Формирование представлений о воде через познавательноФормирование представлений о воде через познавательно - исследовательскую деятельность - исследовательскую деятельность | Ступина Елена Николаевна. Работа №234885
Автор: Ступина Елена Николаевна
проектно-экспериментальная деятельность в работе с детьми дошкольного возрста поознакомлению с водой
выполнила:
Ступина Елена Николаевна
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 39»
г Дзержинск Нижегородская область
«Формирование представлений о воде через познавательно - исследовательскую деятельность «
«Что я слышу-я забываю.
Что я вижу-я помню.
Что я делаю-я помню.»
На протяжении дошкольного детства , наряду с игровой деятельностью огромное значение имеет познавательная , которая понимается не только как процесс усвоения знаний , умений и навыков , но и как поиск знаний ,приобретение их самостоятельно или под чутким руководством взрослого, осуществляемого взаимодействия ,сотрудничества ,сотворчества.
Закон "Об образовании" отмечает , что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: вырастить ребёнка сознательным членом общества, поэтому необходимо активно внедрять в практику работы дошкольных учреждений - детское экспериментирование, которое способствует познанию окружающего мира, развитию интереса, способностей ребенка.
п 2.6 ФГОС гласит :» исследовательская деятельность является одним из сквозных механизмов развития ребенка наряду с общением и игрой.
В познавательно-исследовательскую деятельность входит экспериментирование Создать систему экспериментов при проведении которых будут накоплены знания, умения, опыт – задача дошкольного учреждения.
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе познавательного процесса является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях .Л . И. Божович отмечает ,что «потребность в новых впечатлениях у детей перерастет в познавательскую потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка.
Н.Н. Подъяков также считал , его многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получении новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцирования и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о мире живой и неживой природы.
- Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определённого результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Любовь детей к экспериментальной деятельности объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». «Достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами».
Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний
«Детское экспериментирование – активно-преобразующая самостоятельная исследовательская деятельность детей». Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.
Как развить у детей дошкольного возраста интерес к познавательно- исследовательской деятельности?
Необходима поэтапная система работы по организации детского экспериментирования, с учётом возрастных особенностей детей и их способностей.
Этапы работы:
Организационный – включающий в себя:
Подбор методического комплекса
Определение уровня знаний и навыков , используя дидактические игры и пособия, диагностические карты
Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом
детей
Практический –
перспективное планирование
Организационная деятельность
Индивидуальная и подгрупповая работа
Результативный –
-
теоретическое обоснование
-качественный анализ уровня знаний детей
При подготовке к работе особое место отводится : приобретению методического комплекса по данной теме , игр и пособий, обогащение предметно-развивающей среды – уголка экспериментирования необходимым инвентарем /воронками, колбами, весами, пипетками, наборами для игр с песком и водой, бросовым материалом /бумагой, ватой, краской, косточками, палочками и наборами и т.д
С целью определения уровня знаний детей о воде ее свойствах стараюсь использовать игры и пособия, рабочий инструментарий , который помогал бы в практической деятельности ,определять свойства воды, ее состояние, дидактические карты , иллюстрации и картинки – способствующие выявлению знаний ,формированию интереса к познавательной деятельности.
Определила цель своей работы по данному вопросу :
« Содействовать развитию познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, развивающей продуктивные формы мышления.»
Большую помощь в организации работы решает планирование , необходимо планировать так, чтобы знания полученные в предыдущей деятельности систематически пополнялись и накапливались, а также использование инвентаря, дидактического материала , практических действий способствовали расширению знаний о предмете, приобретению опыта. Планировать деятельность необходимо с учетом возрастных особенностей детей.
Предлагаю перспективное планирование для детей младшего и старшего возрастов :
сентябрь
«водичка, водичка,»
Знакомство с водой, ее состоянием : жидкая, льется, переливается
Октябрь
Купание куклы Алены
Знакомство с водой : льется ,теплая, прохладная,
Ноябрь
Куда спряталась водичка
Окрашивание воды в различные цвета в прозрачных емкостях
Декабрь
Снег, снежок
Знакомство со снегом,таянием снега
январь
Лепим комочки из снега
Знакомство с состоянием снега : липкий, сухой, тает,
Февраль
Лепим снеговиков, раскрашиваем
Знакомство с состоянием снега : липкий, сухой, тает,
Март
Куда девался лед
Знакомство со свойствами льда, таянием, окрашиванием, замораживанием
Апрель
Капель, капель
Наблюдение за капелью
Май
И в лужах вода …..
Наблюдение за водой в лужах ,нагреванием на солнце, испарением
Июнь
Водичка, ты водичка
Игры с водой: теплая- холодная ,прохладная
Июль
Беги ,беги кораблик….
Пускание корабликов в бассейне
Август
Улетай туча …..
Наблюдение за тучей,дождем…
Старший возраст
сентябрь
Откуда пришла вода
Беседа о воде, ее нахождении, появлении
Октябрь
Ты беги, беги ручеек
Наблюдение за ручейками
Ноябрь
Первый снег
Наблюдение за снегом его состоянием, свойствами
Декабрь
Опыты с водой
Опыты с прохладной, минеральной водой,
д/и «тяжелый и легкий «
январь
Опыты со снегом ,льдом, водой
Практическая деятельность
Февраль
Напоим куклу чаем
Наблюдение за кипятком, опыты с кипятком, превращение в прохладную воду /деятельность воспитателя/.
Март
Ой бежит ручьем вода
Наблюдение на прогулке за водой и ее состоянием
Апрель
Кому нужна вода?
О значении воды в жизни растений
Май
Куда вода подевалась?
Игры с водой на улице
Июнь
День Нептуна
День Игр с водой
Июль
Ты теки, теки водица
Игры с водой в бассейне
Август
Что мы знаем о воде?
Итоговое развлечение
Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. При проведении эксперимента работа чаще всего осуществляется по этапам. Дети повторяют алгоритм проведения эксперимента, учатся самостоятельно экспериментировать, фиксируют полученные результаты в индивидуальных дневниках наблюдений. Мотивом выступает познавательный интерес. Ребёнок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому что это очень интересно.
Учатся самостоятельно выдвигать гипотезы. делать простейшие выводы .
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. Детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.
«Люди научившиеся ….наблюдениям и опытам ,приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне в сравнении с теми ,кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев