мишкой бойко топают...», с III ступени «Я на скрипочке играю», с IV ступени «Маленькой ёлочке»). Или три песни с разных ступеней в до мажоре, на следующем уроке в фа мажоре и т.д.

Если ученик хорошо всё выполняет, можно вводить левую руку. Для этого поставить левую руку на все пять клавиш и объяснить, что будут участвовать только три ноты: под 5, 2 и 1 пальцами. Ученик подбирает методом проб и ошибок .


Правая рука играет по нотам, левая по буквенным обозначениям аккордов. После 3-4 проигрывание ребёнок пробует играть по памяти, в случае заминки подбирает по слуху, а не смотрит в ноты.

Мы рекомендуем с первых уроков выучивать какую-нибудь мелодию наизусть «методом подбора»: сыграл I фразу - подбери её. По мере усложнения пьес будет развиваться мелодический и гармонический слух ребёнка. Тогда ученики смогут играть по памяти произведения выученные полгода, год назад. При таком подходе процесс разучивания сокращается в 2-3 раза.

 

 

Работа над выразительным исполнением.

Над выразительным, эмоционально-образным исполнением необходимо работать с первого дня занятий, чтобы воспитать в ребёнке творческое отношение к музыкальной деятельности. В начальных классах этому помогают игровые формы обучения, благодаря которым ребёнок научится говорить о своих эмоциональных впечатлениях, чувствах. Можно предложить следующие игры:

Каждой пьесе придумать по 2-3 названия, желательно противоположных по характеру, и исполнить пьесу в соответствии с её названием.

Дать задание на дом: нарисовать к разучиваемым пьесам рисунки.

Подобрать подходящие стихи.

Сочинить сказку или историю. Полезно чаще обращаться к симфонической музыке, так как

инструментовка расширяет исполнительские возможности, и каждый инструментимеет свой тембр, характер, образ. Можно дать задание в играемых пьесах сделать инструментовку , то есть продумать, каким инструментом лучше сыграть темы, фактуру аккомпанемента, линию баса и т.д. и подписать их названия в нотном тексте. Тогда работа над звуком, выразительностью исполнения приобретёт более глубокий смысл. Начиная со 2 класса предпочтительно разучивать по несколько пьес одного автора («Детский альбом» Чайковского, «Бирюльки» Майкапара, пьесы Грига, Хачатуряна и т.д.). Это поможет расширить детям свой кругозор, понять стиль композитора и манеру, в которой следует исполнять его произведения. Для каждой пьесы нужно определить форму работы: средние по сложности готовить как исполнительские, трудные в общих чертах, как знакомство с произведением; легкие пьесы для чтения с листа; технически сложные исполняют преподаватели.

На 1-2 годах обучения идет интенсивная работа по всем направлениям. В домашней работе находится одновременно 10-15 произведений. Следует отметить, что у ученика нет в репертуаре почти пи одного отточенного произведения (кроме 3-4 пьес за год для концертов). Весь материал даётся единым блоком и постепенно, в течение года совершенствуется.

Для выполнения домашнего задания берутся 2-3 элемента, на которые ребёнок должен обратить внимание, и отрабатываются им дома. На следующих уроках берутся другие элементы, приёмы и т.д. Начинать работу над новым произведением рекомендуется по следующему плану:

- На уроке ребёнок читает с листа всё произведение; совместно с преподавателем, выясняет приёмы, позволяющие легко прочитать нотный текст, запомнить его трудные места.

Выстроить вместе с учеником исполнительский план (определить, характер 

частей,смену

настроений и т.д.)

Выяснить, какие технические приёмы необходимы для исполнения задуманного художественного образа. _

Ученик отмечает в нотах трудные места (в плане звуков излечения или технического исполнения), требующие отдельной работы, преподаватель подсказывает её формы и методы. А на последующих занятиях работает над пьесой в соответствии с планом (отрабатывает отдельные эпизоды).

.

Главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.

Заключение.

Обучение графическому восприятию нотной записи и развитие внутренней возможности в освоении техники чтения нотного текста с листа. Свободное владение этим навыком позволяет высвободить на занятии время для работы над исполнительским мастерством, для совершенствования технических возможностей обучаемых. Они занимаются увлечённо, с удовольствием, т. к. быстро разучивают разнообразные произведения, не тратя времени на разбор нотного текста. На занятиях дети работают над музыкальными образами или знакомятся с новыми произведениями. Развитие гармонического и мелодического слуха позволяет легко подбирать по слуху , легко справляться со знаками альтерации, запоминать произведение наизусть. Формирование внутреннего чувства ритма избавляет от утомительного счёта вслух. Ребёнок легко играет не только классическую, но и джазовую, эстрадную музыку. Приобретённое умение анализировать нотный текст формирует навык самостоятельной работы над произведением.

Таким образом, освоив весь комплекс перечисленных знаний, умений и навыков, ребёнок может через некоторое время перейти на самообучение.

Список используемой литературы:

Т.И. Смирнова «Методические рекомендации»

Т.И. Смирнова «Воспитание искусством или искусство воспитания»

Т.И. Смирнова «Поэзия-музыка слов»

Программа «Класс специального фортепиано. Интенсивный курс».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×