Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

Автор: Опарина Лилия Гаптильнуровна

 

 ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.                                                                                             Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.

 

Данная тема актуальна не только при работе с дошкольниками но и с учащимися начальных класс. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.  

 

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях .Основные направления  – работа с детьми, работа родителями, педагогическим коллективом .                        Рассмотрим эти направления: Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей  конечно же начинается с выявления уровня их знаний и интересов.                                                                                                                                              Цель данного этапа: выявить уровень знаний детей для построения образовательного маршрута по воспитанию навыков безопасного поведения.  Данная работа ведется через:                                                                                  -организованную деятельность детей – занятия, экскурсии.                                -совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

 

 -свободную  самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.                                                                                                                         Основной этап -это формирование основ безопасности жизнедеятельности                                                                                       Цель данного этапа: изучить правила безопасного поведения                                                                                                                   Задачи данного этапа :-                                                                                 1.Изучить правила дорожного движения ,виды транспорта ,дорожных знаков.                                                                                                                                  2. Изучить правила поведения на улице.                                                                  3. Изучить правила поведения в быту.                                                                4.Закрепить полученные знания.                                                                                        5-Способствовать развитию познавательного интереса.                                          6-Упражнять в правильном построении предложений, обогащать словарный запас.                                                                                                                            7- Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.             8- Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости с помощью плана-карты, схем, словесной установки.                                                                    9- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия. На этом этапе можно использовать такие методы и приемы как:                                                          - игровой момент,                                                                                                              - сюрпризный момент,                                                                                                       - вопросы и ответы детей,                                                                                                 - наглядный материал,                                                                                                       - эксперимент.                                                                                                                                                На занятиях по формированию основ  безопасности жизнедеятельности можно вести работу;- с наглядным  материалом;                                                                          -Читать художественную литературу.                                                     Рассматривать   иллюстрации и обсуждать их.

 

 -Проводить беседы (индивидуальные, групповые);

 

 -Разбирать различные ситуации на занятиях ,во время игры, прогулках и экскурсиях.                                                                                                             Существуют разные ситуации, в которые ребенок попадает наиболее часто. Поэтому программа по ОБЖ  состоит из нескольких разделов.                                                                                                Первый раздел  «Ребёнок и другие люди».

 

Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду и школе.. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно -неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.

 

Второй раздел-«Ребенок и природа.»   Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

 

Третий раздел  « Ребенок дома.» Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.

 

Четвёртый раздел программы по ОБЖ знакомит с информацией об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.

 

Пятый раздел  «Эмоциональное благополучие ребенка.» Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование, правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

 

Следующий раздел   -« Ребенок на улице»   Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.

 

Курс ОБЖ для дошколят нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия                                                             Работа по данным направлениям проводиться большая ,не только на занятиях, но и во время игры, прогулки. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения должна проводиться в детском саду ,школе и дома.В рамках  реализации данной программы ,работа проводиться и с родителями. Так как родители являются примером для детей, дети копируют поступки родителей.. С родителями проводятся беседы: « Дети и безопасность», «Родители пример для подражания» и другие.                                                                                                                                                         Тема « Формирование основ безопасности у дошкольников» актуальна в современном мире ,поэтому каждый воспитатель и учитель на своих занятиях и уроках должен рассматривать вопросы безопасности детей.          

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x