Формирование правовых представлений у детей старшего дошкольного возраста. | Нестерова Олеся Владимировна. Работа №209037
Автор: Нестерова Олеся Владимировна
Дошкольно образовательное учреждение является одним из основных институтов социализации ребенка, в котором он формируется не только как развитая личность,но и полно правный гражданин своей страны. Именно в условиях ДОУ происходит полноценное формированиеправовой личности дошкольника.
Формирование правовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В наше время дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка. В связи с этим особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду деятельности несут ответственность за создание наиболее благоприятных условий для нравственного развития детей.
Проблема формирования правовых представлений у дошкольников является актуальной в педагогике так, как сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная – среди многих причин – и ответственностью человека за свою судьбу.
Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированности правовых представлений у подрастающего поколения. Все это определено в конституции РФ, Национальной доктрине образования в РФ, Концепции дошкольного образования.
Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально–культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны.
Выбранная нами тема в настоящее время является актуальной, ведь сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов. В совершенствовании воспитательно-образовательного процесса большую помощь воспитателю оказывает учебно-методический портфель, который содержит в себе информацию для формирования правовых представлений.
Процесс познания правовых представлений находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, сочинить. В данной работе нами был разработан перспективный план по формированию правовых представлений дошкольников по квартально, где с помощью игр, чтений художественной литературы и занятий происходит ознакомление детей дошкольного возраста с правовыми основами общества.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение является одним из основных институтов социализации ребенка, в котором он формируется не только как развитая личность, но полноправный гражданин своей страны. Именно в условиях ДОУ происходит полноценное формирование правовой личности дошкольника.