Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников через предметы учебного плана.

Автор: Бодрова Лариса Владимировна

Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников через предметы учебного плана.

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс    санитарно- гигиенических

норм и правил  и не свод требований

к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, венцом этой гармонии
 является радость творчества.»

В.А. Сухомлинский

      В цивилизованном обществе здоровью ребенка придается особая роль и значимость. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

      Ухудшение состояния здоровья школьников - серьезная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, растет количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья.

      Реформа школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников.

       В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом  в начальном общем образовании выделяется отдельное направление по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни. Таким образом, здоровьесберегающая составляющая в современных условиях должна быть неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательного учреждения. 

Существуют различные  типы технологий:

      Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

      Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия)

      Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали)

      Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

 

Элементы здоровьесберегающих технологий в структуре урока

      положительный эмоциональный настрой на уроке;

      оптимальный темп ведения урока;

      подача материала доступным рациональным способом;

      наглядность;

      смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю,  рассуждаю, пишу и т. п.)

      физкультминутки,  динамические паузы;

      дифференцированный подход в обучении;

      групповая работа, работа в парах;

      игра, игровые моменты;

      гимнастика;

      самомассаж, точечный массаж;

      воспитательные моменты на уроке  (беседы)

      санитарно-гигиенические условия.

Тематика уроков в начальных классах по формированию здорового образа жизни на уроках окружающего мира.

В учебниках окр.мира  прослеживаются следующие темы:

      Личная гигиена

      Режим дня школьника

      Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

      Здоровое питание

      Правила противопожарной безопасности,  основные правила обращения с газом, электричеством, водой

      Оказание первой медицинской помощи

      Домашняя аптечка и все что связано с лекарствами

      Строение человека, наши органы,  сохранение здоровья

      Вредные привычки (курение, наркотики, алкоголь)

На уроках технологии:

Программа предмета «Технология» предусматривает формирование у учащихся принципов здорового образа жизни. Например: при изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. На этих уроках учащиеся узнают о витаминах и минеральных веществах, белках, жирах и углеводах и содержании их в продуктах, о необходимости сбалансированного питания. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

На уроках математики:

      Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении таблицы умножения  я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильный пример из таблицы умножения, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильный – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

      Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина, ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино. Затем обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

      Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его, и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.

На уроках русского языка:

      Пословицы и поговорки:

      «Здоровье дороже богатства»,  «Обед без овощей – праздник без музыки»

      Словарная работа: учитель читает загадки, а учащиеся записывают отгадки

      Работа по сюжетным картинкам, составление по ним рассказов, чтение написанных на картинках предложений

      При формировании знаний о здоровье, здоровом образе жизни иногда предлагается в качестве домашнего задания: чтение целенаправленной дополнительной научно – популярной литературы; работу со справочной литературой; подготовку докладов на соответствующие темы; сочинения.

На уроках литературного чтения:

Работа со стихотворением «Овощи» (учащиеся читают)

        Хозяйка однажды с базара пришла,

        Хозяйка с базара домой принесла:

        Картошку,  капусту,  морковку, горох, петрушку и свеклу.   Ох!..        

        Вот овощи спор завели за столом –

        Кто лучше, вкусней и нужней на земле: 

        Картошка?   Капуста?   Морковка?   Горох? Петрушка и свекла?   Ох!..

Вопрос учителя. Ребята, как вы думаете, кто из овощей лучше, вкусней, нужней? Сообщения учащихся о пользе овощей с заранее подготовленным материалом.

Проектная деятельность:

Проекты создаются по каждому предмету на разные темы, в том числе и о здоровом образе жизни.

   Окр.мир – «Школа кулинаров», «Профессии», «Здоровый образ жизни», «Шоколад – польза или вред», «Хлеб всему голова», «Спортивная жизнь моей семьи», «Солнце, воздух и вода», «Бобер – супер зуб»…

   Русский язык – «Рассказ о слове», «Однокоренные слова»

С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. 

Виды физминуток:

      оздоровительно-гигиенические;

      танцевальные;

      физкультурно-спортивные;

      подражательные;

      двигательно-речевые.

Физминутки помогают:

     снятие усталости, напряжения;

     ослабить утомление на уроке;

     проводить профилактику нарушения осанки;

     поддержание работоспособности, активного внимания

Пальчиковые игры могут помочь:

     подготовить руку к письму;

     развить внимание, терпение;

     стимулировать фантазию;

     активизировать работу мозга;

     научиться управлять своим телом.

Виды пальчиковой гимнастики:

      с предметами;

      массаж рук;

      игры с пальчиками.

Зрительная гимнастика помогает:

     снять физическую и психоэмоциональную    напряжённость;

     тренировать вестибулярный аппарат;

     развивать зрительную координацию;

     укреплять глазные мышцы;

     развивать зоркость и внимательность;

     улучшать зрение.

Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников через предметы учебного плана.

 

Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как
ценности, мотивацию на ведение
здорового образ жизни.

Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни

      Готовность ребёнка к школе.

      Режим дня первоклассника.

      Здоровье в руках взрослых.

      Телевизор и компьютер в  современном мире.

      Учите детей быть здоровыми.

      Профилактика вредных привычек.

      Что нужно знать о физиологии   школьника. Советы на каждый день.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x