Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование орфографических навыков ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Осадчая Анна Александровна

 

Осадчая Анна  А.лександровна

Г. Томск МАОУ СОШ №28

Формирование орфографических навыков .

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни. Нужно ли доказывать важность, необходимость высокой культуры речи, и в первую очередь её правильности – орфографической, произносительной, пунктуационной, в жизни современного человека?  Грамотность – орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания  в  процессе общения, одежда его мысли, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно!) определяют уровень его образованности.

  Современная методика обучения правописанию опирается не только на правила, но и общую систему языкового развития: на усвоение звукового строя и графики;  на процесс овладения чтением, письмом, восприятием речи на слух и на развитие собственной речи – говорения; на формирующееся  у детей  «языковое чутьё»; на развитие дикции и орфоэпического навыка, на интонацию и выразительное чтение; на понимание структуры слова, словообразования, словоизменения, закономерностей функционирования языка, т.е. на грамматику.  Методика рассматривает орфографические умения как составную часть речевых умений: «Повышая культуру речи детей, мы способствуем поднятию и орфографической грамотности их», - писал профессор Н.С.Рождественский.

   Грамотное письмо, как показал многолетний опыт, не может быть усвоено вне системы языковых знаний и умений. Механический путь обучения правописанию может дать видимость успеха лишь на короткое время и лиши по отдельным видам орфограмм. Поэтому учителю, обучающему детей основам орфографии, необходимо знать, во-первых, природу русской орфографии как предмета обучения и, во-вторых, основные пути  и  способы усвоения орфографии учащимися.

  И то, и другое – это объективные явления, не зависящие от случайных обстоятельств. Закономерности действуют и в орфографической системе русского языка, и  в процессе её усвоения каждым учеником. Зная эти закономерности, природу орфографии, пути и способы овладения ею, учитель сможет сознательно руководить формированием соответствующих умений и навыков у учащихся.

  Кроме двух названных факторов, определяющих методику обучения орфографии в школе, должен быть ещё один – индивидуальные особенности школьника. К сожалению, пока ещё отсутствует типология учащихся по отношению к усвоению орфографии. Между тем опыт свидетельствует о наличии существенных различий в усвоении учащимися грамотного письма при одних и тех же, казалось бы, условиях.

  Методика не может опираться на случайные, не систематизированные наблюдения, поэтому сегодня, не отказываясь от индивидуальной работы с каждым школьником, мы в методических рекомендациях можем уверенно опираться лишь на изученные, хорошо известные факторы – на свойства самой русской орфографии, во-первых, и на основные пути и способы усвоения орфографии школьника, во-вторых.

    Правильность устной и письменной речи, то, что  в быту мы называем грамотностью, особенно грамотность орфографическая в нашей школе пока отстаёт от достигнутого уровня других школ.

Чтобы помочь детям овладеть навыками орфографически правильного письма, я решила более подробно ознакомиться с классификацией правил, принципами орфографии и способами  её усвоения.

 

Условия, необходимые для формирования орфографических навыков. Совокупность правил и традиций,  которыми руководствуется каждый пишущий и которые обеспечивают единство написаний и точное понимание написанного. Способы усвоения орфографии

Из собственного опыта хочу поделиться тем, что особое внимание я уделяю ведению справочника, в котором сосредоточен весь теоретический материал.  Это дает возможность экономить время на повторение, систематизировать свои знания и способствует более прочному усвоению программного материала.

1. В справочнике находятся все орфограммы, записанные самими детьми, что развивает память и повышает качество запоминания. Даны примеры и графическое объяснение выбора орфограммы. Таким образом, образец всегда перед глазами.

2. Образцы морфологического разбора.

3. Помещены различного вида алгоритмы и памятки. (Как списывать текст, готовиться к сочинению, как работать над орфограммой и др.)

Памятка работы над решением орфографических задач.

  1. Определи слово, где возникла орфографическая задача.
  2. Определи часть речи.
  3. Укажи морфему с орфограммой.
  4. Выясни, к какой группе правил относится.
  5. Выдели условие (поставь ударение, подчеркни шипящий, согласный и др.)
  6. Напиши слово в соответствии с правилом.

4. Обобщающие таблицы, которые учащиеся составляют самостоятельно, опираясь на имеющиеся знания. (ь на конце различных частей речи, о-ё после шипящих в различных морфемах, не с разными частями речи и др.)

 

   Хорошо развивают орфографическую зоркость разные виды диктантов ( выборочный, графический, объяснительный, с комментированием, зрительный,  предупредительный). С целью повышения активности учащихся провожу безошибочный диктант, который является одной из форм предупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача: полностью разобраться в орфографической стороне текста, с тем, чтобы написать диктант без ошибок. Прослушав весь текст, учащиеся задают вопросы, как написать то или иное слово. Отвечают желающие. При такой организации работы активность бывает предельно высокой и развивается умение определять орфограмму на слух.

   В своей практике я использую  поморфемный  диктант. Частое использование такого вида  диктантов позволяет довести до автоматизма работу над составом слова, а значит, помогает  учащимся легко распознать, в какой части слова  находится орфограмма.

Например: Весн-а  в  эт- ом  год-у  на- ступ-и-л-а  ран-н-яя.

   Провожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора.          В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра.  Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. (Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.)

 

       Умение опознать орфограмму необходимо в ходе применения всех орфографических правил.  Ученик должен определять орфограммы при различных обстоятельствах и в любых текстах.  

  Современная методика обучения правописанию опирается не только на правила, но и общую систему языкового развития: на усвоение звукового строя и графики;  на процесс овладения чтением, письмом, восприятием речи на слух и на развитие собственной речи – говорения; на формирующееся  у детей  «языковое чутьё»; на развитие дикции и орфоэпического навыка, на интонацию и выразительное чтение; на понимание структуры слова, словообразования, словоизменения, закономерностей функционирования языка, т.е. на грамматику.  Методика рассматривает орфографические умения как составную часть речевых умений: «Повышая культуру речи детей, мы способствуем поднятию и орфографической грамотности их», - Н.С.Рождественский.  Исходя из этого, я в работе опираюсь на интеграцию речевого и языкового материала.

  Развитию орфографической зоркости также способствует  творческое списывание с грамматико-орфографическими заданиями (преобразовать формы слова, выбор форм написания и др), творческое списывание (восстановление деформированного текста, ответы на вопросы с использованием слов для справок), составление плана, определение темы, идеи произведения, постановка ударения и др.

Упражнение1.

Запишите предложения, присоединяя к глаголам нужные приставки.

1.            «Аня,  …день сегодня своё праздничное платье»,- сказала мама. 2.Из-за дальнозоркости он постоянно …девал очки. 3. Мать стала торопливо …девать сына.  4. Из-за дождя пришлось …деть плащ.  5. «Ты слишком легко  …дела ребёнка»,- заметила бабушка.

2.            Упражнение 2.

Дописать предложение. Весело чирикает ……. (воробей).  Дети катаются на ……. (коньках).

 

     В качестве действенного приема  обучения использую на уроке творческие игры, которые оживляют работу, делают её более увлекательной, активизируют познавательную деятельность учащихся, помогают развить творческие способности и воображение.  Наиболее удачным является использование на уроках грамматических и лингвистических сказок, ребусов, анаграмм, загадок, «запоминаек», этимологического словаря.

Рифмы-запоминайки.

 

НЕ  выучил – НЕ  делай.         

НЕ знаешь – НЕ пиши.

С глаголами раздельно

Частицу НЕ пиши!

 

Шины, ёжики, чижи,

Лыжи, мыши и ужи

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ-

С буквой И всегда пиши.

 

Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

 

   Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

  Часто пользуюсь этимологическим словариком, который делает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой - у.

Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.

     Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. Коррекционную работу стараюсь проводить не только над  ошибками, допущенными в диктанте, но  и в домашней и классной работах.

Работу провожу по такой схеме.

Графически объясняю орфограмму

Правило

Пример

Гора/ ( го/ры)

Безударная проверяемая гласная в корне слова. Ставлю в сильную позицию.

Ночно/й (но/чь)

 

Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Доказательством этого служит мониторинг «нулевого» и годового контрольных срезов, проведенных в 4 классе.

Нулевой срез                                                     Годовой срез

Кач. 29%                                                             Кач. 43%

Успев. 71%                                                         Успев. 75%

 

 

 

 

 

 

 

Работа над развитием орфографического навыка способствует росту орфографической грамотности в целом, расширению лексического запаса школьников, повышению их общей успеваемости по русскому языку.

 

 

 

 

Литература:

 

1 Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся // Начальная школа. – 2002. - № 8

 

2.АрямоваО.С.Обучениерешению орфографических задач // Начальная школа. -1988.- №4

 

3 Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка  // Русский язык.- 1987

 

4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. -М., 1966

 

5. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.

 

6. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1988

 

7. Ларионова Л.Г.Обучение орфографии с учетом достижения  обязательного уровня орфографической грамотности учащихся // Русский язык.-1990.- №2.

 

8. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа.-1984.-№2

 

Пожалуйста, подождите.
x
×