Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование представлений о воде через познавательноФормирование представлений о воде через познавательно - исследовательскую деятельность - исследовательскую деятельность | Ступина Елена Николаевна. Работа №234885

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ступина Елена Николаевна
проектно-экспериментальная деятельность в работе с детьми  дошкольного возрста поознакомлению с водой

выполнила:

Ступина Елена Николаевна

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 39»

г Дзержинск Нижегородская область

 

 

 

«Формирование представлений о воде через познавательно - исследовательскую деятельность «

 

 

«Что я слышу-я забываю.

Что я вижу-я помню.

Что я делаю-я помню.»

 

На протяжении дошкольного детства , наряду с игровой деятельностью огромное значение имеет познавательная , которая понимается не только как процесс усвоения знаний , умений и навыков , но и как поиск знаний ,приобретение их самостоятельно или под чутким руководством взрослого, осуществляемого взаимодействия ,сотрудничества ,сотворчества.

Закон "Об образовании" отмечает , что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: вырастить ребёнка сознательным членом общества, поэтому необходимо активно внедрять в практику работы дошкольных учреждений - детское экспериментирование, которое способствует познанию окружающего мира, развитию интереса, способностей ребенка.

п 2.6 ФГОС гласит :» исследовательская деятельность является одним из сквозных механизмов развития ребенка наряду с общением и игрой.

В познавательно-исследовательскую деятельность входит экспериментирование Создать систему экспериментов при проведении которых будут накоплены знания, умения, опыт – задача дошкольного учреждения.

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе познавательного процесса является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях .Л . И. Божович отмечает ,что «потребность в новых впечатлениях у детей перерастет в познавательскую потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка.

Н.Н. Подъяков также считал , его многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получении новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцирования и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о мире живой и неживой природы.

- Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определённого результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Любовь детей к экспериментальной деятельности объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». «Достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами».

Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний

«Детское экспериментирование – активно-преобразующая самостоятельная исследовательская деятельность детей». Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.

Как развить у детей дошкольного возраста интерес к познавательно- исследовательской деятельности?

Необходима поэтапная система работы по организации детского экспериментирования, с учётом возрастных особенностей детей и их способностей.  

Этапы работы:        

Организационный включающий в себя:

Подбор методического комплекса

Определение уровня знаний и навыков , используя дидактические игры и пособия, диагностические карты

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом

детей

Практический

перспективное планирование

Организационная деятельность

Индивидуальная и подгрупповая работа

Результативный –

-

теоретическое обоснование

-качественный анализ уровня знаний детей

 

При подготовке к работе особое место отводится : приобретению методического комплекса по данной теме , игр и пособий, обогащение предметно-развивающей среды – уголка экспериментирования необходимым инвентарем /воронками, колбами, весами, пипетками, наборами для игр с песком и водой, бросовым материалом /бумагой, ватой, краской, косточками, палочками и наборами и т.д

С целью определения уровня знаний детей о воде ее свойствах стараюсь использовать игры и пособия, рабочий инструментарий , который помогал бы в практической деятельности ,определять свойства воды, ее состояние, дидактические карты , иллюстрации и картинки способствующие выявлению знаний ,формированию интереса к познавательной деятельности.

Определила цель своей работы по данному вопросу :

« Содействовать развитию познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской  деятельности, развивающей продуктивные формы мышления.»

Большую помощь в организации работы решает планирование , необходимо планировать так, чтобы знания полученные в предыдущей деятельности систематически пополнялись и накапливались, а также использование инвентаря, дидактического материала , практических действий способствовали расширению знаний о предмете, приобретению опыта. Планировать деятельность необходимо с учетом возрастных особенностей детей.

Предлагаю перспективное планирование для детей младшего и старшего возрастов :

 

сентябрь

«водичка, водичка,»

Знакомство с водой, ее состоянием : жидкая, льется, переливается

Октябрь

Купание куклы Алены

Знакомство с водой : льется ,теплая, прохладная,

Ноябрь

Куда спряталась водичка

Окрашивание воды в различные цвета в прозрачных емкостях

Декабрь

Снег, снежок

Знакомство со снегом,таянием снега

январь

Лепим комочки из снега

Знакомство с состоянием снега : липкий, сухой, тает,

Февраль

Лепим снеговиков, раскрашиваем

Знакомство с состоянием снега : липкий, сухой, тает,

Март

Куда девался лед

Знакомство со свойствами льда, таянием, окрашиванием, замораживанием

Апрель

Капель, капель

Наблюдение за капелью

Май

И в лужах вода …..

Наблюдение за водой в лужах ,нагреванием на солнце, испарением

Июнь

Водичка, ты водичка

Игры с водой: теплая- холодная ,прохладная

Июль

Беги ,беги кораблик….

Пускание корабликов в бассейне

Август

Улетай туча …..

Наблюдение за тучей,дождем…

 

 

Старший возраст

 

сентябрь

Откуда пришла вода

Беседа о воде, ее нахождении, появлении

Октябрь

Ты беги, беги ручеек

Наблюдение за ручейками

Ноябрь

Первый снег

Наблюдение за снегом его состоянием, свойствами

Декабрь

Опыты с водой

Опыты с прохладной, минеральной водой,

д/и «тяжелый и легкий «

январь

Опыты со снегом ,льдом, водой

Практическая деятельность

Февраль

Напоим куклу чаем

Наблюдение за кипятком, опыты с кипятком, превращение в прохладную воду /деятельность воспитателя/.

Март

Ой бежит ручьем вода

Наблюдение на прогулке за водой и ее состоянием

Апрель

Кому нужна вода?

О значении воды в жизни растений

Май

Куда вода подевалась?

Игры с водой на улице

Июнь

День Нептуна

День Игр с водой

Июль

Ты теки, теки водица

Игры с водой в бассейне

Август

Что мы знаем о воде?

Итоговое развлечение

 

 

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. При проведении эксперимента работа чаще всего осуществляется по этапам. Дети повторяют алгоритм проведения эксперимента, учатся самостоятельно экспериментировать, фиксируют полученные результаты в индивидуальных дневниках наблюдений. Мотивом выступает познавательный интерес. Ребёнок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому что это очень интересно.

Учатся самостоятельно выдвигать гипотезы. делать простейшие выводы .

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. Детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.

«Люди научившиеся ….наблюдениям и опытам ,приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне в сравнении с теми ,кто такой школы не прошел»

К. Е. Тимирязев

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×