Статья формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Автор: Паульзен Оксана Александровна

Автор: Паульзен Оксана Александровна
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в различных жизненных ситуациях. в статье изложены принциы, направления, формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по вопросу безопасности их жизнедеятельности и взаимодействии дошкольной организации с семьями воспитанников.


Автор: Паульзен Оксана Александровна

Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»). Ежедневно нам приходиться сталкиваться с опасностями различного характера (природного, техногенного, социального, экологического), способными нанести вред здоровью и жизни. Если взрослый человек владеет необходимыми знаниями о безопасности жизнедеятельности и умениями использования их на практике, то ребенок с рождения наделен лишь предпосылками к овладению этими знаниями и дальнейшему применению их в жизни. Поскольку ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, миссия защиты ребенка и обеспечения элементарных знаний основ безопасности возложена на взрослого человека. С рождения ребенка – на родителей.

В период дошкольного развития, когда начинается процесс социализации и установления связей ребенка с миром людей, природы, предметным миром и закладывается фундамент здоровья и прочных основ опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни - на сотрудников дошкольных образовательных учреждений во взаимосвязи с родителями.

Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности доверчивость, внушаемостью, открытостью в общении, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах городов, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, а также - в связи с последними событиями, происходящими в мире – еще и террором и экологическими катастрофами. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

1. Идентификация опасности, т.е. распознавание опасности и ее источников.

2. Разработка предупредительных мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть

По возможности - избежать,

Если нужно - на помощь позвать!

Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, это стиль жизни. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим необходимо больше внимания уделять организации различных видов деятельности по приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни. Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем- то забываются, а тем более не соблюдаются, то малыш мгновенно реагирует на это.

Ежегодный рост числа преступности, несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий с участием детей, наличие в нашем районе экологически опасных предприятий, наличие деструктивных сект и культов, приближенность железной дороги и автодорог и т.д. обусловили направление моей педагогической деятельности посредством реализации парциальной программы.

Реализация цели и задач по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность;

- поэтапность и последовательность ;

- возрастной адресованности;

- интеграции;

- полноты содержания;

- преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Деятельность формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности

ведется по следующим направлениям:

- ребенок и другие люди;

- ребенок и природа;

- ребенок дома;

- здоровье ребенка;

- эмоциональное благополучие ребенка;

- ребенок на улицах города.

 

Использую в своей педагогической деятельности такие методы, как:

- проблемно-поисковый метод, который помог развитию детской любознательности, стремления мыслить, экспериментировать, исследовать (авторские дидактические игры «Занимательный квадрат», «Хитрые буквы», «Приключения Витаминки» и др.);

- исследовательский метод, который способствовал освоению детьми способов решения проблемных ситуаций («Где быстрее тает снег?», «Зачем человеку имя?» и др.);

- игровой метод, применение которого помогло развитию познавательных интересов и коммуникативных способностей дошкольников («Загадки и отгадки», «Хоттабыч и компьютер», «Угадай имя» и др.);

- метод проблемного моделирования, в ходе которого дети научились выполнять задания в схематизированной и знаковой форме (авторские дидактические игры «Продолжи схему», «Зашифруй маршрут» и др.);

- метод создания сюжетно – практических ситуаций (придумавание сказок, стихотворений) способствует активному включению в познавательный процесс всех детей («Лаборатория профессора Почемучкина» и др.)

- наблюдения;

- сравнения;

- повторения;

Экспериментирования и опытов.

 

Для реализации индивидуальных способностей детей, развития познавательной мотивации, использую разнообразные формы образовательной деятельности и культурные практики, в том числе деятельностного и развивающего характера:

- игры-путешествия («Юные пожарные», «Путешествие в сказочный лес» и др.);

- досуги различной направленности, в том числе экологические праздники («Мы юные экологи», «Путешествие по экологической тропе» и др.);

- КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» на разную тематику;

- экскурсии (по мини-музею Новосибирской области или по библиотеке «Читай-ка», созданных в ДОУ);

- Опыты, эксперименты («Воздух-невидимка», «Горит-не горит» и др.);

- квесты («В поисках клада», «В гостях у Нептуна» и др.);

- мастер-классы, в том числе и детские («Плетение из резиночек», «Моя любимая игра» и др.

При организации работы необходимо учитывать, что ребенок воспринимает явление действительности целостно, во всем богатстве его красок, оттенков, звуков и запахов, не вычленяя отдельных деталей, не деля факты на главные и второстепенные. Такое мировосприятие диктует применение интегрированных методов работы, когда в одном занятии сочетаются рассказ педагога и выступления детей со стихами, песенками, когда музыкальное оформление сочетается со зрительным восприятием и активным движением детей в пространстве. Навыки безопасного поведения закрепляются во время прогулок, в общественных местах.

Эффективность представленной  системы работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Мы не только учитываем это в собственном поведении, но и уделяем значительное внимание работе с родителями. По результатам анкетирования родителей воспитанников ДОУ выявлено, что 61% из них уделяют недостаточно внимания вопросам по формированию навыков безопасного поведения у детей. Зачастую взрослые сами нарушают правила безопасного поведения, показывая плохой пример детям.

Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В работе с родителями мы используем следующие формы: родительские собрания, анкетирование, индивидуальные подгрупповые консультации, открытые занятия, оформление папок – передвижек, стендов, родительских уголков, выставки, совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, работников службы МЧС.

 

Программа обеспечена диагностическим инструментарием формирования основ безопасного поведения дошкольников. На основе анализа работ Захаровой Л., Мельниковой Н.Ф., Пужаевой Е.3., Соколовой И.Ю., Чупаха И.В., Шакуровой Г.И. разработано 4 блока вопросов.

Для выявления уровня знаний детей старшего дошкольного возраста по всем видам опасности проводится комплексная беседа, в процессе которой уточняются представления дошкольников: об источниках опасности, типичных опасных ситуациях (дома, на улице и дороге, на природе, при контактах с незнакомыми людьми); о мерах предосторожности; о действиях в опасных ситуациях.

Блок I. Опасности контактов с незнакомыми людьми.

Блок II. Опасности на улице.

Блок III. Опасности в природе.

Блок IV. Опасности в быту.

Определены критерии для отслеживания динамики уровня развития детей.

Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x