Формирование общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей по профессии "Сварщик" | Лидия Николаевна Чечина. Работа №238922
Автор: Лидия Николаевна Чечина
В настоящее время остро стоит вопрос о подготовке конкурентноспособных специалистов, которые в современных социально-экономических условиях будут способны развивать производство, стремиться к профессионализму, чтобы сразу включиться в производственный процесс.
Эти показатели непосредственно связаны с содержанием образовательных программ и педагогических технологий их реализации. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый его элемент и составная часть способствовали формированию соответствующих компетенций.
Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения: 1. в период введения в профессию; 2. в период овладения профессией; 3. в контрольно-заключительный период.
Формирование общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей по профессии "Сварщик"
Преподаватель ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им.О.Колычева»
Чечина Л.Н.
В настоящее время остро стоит вопрос о подготовке конкурентноспособных специалистов, которые в современных социально-экономических условиях будут способны развивать производство, стремиться к профессионализму, чтобы сразу включиться в производственный процесс.
Эти показатели непосредственно связаны с содержанием образовательных программ и педагогических технологий их реализации. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый его элемент и составная часть способствовали формированию соответствующих компетенций.
Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения: 1. в период введения в профессию; 2. в период овладения профессией; 3. в контрольно-заключительный период.
1. Период введения в профессию.
Необходимо всесторонне раскрыть перед будущим рабочим общественную значимость осваиваемой профессии, ее роли в промышленности и перспективы развития. Первоначальный интерес к профессии возникает тогда, когда обучающийся получает самые первые сведения о ней, в результате чего у него складываются понятия и представление о профессии, определенное отношение к ней. Занимательные приемы использую для первоначальной организации внимания или для того, чтобы вызвать любопытство, удивление, эмоциональное переживание. С этой целью рассказываю о применении лазерной сварки в медицине и других областях, электронно-лучевой сварки в космосе, сварке взрывом и т.д.Чувство гордости за свою страну, сознание причастности к профессиональной общности можно развить, обратив внимание обучающихся на то, что Россия - родина электросварки, рассказать о замечательных русских ученых, прославивших нашу страну.
2. Период овладения профессией.
В этом периоде формирование общих и профессиональных компетенций следует проводить путем развития интереса к профессии через активизацию познавательной деятельности по нескольким направлениям.
2.1. Связь теоретического и производственного обучения.
Принципом единства связи теории и практики в обучении и воспитании пронизана вся педагогическая система А.С. Макаренко.«Оказалось, что процесс обучения и производство продукции, - писал он,- крепко определяют личность, потому, что они уничтожают ту грань, которая лежит между физическим и умственным трудом».Так изучение темы «Классификация покрытых электродов» рассматриваю на конкретном примере условного обозначения электрода по ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467- 75, который обучающиеся используют в процессе производственного обучения.Далее задача усложняется: обучающимся предлагаю самостоятельно разобрать другой пример, опираясь на полученные знания. Приобретенное умение самостоятельно разбираться в многообразии современных сварочных материалов способствует формированию профессиональных компетенций.
Необходимо разъяснять обучающимся научные основы производства в трудовых процессах, составляющих содержание учебного материала и являющихся средством конкретизации изучаемых понятий, обеспечить углубленное изучение материалов по тем разделам технологии сварочных работ, которые особенно важны для более глубокого овладения профессией, для осуществления прикладной, практической (профессиональной) направленности.
2.2. Применение учебно-наглядных пособий.
Обучающиеся профессиональных колледжей с первых дней обучения имеют дело с материалами, инструментами, приспособлениями и оборудованием. Изучению этого поможет лишь применение принципа наглядности, который является одним из дидактических принципов педагогики.Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным и содействует, таким образом, логическому мышлению. Слово, не подкрепленное наблюдением, зрительным восприятием или соответствующей практической деятельностью, перестает быть средством мышления. Например, при изучении темы «Типы сварных соединений» словесное описание я иллюстрирую эскизами соединений. При закреплении учебного материала демонстрирую сварные образцы, что неизменно вызывает в группе «живой интерес», активизирует работу обучающихся.
2.3. Применение продуктивных методов, ориентированных на организацию активной деятельности самих обучаемых.Такое обучение носит не чисто сообщающий, а поисковый характер, это в значительной степени должно привести к возникновению проблемной ситуации. Например, в ходе занятия по теме «Электрическая дуга» я ставлю проблемный вопрос: «Почему в столбе свободной дуги самая высокая температура, а выделяется меньше всего тепла?»Проблемную ситуацию можно создать при помощи разнообразных методических приемов. В ходе обсуждения обучающиеся получают способность к самообразованию и самооценке и дальнейшему совершенствованию знаний и методов их приобретения.
2.4. Применение коммуникативных методов, способствующих развитию коммуникабельности, которая является одним из необходимых умений и навыков при трудоустройстве.Немаловажное значение имеет посещение –экскурсия на предприятие- Самарский резервуарный завод. Кроме воспитательного значения этого мероприятия, я по возможности обсуждаю технологии, использованные при сварке резервуаров и емкостей.
3. Контрольно-заключительный период.
Характеризуется усилением работы по становлению профессионального интереса, в результате чего он становится чертой личности современного молодого рабочего.Приоритетным в этот период является разработка тем выпускных письменных квалификационных работ, направленных на формирование умений творческого решения проблем и самостоятельного поиска путей достижения цели выпускниками ОП СПО ППКРС.Требования к подготовке творчески активной личности рабочего, который сможет быстро осваивать изменяющуюся технику, диктуют необходимость самого пристального внимания при индивидуальных консультациях в ходе написания выпускных работ и подготовке к их защите на выпускных квалификационных экзаменах.У обучающихся складывается представление о своей профессии.Поэтому «образ профессии» является важным психологическим условием формирования адекватных целей и мотивов обучения.Профессиональная и социальная компетентность выпускников является интегральным критерием качества профессионального обучения, залогом их успешного трудоустройства, личностной реализации, готовности к дальнейшему профессиональному росту и самосовершенствованию.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт
по профессии 15.01.05 Сварщик
(
ручной и частично механизированной сварки)2015
г.
Инновационные педагогические технологии
/П
од ред. Е.В. Иванова, Л.И. Косовой,
Т.Ю.
Аветовой
- СПб Изд. 000 «Полиграф-С», 2004.