Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС | Трубко Вита Петровна. Работа №359329. Номер работы: №359329
В образовательном стандарте начального общего образования говорится, что важнейшим приоритетом остается формирование у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности.
Под овладением умениями самоорганизации понимаем: определение цели выполнения задания, планирование его и целесообразное выполнение, контроль и оценивание хода, результатов его выполнения, что является обязательным минимумом для младших школьников.
В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению».
На смену старым требованиям приходят новые: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.
Основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС
В образовательном стандарте начального общего образования говорится, что важнейшим приоритетом остается формирование у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности.
Под овладением умениями самоорганизации понимаем: определение цели выполнения задания, планирование его и целесообразное выполнение, контроль и оценивание хода, результатов его выполнения, что является обязательным минимумом для младших школьников.
В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению».
На смену старым требованиям приходят новые: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.
Основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
В структуре учебных мотивов личности существуют и внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся те, которые заложены в самой учебной деятельности. Это стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений, стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, обобщать, преодолевать препятствия в процессе решения поставленных задач.
К внешним мотивам относятся те, что не связаны с самой учебной деятельностью. Это широкие социальные мотивы такие, как чувство долга, ответственности перед обществом, родителями, учителями; личные мотивы - это стремление получить одобрение, быть первым учеником, хорошие отметки, занять достойное место среди товарищей.
В воспитании и развитии самостоятельности особое место занимает начальная школа, т.к. она сама по себе не рождается.
Основная цель учителя- создать условия для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Постепенно формируются следующие умения самоорганизации учебной деятельности:
-умение определять цель учебного задания;
-умение планировать учебное задание;
-умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
-умение оценивать ход и результаты учебного задания.
На этих же принципах строится урок, т.к. он является основной формой организации учебного процесса.
Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность без опоры на постороннюю помощь осуществлять деятельность. При формировании у школьников самоорганизации, ставятся задачи: развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, учить добывать самостоятельно знания, формируя свое мировоззрение, и научить применять полученные самостоятельно знания в практике.
К основным этапам развития самоорганизации у детей относятся:
Этап подражания- дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия. Одна из форм- работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
Этап частичной самоорганизации- ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления. Например, работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
Этап более полной самоорганизации- младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности.
В своей работе использую приемы активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников. Они помогают развивать активные самостоятельные действия учащихся в учебном процессе. Это ситуации, в которых ученик проявляет следующие умения:
-выполняет задания, с использованием дополнительной литературы;
-высказывает свое мнение, приводя аргументы, доказательства и приобретенные знания;
-не боится спрашивать, если что-то непонятно;
-оказывает помощь тем, кто испытывает трудность в обучении;
-предлагает пути решения поставленной задачи;
-выбирает задания из поисковых и творческих задач;
-осуществляет самопроверку, анализ познавательных и практических действий.
В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности у ребенка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются и способствуют формированию у учащихся самоорганизации.
Важно постоянно учить детей строить отношения друг с другом на основе знаний: умению объяснять, рассказывать, слушать других, оказывать помощь.
Ставлю перед собой задачи по отношению к ученикам:
-развивать веру в успех;
-считать ошибки нормальным и нужным явлением («Не ошибается тот, кто ничего не делает»);
-обращать внимание на прошлые успехи;
-сделать процесс обучения ощутимым;
-признавать и видеть достижения каждого;
-учить детей управлять собственной деятельностью.
Одна из форм самоорганизации учебной деятельности является самостоятельная работа, как способ борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самоорганизации как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, придя в первый класс, не может еще самостоятельно задаться целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самоорганизации, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Эта проблема становится актуальной, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Это комплекс умений включает в себя восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самоорганизации является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Самостоятельные работы могут проводиться как в письменной, так и в устной форме. Если уровень подготовки разных учащихся значительно различается, необходимо обеспечить дифференцированную работу по предмету.
Определяю задачу каждой самостоятельной работы, обучаю рациональным приёмам умственного труда, инструктирую учащихся перед выполнением задания, наблюдаю за ходом самостоятельной работы. Своевременно оказываю помощь учащимся в преодолении трудностей и исправлении допускаемых ошибок, анализирую и оцениваю результаты каждой работы.
Использую виды воспроизводящих самостоятельных работ, такие как:
-самостоятельное чтение задания или других источников, нахождение ответов на вопросы учителя;
-наглядное оформление изучаемого в виде плана, примеров, таблиц, схем;
-наблюдения и опыты над материалом в соответствии с определенным заданием;
-сравнение правил и выводов, сделанных самостоятельно с правилом в учебнике;
-составление алгоритма действий по применению правила;
-изложение материала в соответствии с различными вариантами заданий (развернутое, сжатое, выборочное);
-рецензирование устного или письменного ответа товарища.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строю на этих же принципах.
Таким образом, современные условия диктуют необходимость понимания качества образования, как переход от трансляции знаний к совместному поиску с учителем их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции переходят в дидактическое средство развития личностных целей и качеств. В связи с этим становится важным- формирование у учащихся навыков рациональной организации учебного процесса, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают приобретение глубоких и прочных знаний. Уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, быть при этом ответственным, самостоятельным, уметь сотрудничать - это ключевые компетентности, которые приобретает ученик в начальной школе.