«Формирование патриотического воспитания обучающихся через систему краеведческой работы на уроках русского языка и литературы».

Автор: Бенда Лилия Александровна

        Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.
         Краеведение – важное средство национального самосознания. Оно нацелено на то, чтобы максимально приблизить изучение нового материала к личному опыту учащегося, не просто расширить представление обучающихся о литературе благодаря новым именам, но и дать почувствовать себя звеном в цепи литературных, исторических событий, так как новый материал связан с родным краем. Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих и многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что они несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. В этом и заключается истинный патриотизм.

       В рамках изучения курсов «Русский язык» и «Литература» я использую краеведческий материал.

         На регионализацию («систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом») выделяется 10-15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

Считаю, что регионализацию в преподавании русского языка нужно рассматривать как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о  ее истории и сегодняшнем дне, что, в конечном счете, способствует общей гуманизации школьного образования».

Регионализация в преподавании русского языка включает

- словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,

- языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают  миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.

Школьники включаются в работу постепенно. Лекции, беседы учителей русского языка, истории, географии, биологии, рассказы краеведов, знакомство с литературой о родном крае, решение различных задач на местном материале, исследования и т.п.

        Наиболее часто в лингвистическом краеведении возникают проблемы, выдвигаются гипотезы относительно происхождения того или иного географического названия. Здесь многое проясняют сведения из истории и географии. Чтобы написать сочинение на тему «Мой хутор» и создать презентацию, учащимися 8 класса была проведена большая исследовательская работа.  Основной вопрос звучал так: «В чём секрет названия хутора Ведерникова? Причастен ли Пётр Первый к названию хутора?»

В сферу лингвистического краеведения входит изучение диалектной лексики, выявление истории слов и фразеологических оборотов, связанных с географическими названиями данного края, с событиями и людьми, давшими жизнь новым словам и оборотам (краеведческая этимология), наблюдение различных случаев использования местных языковых особенностей в художественной литературе.

Например, при изучении темы «Диалектные слова» учащимся предлагается алгоритм, позволяющий найти в тексте диалектное слово. Исследовательская работа проводится в группах.

Задания для первой группы.

1. Используя алгоритм, найдите в тексте казачьей народной сказки «Бисеринка» диалектные слова.

2.  Подберите к ним синонимы.

3. Замените диалектные слова близкими по значению литературными словами. Имеют ли они такую же окраску? Какие слова вам больше нравятся? Почему?

Задания для второй группы.

1. Используя алгоритм, докажите принадлежность данных слов к диалектным:

ЦЭБУЛИНА, БРАТУШКА, СЭСТРУШКА, ДРАБЫНКА,

2. Выделите в них суффиксы. Какова их роль?

3. Встречаются ли эти суффиксы в общеупотребительных словах. Приведите примеры.

Задания для третьей  группы (редактирование предложений).

1.К поездке в город Ростов – на – Дону учащиеся приготовились загодя.

2. Работники МЧС вызволили женщин из затопленного помещения.

3. Разве могла Катерина продолжать прежнюю жизнь в доме Кабанихи, ладить с родичами Тихона.

*** Используя алгоритм, найдите диалектизмы. Замените их словами литературного языка. Всегда ли уместно использование диалектных слов? В каких стилях речи мы не можем встретить диалектные слова? Почему?

Особенно актуально изучение донских говоров сегодня, когда в Ростовской области повсеместно возрождается интерес к истории донского края и культуре донского казачества.

Знакомясь с донскими говорами, обучающиеся не только получают сведения о названиях предметов быта, о значениях слов и понятий, бытующих в сельской местности, они начинают лучше понимать образ жизни своих предков. Ведь в говорах отражены и вековые традиции ведения хозяйства, и особенности семейного уклада, а также обряды, обычаи, народный календарь.

Например, игра «Переводчик»: переведите на современный русский литературный язык эти предложения.

Нечепурённый поблуда увеялся из горницы и шлындал, покеда не захмарило. А посля стревал он тутных квёлых двояшек, и они гамузом пошли вечерять к шурину. В горенке они трошки похлебали юшки, съели житного хлеба с гардалом, выпили узвара из жердёл и ладжи и возвернулись до дому завидно.

Перевод.

Принаряженный непоседливый парень ушёл надолго из дома и слонялся,  пока небо не заволокло тучами. После он встретил местных хилых близнецов, и они вместе пошли к брату жены ужинать. В кухне они немного похлебали ухи, съели ржаного хлеба с горчицей, выпили компота из абрикосов и алычи и засветло вернулись домой.

Интересны для учащихся творческие задания:

-  ролевая игра «Музей». Вам поручили оформить музей, посвящённый истории Донского казачества. Подумайте, какие бы у вас были залы, какие экспонаты вы бы в них представили, какие диалектизмы вы использовали бы во время проведения экскурсий по этому музею.

- публичное ораторское выступление. Составьте речь на тему «Нужно ли собирать и изучать диалектные слова?», «Зачем сегодня изучать донские говоры? В чём их ценность для современного человека?»

- игра «Сочинитель». Составить мини-рассказ с указанными диалектизмами.

В условиях того, что современная школа строится в развивающей личностно – ориентированной модели, возрастает роль гуманитарных дисциплин, призванных формировать духовный потенциал личности,  вновь становятся актуальными проблемы патриотического воспитания. Обучающиеся углубляют знания о Донском крае через тексты из истории, географии, биологии, экологии, литературы.

Основным видом деятельности на уроках русского языка становится комплексный анализ текста, который в сочетании с проектной технологией обеспечивает самореализацию, самоконтроль и самоанализ личности, служит средством формирования национального самосознания учащихся. Например, «Курень и его убранство», «Природа Донского края», «Казачий Дон. Очерки истории», «Картины былого Тихого Дона», старинные казачьи песни.

При изучении темы «Односоставные предложения» учащимся предлагается ответить на вопрос: «Каждое ли предложение содержит подлежащее и сказуемое? Если один из главных членов отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения?»

         Разрешить спор помогает стихотворение донского казака Александра Туроверова «Проводы казака на службу». Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Беседа с классом.

         - О каком событии в жизни казака идёт речь в этом стихотворении? Как бы вы озаглавили это стихотворение?

- Что мы узнаём из стихотворения о ритуале проводов казака? О каких ценностях идёт в нём речь?

- Какие языковые средства помогают нам окунуться в эпоху, в картину, изображённую в тексте? Какие диалектные слова встретились вам? (Молодка, женка). Определите лексическое значение этих слов. К какой лексической группе относятся? (Синонимы).

-  Подчеркните грамматические основы предложений.

(Выясняется, что в некоторых предложениях отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, однако смысл совершенно ясен).

- Как называются предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена? И.т.д.

При изучении темы «Обобщенно-личные предложения» учащимся можно предложить следующее задание:

- Восстановите пословицы, используя слова для справок. Определите виды односоставных предложений, укажите способ выражения сказуемого.

Не плетень городи, а…

Бери жену с Дону, …

Не хвались, на коня садясь, …

Не пеняй на соседа, …

Не хвались, казак, травой…

Слова для справок: а хвались сеном; а с соседом дружбу веди; когда спишь до обеда; проживешь без урону; а хвались, когда слезешь.

- О каких особенностях казачьей жизни идёт речь в этих пословицах?

На уроках развития речи в 6 классе при изучении видов описания предлагается творческая работа.

         Комментарий учителя.

Степь является украшением нашего края. Многие писатели изображали степь в своих произведениях: А.П. Чехов, М.А. Шолохов, Н.В. Гоголь и другие.

- Создайте своё описание степи. Используйте в нем (по выбору) слова и словосочетания: бескрайний простор; разнотравье; лёгкие и прозрачные облака; разнообразие цветов; птичий свист; шелест трав; стрекотание кузнечика; густой аромат цветов; горячее дыхание ветра.

- Возможное начало.

1) Ах, как красива донская степь!

Идёшь и любуешься разнообразием цветов. Смотришь на небо и видишь, как плывут мелкие и прозрачные облака…

2) Степь – это бескрайний простор, наполненный благоуханием разнообразных трав и цветов.

3) Летом степь очень красива!

Чаще на уроках русского языка используется художественный текст.

Его преимущество заключается в следующем:

- во-первых, на уроке мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли;

- во-вторых, связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описание природы по личным наблюдениям. Они неоднократно, во все времена года воочию видят, как сложные и тонкие наблюдения над природой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразии художественные средства, теоретические сведения о которых они черпают на уроках литературы;

- в-третьих, текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений.

Поэтому рекомендую использовать краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.

Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области.

В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.

         На уроках литературы источником изучения духовной культуры  донского казачества являются тексты художественных произведений донских писателей о казаках и мастеров слова, писавших о Доне. Произведения М.А. Шолохова, В.А. Закруткина, А.В. Калинина и. др. вводят обучающихся в мир образов, выразительного и меткого языка донской литературы, пробуждая интерес к народно - поэтическому наследию Дона, открывая связь авторской литературы с донским фольклором. Глубокое осмысление нравственных идеалов произведений Дона и о Доне способствует правильной реакции молодого поколения казачества на состояние современной социокультурной среды.

В 8-9 классах ведётся элективный курс «Литературное краеведение», который ставит следующие задачи:

-ознакомление учащихся с произведениями, которые в образно-эстетической системе обширнее, глубже дают представление о духовно-нравственном опыте, менталитете, судьбах казаков в разные исторические эпохи;

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения о казаках, прививать гордость, любовь, уважение к лучшим традициям донского казачества, желание следовать им в выборе своего жизненного пути, передавать их следующим поколениям.

         Элективный курс «Литературное краеведение» продиктован потребностью детей II ступени обучения знать жизнь, быт и культурные традиции своих земляков - донских казаков. История и современность родной Донщины удивительна. Сохранение, возрождение и пропаганда культурных традиций донских казаков - благородное дело. Культурное наследие донских казаков - составляющая часть народной культуры.

Актуальность данного курса заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодых к неиссякаемому роднику народной мудрости. Культура народа несет в себе богатейший воспитательный потенциал, формируя активную жизненную позицию юного гражданина.    
        Ежегодно ученики принимают участие в школьных и районных конкурсах тематических сочинений, стихотворений, творческих работ, посвященных календарным датам: Дню Матери, Дню защитника Отечества, Дню Победы и занимают призовые места. Поощряется творческая деятельность учеников, которые пишут стихи и сочинения, посвященные родному краю.

Считаю, что работу в направлении патриотического воспитания нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять.

В литературном и лингвистическом краеведении я вижу источник патриотического воспитания школьников, а использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы вносит оживление, вызывает интерес и помогает глубже познать свой край. Планирую и в дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе.


 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x