Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование представлений о ‏ㅤздоровом образе жизни ‏ㅤу детей старшего ‏ㅤдошкольного возраста через ‏ㅤорганизацию взаимодействия с семьей ‏ㅤ | Першина Екатерина Юрьевна. Работа №210262

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Першина Екатерина Юрьевна
В моей работе рассматривается проблема, формирования здорового образа жизни  детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема сохранения здоровья детей в настоящее время не теряет своей актуальности и более того имеет тенденцию к наростанию. Актуальность моего исследования определяется следующим: необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

 

Студентка 3 курса,

специальность 44.02.01

Дошкольное образование

группа ДО -

ПЕРШИНА

Екатерина Юрьевна

 

 

 

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия с семьей

Курсовая работа

 

 

Руководитель:

Т.Ю. Журавлёва,

преподаватель

первой категории

 

 

 

 

Дзержинск – 2019

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ………………8

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы…………………..8

1.2. Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема…………………………... 11

1.3. Средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста………………………………… 17

Выводы по главе 1……………………………………………………………. 22

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..23

2.1. Сущность педагогического взаимодействия семьи ДОУ в формировании основ ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста………23

2.2. Формы взаимодействия с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни……………………………………………………...29

Выводы по главе 2…………………………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Забота о здоровом образе жизни - основа хорошего физического и нравственного самочувствия, укрепление которого возможно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов, отражающих стратегическое направление государственной политики в  области поддержки и сохранения здоровья детей:  Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», Конвенция о правах ребёнка, приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в дейст вие ФГОС дошкольного образования».

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены направления на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

3) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

4) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [2]

По последним данным Министерства образования и науки Российской Федерации: XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной .

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

  Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. И. Антонов, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А. А. Покровский, Г. И. Царегородцев и др.) [8]

Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте». [1] Семья для ребенка – это первая и иногда почти единственная среда, формирующая его образ жизни. Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Для дошкольного учреждения актуальной на сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней в плане формирования здорового образа жизни дошкольников. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н. Дороновой, О.И. Давыдовой, Е.С. Евдокимовой, О.Л. Зверевой, и др.

Проблема исследования: Каким образом взаимодействие родителей с дошкольной образовательной организацией способствует приобщению старших дошкольников к здоровому образу жизни?

Цель исследования: Теоретическое обоснование необходимости взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу их приобщения к здоровому образу жизни.

Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования организация работы взаимодействия с семьей по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:

1) Раскрыть сущность понятия «здоровый образ жизни»

2) Обозначить основные проблемы в формировании представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

3) Описать средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников

4) Раскрыть ценность взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по изучаемой проблеме

5) Определить основные формы работы с родителями по приобщению старших дошкольников к здоровому образу жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Анализ психолого-педагогической

литературы

По мнению ученых главным, определяющим здоровье фактором, является образ жизни, осознанная забота о своем здоровье. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека- дошкольный возраст. В этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Проблемой формирования здорового образа жизни в настоящее время занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии, педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). [12]

В создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни большое значение имеет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. [13]

Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

-уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни; 

-исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребёнка;

-выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

-создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.

Здоровый образ жизни категория, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребёнка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребёнка с внешней социальной и экологической средой.

Н.М. Амосов сказал: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». [14] 

Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребёнка происходит в определённой социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчёркивается роль социума как среды формирования у детей определённого образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования здоровье сберегающей культуры работников ДОУ, педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной. [8]

Формирование культуры здорового образа жизн и - это главный рычаг первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Среди многих факторов (социально-экономических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.

В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Теоретические основы здоровье сберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались О.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. Вопросы экологического воспитания, способствующего осознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались А.Ф. Аменд, Е.Г. Кушниной, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, В.Г. Фокиной. Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З.И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы.[20] Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е.Г. Кушнина, О.А. Овсянникова, Т.В. Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребёнка ощущения своей неразрывности с природой.

Анализ психолого–педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы улучшения здоровья дошкольников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Формирование представлений

дошкольников о здоровом

образе жизни как

психолого-педагогическая проблем

а

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Проблема формирования здорового образа жизни у детей - актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

-уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни; 

-исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;

-выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни ;

-создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

определено содержание

понятия

"здоровый образ жизни",

включающего как биологические

и социальные представления,

так и экологические

и раскрывающего зависимость

здорового образа жизни

от состояния окружающей

экологической среды;

спроектирована педагогическая

технология,

включающая формы, методы,

условия, принципы, этапы

формирования представлений о

здоровом образе жизни:

"здоровье" и "образ

жизни человека", "зависимость

здоровья и образа

жизни от состояния

окружающей социальной и

экологической среды", «здоровый

образ жизни -

основа сохранения и

укрепления здоровья» -

и диагностику определения

уровня

сформированности

представлений

о

здоровом образе жизни;

разработана модель

взаимодействия

субъектов

воспитательно

-образовательного процесса,

предполагающая

подготовку педагогов к

решению задач формирования

у детей здорового

образа жизни, к

методическо-просветительской работе с

родителями, и непосредственное

воздействие педагогов и

родителей на детей.

Рассмотрим сущность понятия «здоровье».

По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности.

По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» .[17]

Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

Выделяют три типа здоровья:

1) «индивидуальное здоровье» (человек, личность);

2) «здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта – слой»);

3) «здоровье населения» (популяционное, общественное). В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.

Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.

Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

По мнению М.Ю. Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье»

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.

Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения освещались Н.Ю. Савельевой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей.

Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З.И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей неразрывности с природой.[20]

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

· определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

· спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, средства, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", «здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья» - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

· разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Таким образом, система образования является важнейшим механизмом в формировании практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, мотивации человека на здоровый образ жизни. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного возраста определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, в том числе и ориентацию жизненных интересов личности на здоровый образ жизни.

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии. По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину). [7]

Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья».

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

 

1.3

.

Средства и

методы формирования представлений

о здоровом образе

жизни детей дошкольного

возраста

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно усложняющихся с возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Например, детям, помимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо понимать позитивную роль хорошего самочувствия и настроения, научиться управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям.

Знание ребенком основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и в семье.

Педагогическая технология формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста предполагает:

· системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями, формирование здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;

· применение разнообразных средств и методов работы;

· использование разных видов деятельности детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;

· последовательное формирование у ребенка представлений о здоровом образе жизни;

· открывает возможности для мониторинга представлений детей о здоровом образе жизни на любом этапе работы.

Система работы с детьми предполагает различные средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни.

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни используют  наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обучения – это такие методы, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Такие методы обучения необходимо использовать на занятиях в дошкольном учреждении. Это правило вытекает из психологических особенностей дошкольного возраста. Наглядные методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все психические процессы. Без внимания не возможно осуществлять ни одну сознательную деятельность. Следовательно, без внимания не возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться управлять вниманием дошкольников.

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.

Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.

Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков здорового образа жизни.

Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о здоровом образе жизни.

Наглядная агитация расширяет арсенал средств воздействия при формировании представлений о здоровом образе жизни в виде поделок по тематике здорового образа жизни, изготовленных в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Словесные методы включают рассказы, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.

Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и здоровый образ жизни, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем.

Объяснения проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями здорового образа жизни и здоровьем, так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений.

Практические методы  включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком во время прогулки руки становятся грязными.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни

у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры. К комплексу средств дошкольного образования относятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулки, режим, полноценное питание, беседа, чтение художественной литературы, проведение спортивных мероприятий, рассматривание художественных иллюстраций. Например в сюжетно-ролевых играх «Больница, «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее здоровому образу жизни, на основе представлений о значении для здоровья проветривание помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, использование профилактических заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

Созданию позитивного отношения дошкольников к здоровому образу жизни способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов воспитателей с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие воспитателей и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т. д.).

Одним из важнейших условий  воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношении здоровье становится одним из основных условии успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребенок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлет-ворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия - к привычке, от привычки - к потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

 

 

 

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию личности. Эффективность творческой, профессиональной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека. Поэтому идеи ценности здоровья, как основы всех дальнейших успехов в развитии человеческой личности, самопознания и самосовершенствования должны сегодня доминировать и быть постоянным "фоном" в работе с детьми дошкольного возраста.

В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения.

Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема в дошкольном образовании выдвигает задачи развития физического и психологического здоровья ребенка.

В теоретической части я рассмотрела основные цели и задачи методической работы по формированию у дошкольников понимания здорового образа жизни, а также роль средств и методов в достижении данной цели.

2.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Сущность педагогического взаимодействия семьи ДОУ в формировании основ ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является, как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. При этом говорить о здоровье можно не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения.

Для включения семьи в образовательное пространство ДОУ необходимо создать следующие условия:

- социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон;

-информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.;

- перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;

-потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.

Отношения между семьей и ДОУ определяются понятиями сотрудничество и взаимодействие.

Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи. Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, следовательно, от семейного микроклимата во многом зависит и эффективность педагогических воздействий: ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы доверия, взаимных симпатий. Это даёт возможность воспитать детей жизнерадостными, общительными, смелыми и здоровыми.

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности  . Выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия детского сада. При ее систематической помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на совершенствование всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья может стать действенным институтом воспитания и социализации ребенка  .

Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, которая заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении.

Одной из особенностей деятельности воспитателя по формированию здорового образа жизни является эмоциональное благополучие, достигаемое за счет различных видов совместной деятельности. Эмоциональное благополучие каждого участника воспитательного процесса зависит от эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого.

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней в плане формирования здорового образа жизни дошкольников.

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.

Работа с семьёй – важная деятельность воспитателя и других работников дошкольного учреждения. В работе с семьёй решаются следующие задачи:

1. Педагогическое просвещение родителей.

2. Изучение условий жизни и воспитания в каждой семье, выявление и пропаганда лучшего опыта.

3. Ознакомление родителей с жизнью и работой ДОУ.

Обязанностью воспитателей дошкольного учреждения является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке, закономерностях его развития и путях воздействия на него с целью всестороннего гармонического развития.

Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.

1. Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье, учет способностей ребёнка и интересов семьи.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в ДОУ. В соответствии с перечисленными положениями работа с семьёй включает:

1) целенаправленную на просветработу, пропагандирующую общегигиенические правила.

2) обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, виды закаливания и т. д.)

3) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка

Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. Казина О. Б. выделяла в работе с семьёй несколько этапов:

I. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.

II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка (анкетирование)… . .

III. Формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребёнка, ознакомление родителей с результатами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки, открытые занятия.

IV. Организация открытых мероприятий, причём родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребёнка. [ 7]

На этом этапе эффективными формами работы с родителями являются: совместные физкультурные досуги, праздники, туристические походы, дни открытых дверей, привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для спортивного зала и физкультурных праздников, демонстрация передового опыта семейного воспитания.

Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности. Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Ознакомившись с условиями и жизнью семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к физическому развитию ребенка, к ЗОЖ условно делятся на следующие группы.

К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.

Родителям, отнесенным ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.

Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни ДОУ. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.

Таким образом, разделив взрослых на условные группы, коллектив ДОУ может осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.

Путями установления сотрудничества со взрослыми первой и второй групп являются:

• Предоставление возможности наблюдать своего ребенка на групповых и совместных занятиях, праздниках, развлечениях.

• Проведение групповых консультаций, бесед.

• Предоставление родителям литературы из педагогической библиотеки ДОУ.

• Привлечение родителей в оказание помощи при подготовке спортивных мероприятий. (Например, принять участие в судействе соревнований).

Взрослые третьей группы являются опорой инструктора и воспитателя, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и применения всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка», организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.

Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьёй давала действенные результаты, необходимо, чтобы эта работа велась целенаправленно, планомерно, систематически. Целенаправленность в работе с семьёй заключается в том, чтобы любое мероприятие – беседа, доклад, оформление стенда для родителей – было направлено на достижение определённой цели.

Проведение подобной работы позволит сплотить детский коллектив и родителей между собой, поможет добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса.

2.2. Формы взаимодействия с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Сотрудничество ДОУ и родителей осуществляется по-разному. В настоящее время существует много форм взаимодействия ДОУ и родителей, условно их можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса. Используются следующие формы взаимодействия воспитателя с родителями: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1- Формы взаимодействия с родителями по приобщению детей

к здоровому образу жизни

Формы

Содержание

Задачи

информационно-аналитические

-анкетирование и анализ анкетирования,

-тесты,

ронтальные и индивидуальные опросы родителей,

-«почтовые ящики», -изучение социального портрета семей воспитанников

сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника

досуговые

-семейные досуги,

-спортивные досуги,

-праздники,

-олимпиады

устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми

познавательные

-родительские собрания,

-беседы – встречи с членами семей воспитанников,

-организация Дней открытых дверей

-ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания у родителей, практических навыков по формированию здорового образа жизни

наглядно-информационные

-буклеты,

-газеты,

-рисунки,

-информационные бюллетени

-ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения

Педагогическое просвещение родителей, удовлетворение индивидуальных запросов родителей - творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяют наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе. Выпуск газеты, журнала – одна из форм пропаганды ЗОЖ. Очень важно, чтобы это был продукт коллективного творчества взрослых и детей. В процессе изготовления газет, подбираются статьи, необходимые фотографии о занятиях спортом, спортивных достижениях. Родители и дети сочиняют подписи к снимкам. Проведение с детьми беседы о спортивных увлечениях в семье и предложение родителям и детям составить альбомы «Наша спортивная семья». Так же можно дать задание – отобрать фотографии, на которых дети с родителями занимаются спортом или делают зарядку, и составить по ним небольшой рассказ. Детям предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных увлечениях и достижениях своих близких. Приглашение фельдшера на родительское собрание, которая знакомит родителей с информацией о правильном питании, о значении витаминов для детского и взрослого организма, о пользе зарядки или о вредных привычках:

- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.

- Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.

- О питании дошкольников.

- Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.

- Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.

- Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

- Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.

- Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.

Взаимодействие педагога с родителями связано с большим количеством проблем, обусловленных тем, что работа со взрослыми людьми требует особого подхода. Поэтому при организации работы с родителями может быть использован принцип, сформулированный ЮНЕСКО: «Для взрослого обучение должно быть веселым!».

 

 

 

 

Выводы по главе 2

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а дошкольные учреждения призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.

И в заключении можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе рассматривается проблема, формирования здорового образа жизни  детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема сохранения здоровья детей в настоящее время не теряет своей актуальности и более того имеет тенденцию к наростанию. Актуальность моего исследования определяется следующим: необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Для решения обозначенных задач в работе использовался комплекс диагностических методов:

- изучение литературы;

- данных о здоровье детей;

-личные наблюдения;

анкетирование родителей.

Исходя из проведенных исследований была решена основная задача - помощь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов: планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей; практическая помощь семье в воспитании детей; организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания; вовлечение родителей в педагогическую деятельность; активизация их педагогического самообразования и др.

Психолого-педагогическая поддержка родителей и повышение их компетентности в вопросах формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, включает в себя использования различных методов общения с родителями. В работе с родителями, в первую очередь, необходимо замотивировать родителей на совместную работу, обосновать важность и необходимость совместных действий. Одной из активных форм сотрудничества с родителями, дающая возможность при непосредственном общении с ними обмениваться информацией о проблемах и перспективах воспитания детей являются - родительские собрания, тематические консультации. Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей это проявление интереса родителей к процессу воспитания здорового образа жизни у детей, повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях, возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, снижение количества претензий и агрессивности родителей, осознание родителями своей ответственности за здоровье ребёнка.

Исходя из этого хотелось бы сказать, в будующем интерсно рассмотреть новые использования различных активных методов общения с родителями с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком на основе нетрадиционные форм общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.

Исходя из ФГОС дошкольного образования, в новых формах

взаимодействия с родителями используется принцип партнерства, диалога.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не

навязывается готовая точка зрения, их побуждают думать, искать

собственный выход из сложившейся ситуации.

Чтобы все задуманное осуществить, надо к своей работе подходить творчески. Так как, если воспитатель будет сам заинтересован в этом, то он заинтересует, увлечет и детей и родителей.

В заключении можно отметить, что результаты исседования могут быть использованы практикующими воспитателями и студентами педагогического колледжа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: с изм. и доп. на 2013 г. – Москва: Эксмо, 2013 г.- 208 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) –электронные текстовые данные.- Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/news/178, свободный.

3. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений сред . проф. образования / ред. С.А.Козлова, Т.А. Куликова. - Москва:

« Академия», 2012. – 416 с.

4. Оздоровительные технологии в ДОУ: инновационный аспект [Текст] : учебно-методическое пособие/ Алямовская. - Москва: Педагогический университет, 2010. – 124 с.

5. От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Вераксы, Н.Е, Комаровой, Т.С., Васильевой, В. А. – Москва Мозаика – Синтез, 2014. – 368 с.

6.Основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие/ред. Г.К.Морозова. - Москва -Издательство «Флинта», 2014 г.-  110 с.

7. Психология [Текст]: учебник для студентов средних педагогических ученых заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под редакцией И.В.Дубровиной. – Москва: «Академия», 1999. - 464 с. 

.

8. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.О. Филиппова, О. А. Каминский, Г.Г.Лукина и др.; под редакцией Филипповой. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 192 с.

9.Физкульт – Ура! [Текст]: пособие для педагогов дошк. учрежд. / Под ред. канд. пед. наук В.Н. Шебеко .– Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 89 с.

10.Формирование  представлений  о  здоровом  образе жизни  у  детей  старшего дошкольного  возраста [Текст] : учебно.-метод.  пособие  ред. Л.Г.Касьянова.    –  Шадринск :  Шадринский  Дом Печати, 2010–202 с.

11. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст]: пособие для педагогов детских учреждений/ ред. И.М.Новикова.- Москва: «Мозаика Синтез», 2009.

12. Алямовская В.Г. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации [Текст]: В.Г.Алямовская .-Москва: LINKA, 2001- 102 с.

13. Аменд, А.Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [Текст]: избранные статьи: в 2 т. / А.Ф. Аменд; под общ. ред. А.А. Саламатова, А.А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – Т. 2. – 474 с.

14. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье [Текст]: 3-е изд., доп., перераб.-Москва: Физкультура и спорт, 1987.-64 с.

15.Гуменюк, Е. И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста [Текст]: Е.И. Гуменюк, Н.А. Слисенко. - Москва: Детство-Пресс,  2016. - 162 c.

16.Казина, О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей [Текст]/О.Б.Казина .- Москва :Академия развития,  2008. - 144 c.

17.Коджаспирова Г. М. Педагогика [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 719 с.

18.Липский,И.А.Социальная педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / ред. И.А.Липский . - Москва :Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.-280с

19.Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст]: / Сост. и авт. вступ. очерков С.Соловейчик. — 3-е изд. — Москва :Политиздат, 1979. — 269с.

20. Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека [Текст]: З.И. Тюмасева , Б.Ф. Кваша.-  Челябинскеляб. гос. пед. ун-т, 2003. - 350

21. Щербак, А. журнал дошкольное воспитание №4 2018./ кандидат пед. наук. Электронные текстовые данные.

22.Дик Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровью для дошкольников [Электронный ресурс]/ Н.Ф.Дик.-Электронные текстовые данные.- Режим доступа: http://106.dou.spb.ru/attachments/article

23.Согорина В.П. Поэтический материал как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч .-практ. конф. № 9(44). URL.-Электронные текстовые данные .-Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/9(44).pdf (дата обращения: 02.02.2019)

24.Ятьяева Н. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО [электронный ресурс] / Молодой ученый. —2018. — №2. — С. 161-163. — URL . Электронные текстовые данные.- Режим доступа: https://moluch.ru/archive/188/47710/ .

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Старшая группа

Тема: «Здоровый образ жизни».

Актуальность проблемы: для чего нам нужно вести здоровый образ жизни?!

Цели:

Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

Оказание родителям практической помощи в повышении воспитания у детей здорового образа жизни

Задачи:

-повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения, укрепления здоровья детей;

-способствовать формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни.

-сохранение, укрепление здоровья воспитанников.

Форма проведения: дискуссия.

Участники: воспитатель, родители, дети.

Материал: Презентация: «Здоровым быть здорово».

Выставка методической литературы «В здоровом теле здоровый дух».

Папка-передвижка «Режим дошкольника».

Кроссворд «Что полезно для здоровья».

Карточки с пословицами о здоровье.

Анкеты:

- Для родителей о ЗОЖ ( приложение 2)

- «Ваше мнение о собрании». ( приложение 7)

Аудио запись с ответами детей.

Благодарственные письма для родителей.

Памятки по теме собрания ( приложение 6)

Сопутствующие предметы:

Столы, стулья, скатерти, ножи, вилки, салфетки, фрукты, овощи, йогурты, тарелки, чашки, чайник.

Ход собрания:

1. Вводная часть.

Представление воспитателем темы и участников собрания.

Обозначение проблемы. 

2. Основная часть.

Вступительное слово

Мозговой штурм «Что такое здоровье».

Аудио запись с ответами детей на вопросы.

Просмотр презентации «Гигиенические и закаливающие процедуры».

Совместная игра родителей и детей.

Конкурс 1. На каждом столе лежат карточки с пословицами, в соответствии с темой собрания. Под музыку необходи

мо продолжить.

Конкурс 2. «Здоровое питание»

.

(

п

риложение 3

)

Конкурс 3. Кроссворд

.

(

п

риложение 4

)

Конкурс 4. «Играем вместе с детьми»

.

(

п

риложение 5

)

Подведение итогов.

Знакомство с выставкой методической литературы по теме родительского собрания.

Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду.

Вручение благодарственных писем родителям, чьи дети в течение полугодия не болели, либо болели очень редко.

Чаепитие с витаминными салатами совместного производства детей и родителей.

3. Подведение итогов.

Заключение. Вывод по теме. Решение.

Анкетирование родителей «Ваше мнение о собрании».

Выдача родителям памяток по теме собрания.

 

Ход родительского собрания

Воспитатель:   Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы проводим встречу, которую посвящаем одной из важных тем наших дней – Здоровый образ жизни!

Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь не за какие деньги! Будучи больным, вы не возможно воплотить в жизнь свои мечты, не возможно отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не возможно полностью реализовываться в современном мире, а также не возможно воспитать своих детей здоровыми и жизнерадостными.

Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом «Мы за здоровый образ жизни!»

Крикните громко и хором, друзья,

Детей своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте тогда мне скорее ответ:

Помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (да)

Мозговой штурм «Что такое здоровье»?

- Когда вошли в детский сад, то ваше внимание, наверное, сразу привлекли стенды о здоровье.

Что такое здоровье? Что взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи. В начале нашего разговора хотелось бы немного порассуждать.

1. Давайте ответим на один, кажется, очень простые вопросы: «Кто такой здоровый человек?»

(ответы родителей)

2. Что означает в вашем понимании здоровый образ жизни?

2. Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни? (высказывания родителей)

Из ваших высказываний можно сделать вывод :

Здоровый человек — человек, состояние которого в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Здоровый образ жизни  -образ жизни человеканаправленный на профилактикуболезней и укрепление здоровья.

Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Аудиозапись ответов детей на вопросы:

 - кого называют здоровым?

- что надо делать, чтобы быть здоровым?

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас родителей, и нас, воспитателей, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только знающими и образованными, но и здоровыми и закалёнными.

В детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, которые формируют здоровый образ жизни.

Рост количества заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Просмотр презентации «Гигиенические и закаливающие процедуры».

А сейчас мы постараемся доказать друг другу и самим себе, что «Здоровым быть здорово». Мы с Вами делимся на две команды. Команда «Удальцы» Девиз: «Когда мы едины, мы непобедимы».

Команда «Дружина»  Девиз: «Не унывать, всё пройти и всё узнать».

Конкурс № 1. Теперь каждой команде даются карточки с незаконченными пословицами о здоровье. За каждый правильный ответ команда получает один балл (фишка)

«Мы откроем шесть секретов,

Как здоровье сохранить

Выполняя все секреты,

Без болезней будем жить»

Береги платье снову, а (здоровье смолоду)

Чистота – (залог здоровья)

Здоровье дороже (золота)

Здоров будешь – (всё добудешь)

Чисто жить – (здоровым быть)

Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)

Если хочешь быть здоров – (закаляйся)

В здоровом теле – (здоровый дух) 

Конкурс №2 «Здоровое питание».

«Чтобы выглядеть здоровым нужно сильно постараться.
Заниматься чаще спортом, спать и правильно питаться.
Ешьте овощи и фрукты, в них так много витаминов.
Что полезно для здоровья и для сил необходимо.
Не забудьте о петрушке, лишь она украсит блюдо.
Что вы скажете подружке, если вдруг вам станет худо?
Кто поможет организму, неужели медицина?
Лишь здоровое питание - вот, что вам необходимо

Задание: необходимо определить какие продукты полезны для роста детей и для сердца (дидактическая игра «Полезные свойства продуктов»)

Конкурс 3 «Спортивный».

Чтоб успешно развиваться
Нужно спортом заниматься
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура

Кроссворд. Загадываются загадки о спорте, поочередно каждой команде.

Ключевое слово – ЗДОРОВЬЕ! 

 Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

 Конкурс № 4 «Играем вместе с детьми»

Задание: подвижная игра «Узнай по голосу»

Подведение итога деловой игры.

Воспитатель: Утром рано все вставайте, душ прохладный принимайте,

                        На зарядку становитесь, кашей с маслом подкрепитесь!

                        А в подарок от ребятни, всем призы вручаем мы.

(Вручение родителям памяток по формированию здорового образа жизни).

А сейчас приглашаю Вас посмотреть нашу выставку с методической литературы по теме родительского собрания. И конечно же мы все вместе приготовим витаминные салаты, совместного производства детей и родителей, и устоем чаепитие. (заранее были приготовлены овощи и фрукты, столовые приборы, скатерти и салфетки). За круглым столом все участники обсуждали вопросы о содержания детей в детском саду и совместных оздоровительных мероприятиях. Выступила мама Ивановой Веры, они занимаются плаванием – поделились своими достижениями, выступил папа Смирнова Миши, как они занимаются футболом, а папа Карпенко Димы рассказал, как они занимаются хоккеем. А мама Зариповой Дарины сама является тренером по танцам и с девочками показала танец. И пригласила к себе на тренировки на территории садика.

Вручение благодарственных писем родителям, чьи дети в течение полугодия не болели, либо болели очень редко.

Воспитатель: Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Чем больше мы будем ребенку показывать и рассказывать о здоровье, тем лучше для его развития.

Предлагаем Вам поддержать инициативу детского сада и внедрять здоровый образ жизни в семью. Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку не менее 2 раз в день. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры. Детей играми – оздоровим, себя омолодим. Проверить дома все травмоопастные места и не допускать детского травматизма.

Уважаемые родители! В заключение, чтобы узнать, насколько тема и содержание родительского собрания отвечают требованиям родительских собраний, требованиям семьи, предлагаем вам заполнить анкету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей на тему: «ЗОЖ».

Цель: проведение анкетирования родителей, для выявления понимания ценности здоровья в семьях своих воспитанников.
Задачи: 1. изучить семьи, с целью выявления здорового образа жизни;
2. оказать родителям информационную поддержку по вопросам воспитания здорового образа жизни.

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни в семье»

Здравствуйте, уважаемые родители! Прошу Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? ______________

2.Что вы считаете здоровым образом жизни? (Дайте своё определение)

3. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки?_________

4. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? ____________________

5.Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?___Если «ДА», то какие?__________

6. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? _________________
7. Как закаляется Ваша семья? (ответ подчеркните)
воздушные ванны ( прогулки, проветривание)
контрастные обливания
хождение босиком

другое_____________________________________________________ 8.Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми?______________________________________________
9. Сколько времени Ваша семья ежедневно проводит на свежем воздухе?_______________________________________________________
10. Каким видом спорта занимается Ваша семья?____________________
11. Есть ли в семье спортивный уголок?____________________________

12. Посещают ли ваши дети спортивные секции? ________________
13. Часто ли болеют члены Вашей семьи? ______________________
14. Часто ли болеет Ваш ребенок? _____________________________
15. Каковы причины болезни Вашего ребенка?( недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность) _________

16.Как организовано питание в вашей семье ( по расписанию, когда проголодаетесь) ________________________________________________
17. Считаете ли Вы, что Ваша семья ведёт здоровый образ жизни? ______

18. Нужна ли Вам помощь детского сада?____________________________

Спасибо!

После проведения анкетирования, мною было выявлено, что 35% семей не ведут здоровый образ жизни , 25% семей не водят ребенка в спортивные секции, 30% часто болеющих детей, 15% проводят мало времени на свежем воздухе и все родители отметили, что нужна помощь детского сада в правильном представлении о здоровом образе жизни. В связи с этим я провела родительское собрание.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

З

а

р

я

д

к

а

 

 

с

у

Д

ь

я

 

 

с

п

О

р

т

 

 

 

 

Р

ю

к

з

а

к

 

 

 

в

О

р

о

т

а

 

 

 

 

В

е

л

о

с

и

п

е

д

к

о

н

Ь

к

и

 

 

т

р

Е

н

и

р

о

в

к

а

 

Загадки для кроссворда «Что полезно для здоровья».

1. Утром раньше поднимайся,

    Прыгай, бегай, отжимайся,

    Для здоровья, для порядка

    Людям всем нужна … (Зарядка)

2. За полем он следит всегда,

     Была чтоб честная игра! (Судья)

3. Хочешь ты побить рекорд?

    Так тебе поможет … (Спорт)

4. Он с тобою  и со мною

    Шёл степными стёжками.

    Друг походный за спиною

    На ремнях с застёжками.(Рюкзак)

5. Крепко натянута сетка,

    Рядом стоит вратарь,

    Что же это за место,

    Куда направлен удар? (Ворота)

6. Ясным утром вдоль дороги

    На траве блестит роса.

    По дороге едут ноги

    И бегут два колеса.

    У загадки есть ответ:

    Это мой … (Велосипед)

7. Кто на льду меня догонит?

     Мы бежим вперегонки,

     А несут меня не кони,

     А блестящие …(Коньки)

8. Чтоб большим спортсменом стать,

    Нужно очень много знать.

    Вам поможет здесь сноровка

    И, конечно … (тренировка)

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Подвижная игра для детей « Узнай по голосу».

Дети стоят по кругу, «лиса» с завязанными глазами — в центре. Дети берутся за руки и идут по кругу, произнося слова:

Мы по кругу идем,
Мы лисичку зовем,
Пусть глаза не открывает,
Нас по голосу узнает!

После этих слов дети останавливаются, ведущий указывает на какого-нибудь ребенка, который должен спросить: «Хитрая лиса, кто я?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни.

Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки;

Соблюдайте режим дня;

Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора;

Любите своего ребенка – он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути;

Обнимать ребенка следует не менее 4 раз, а лучше – 8 раз;

Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки;

Личный пример по ЗОЖ – лучше хорошей морали;

Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду;

Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства;

Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Анкета.

Уважаемые родители! Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого собрания.

1.Что побудило Вас прийти на родительское собрание? Подчеркните нужное.

- Дисциплинированность.

- Интерес к поднятой теме.

- Уважение к воспитателю.

- Возможное душевное успокоение после собрания.

- Любопытство.

- Настойчивые требования родственников.

- Неоднократные приглашения воспитателя.

- Не знаю.

2. Как вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей семьёй? Почему? _______________________________________________

3. Что Вам больше всего понравилось? Подчеркните нужное.

- Видео презентация.

- Анкетирование

- Игры с детьми

- Индивидуальные беседы воспитателя.

-Памятка

- Иное ________________________________

4. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть собрания в баллах: довольны – 5, частично довольны – 3, не довольны – 0.

- Вступительная часть –

- Дискуссия –

- Оформление –

- Работа с анкетой –

5. Было ли у вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Ваши предложения, дополнения пожелания по вопросам подготовки и

проведения этого собрания.__________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за помощь!

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×