Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование представлений у дошкольников об окружающем мире через сенсорное развитие ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор Абишева Юлдуз Амербиевна

Ребёнок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п.
Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Л.А. Венгер, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Пока малыш слишком мал, ему необходимы ежедневные впечатления. Чем разнообразнее будет наполнена среда обитания младенца, тем активнее будет его сенсорное развитие. Восприятие ребенком мира в основном является чувственным, то есть он изучает все на вкус, слух, цвет и запах, поэтому все старается затащить в рот и попробовать на вкус. Восприятие происходит от простого к сложному, и каждый последующий этап базируется на предыдущем опыте.
Сенсорное развитие ребенка длится не один год и условно делится на два этапа: сенсорное развитие детей раннего возраста и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Первый этап длится с рождения до трех лет, второй с трех до шести.
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключаются в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.
Не меньшую роль играет сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста. Восприятие, которым занимались малыши в раннем возрасте, необходимо для дальнейшего развития познавательных способностей - воображения, запоминания и мышления. Теперь начинаются более сложные процессы, включается сравнение, анализ, обобщение, построение сложных связей и умозаключений. Недоработки этого периода могут отразиться на способности к обучению и будут заметны в начальной школе. Исходя из вышеизложенного, нельзя недооценивать роль сенсорного развития в ознакомлении с окружающей действительностью.
Игры, формирующие у детей четвертого года жизни представления об окружающем мире, через сенсорное развитие:
Воздушные шары
Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра –красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15Х0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики.
Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосками-ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
Руководство. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру Воздушные шары: Дети у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику того же цвета. Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди привязывают остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: Вот как у Тани хорошо получилось – синий шарик привязан к синей ниточке и т.п.
Затем быстро раскладывается раздаточный материал ( кружочки на подносиках), и ребята самостоятельно переделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.
Подбери по цвету
Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).
Материал. У каждого ребенка карточка (30Х20 см), разделенная на шесть клеток (10Х10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.
Руководство. Воспитатель: Дети, мы будем играть в игру Подбери по цвету. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это – что? (Показывает красную.) Правильно. Тоже машина. А чем они отличаются? (Держит машины рядом) Если дети затрудняются в ответах, Воспитатель помогает. Они совсем одинаковые? А в чем разница? Правильно, одна из них синяя, а другая – красная , они отличаются по цвету. А так же выясняются цвета остальных игрушек.
А теперь подберите игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна. Прикладывает поочередно красную машинку к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина спряталась. То же проделывает с синей машиной.
Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результаты работы.
Живое домино
Дидактическая задача. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.
Материал. Ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).
Руководство. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке , совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.
Игра может быть повторена два-три раза со сменой лент.
У кого какое платье?
Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
Материал. Демонстрационный: куклы, одетые в платья разных цветов (могут быть использованы все имеющиеся в группе куклы, одетые в платья).
Руководство. Воспитатель: Сегодня мы посмотрим, какого цвета платья у наших кукол. Я буду показывать вам куклу, а вы – говорить, какого цвета у нее платье. Воспитатель показывает по одной кукле и поочередно опрашивает детей, уточняя и исправляя их ответы. Обращает внимание детей на то, что один и тот же цвет имеет разные оттенки.
Подбери по форме.
Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.
Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур – по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).
Руководство. Дошкольникам раздают на подносах фигуры и карточки. Воспитатель: Дети, мы сейчас будем играть в игру Подбери по форме. Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа.) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше. Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.
Игры, формирующие у детей пятого года жизни представления об окружающем мире, через сенсорное развитие:
Три воздушных шарика
Дидактическая задача. Закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки. Знакомить со светлотным рядом.
Материал. Демонстрационный: рисунок трех синих воздушных шариков разной светлоты. Раздаточный лист бумаги, палитра, гуашь синяя и белая вода, тряпочка.
Руководство. Воспитатель: Дети, сегодня мы будем раскрашивать шарики. Смотрите, как раскрашены шарики у меня… Все они синие, но разных оттенков. Сначала нарисован самый светлый, потом темнее, а потом самый темный. У вас а столах синяя и белая краски. Как вы сделаете разные оттенки? (Ответы детей) Правильно, Сначала вы положите на палитру много белой краски. Для первого шарика вы к белой краске прибавите немного синей, а для второго – побольше. (Смешивает краски на глазах у детей.) Слева на палитре сделайте совсем светлый синий цвет, а справа – потемнее. Самый темный шарик нарисуем чистой синей краской.
Сделав нужные краски, дети раскрашивают шарики. Воспитатель следит за последовательностью раскрашивания, чтобы порядок расположения оттенков соответствовал образцу.
Выполненные работы вывешиваются. Педагог вызывает детей (по одному) и просит дать оценку работам с точки зрения соответствия цвета рисунков цвету образца.
Назови цвет.
Дидактическая задача. Учить детей называть цвет и оттенок (по светлоте).
Материал. Любые предметы разных цветов (по три-четыре предмета двух оттенков каждого цвета). Оттенки должны отличаться по светлоте.
Руководство. Дети сидят полукругом, в центре – стол с набором предметов.
Воспитатель назначает водящего.
Водящий выбирает предмет, подходит к одному из сидящих детей, и тот называет цвет и оттенок предмета. Если он не может ответить, тот же предмет предъявляется другому ребенку. Ответивший ребенок становится водящим, а первый садится на его место.
Если дети затрудняются в названии оттенка, воспитатель задает наводящий вопрос: Какой это оттенок – темный или светлый?
Чудесный мешочек
Дидактическая задача. Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал. Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой – на столе.
Руководство. Воспитатель заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек. Давайте его найдем, - говорит воспитатель. Когда мешочек будет найден, дети рассядутся на своих местах, взрослый достает из него несколько фигур, дети называют их. Затем воспитатель показывает геометрические фигуры, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет ее Воспитанники отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может найти соответствующую фигуру, то воспитатель еще раз напоминает способы ее обследования. При повторном проведении игры фигуры меняются, постепенно увеличивается их количество.
Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке.
Мастерская форм.
Дидактическая задача. Продолжить знакомить детей с разновидностям треугольников. Учить воспроизводить их формы.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, палочки.
Раздаточный: у каждого ребенка лист бумаги, спички без головок, окрашенные в любой яркий цвет, несколько половинок и четвертушек спичек.
Руководство. Воспитатель: Дети, сегодня у нас игра – Мастерская форм. Вы сами будете выкладывать на своих листах из палочек разные треугольники. Кто может сложить треугольник? А еще какой ты можешь сложить? Посмотрите, какие треугольники сложу я (выкладывает на своем фланеграфе три разных треугольника). Постарайтесь сложить побольше разных треугольников, чтобы они были не такими, как у меня. Воспитатель убирает образец. Если дети плохо справляются с заданием, вызывает по очереди наиболее подготовленных воспитанников, которые выкладывают разные треугольники на демонстрационном фланелеграфе.
В конце игры подводят итог.
Игры, формирующие у детей шестого года жизни представления об окружающем мире, через сенсорное развитие:
Подбери себе соседа.
Дидактическая игра. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.
Материал. Цветные бумажные флажки шести цветов спектра и 4-5 оттенков по светлоте (по одному на каждого ребенка).
Руководство. Детям раздают флажки нескольких оттенков одного и того же цвета. Воспитатель называет какой-нибудь цвет. Затем ребенок выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные дети следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана правильно, дети занимают свои места, если неверно, хором говорят: Исправьте ошибку и тогда приходите. В случае затруднения воспитатель помогает детям правильно составить цветовую гамму.
Затем другой группе детей дают флажки разных оттенков другого цвета, и игра повторяется.
Аппликация Праздничный салют
Дидактическая задача. Закрепить представление дошкольников о светлотном ряде.
Материал. Демонстрационный: картина , на которой изображен праздничный салют. Раздаточный: листы бумаги, наборы кружков четырех – пяти светлотных оттенков красного, зеленого, фиолетового цветов; кисти, клей, тряпочки (по количеству детей).
Руководство. Воспитатель: У нас на картине нарисован красивый праздничный салют. Смотрите, когда огоньки только появляются и находятся внизу, они темные, а потом становятся все светлее и светлее.
У вас тоже есть такие огоньки, и вы на своих листочках сделаете красивый праздничный салют. Разложите все кружки по цвету на столе. Теперь выложите в середине листа зеленые кружки: внизу самый темный, над ним светлее и светлее и наверху – самый светлый. Проверьте правильно ли разложены все огоньки, и приклейте их. Потом слева так же разложите красные кружки и приклейте их. И после этого – фиолетовые. (Если ребенок выполняет задание медленно, можно разрешить ему ограничиться двумя цветами.)
Воспитатель следит за последовательностью выполнения работы и напоминает ее цель – сделать красивый праздничный салют. На конкретные ошибки в ходе задания указывать не следует.
Оценивают работы сами ребята.
Подбери предметы похожего цвета.
Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.
Материал. Бытовые предметы, игрушки разных оттенков каждого цвета спектра (чашка, хлебница, нитки; кукольная одежда: кофточка, брюки, туфли; игрушки: флажок, лиса, шар и т.д.).
Руководство. На двух сдвинутых рядом столах расставляются игрушки. В игре участвуют семь детей. Воспитатель дает каждому ребенку предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребенку должен к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их по цвету и назвать. Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова. Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова. Выигрывает тот, кто быстрее подберет предметы одного из цветов спектра и его оттенков.
Какого цвета предметы в нашей группе?
Дидактическая задача. Учить детей называть цветовой тон с указанием его признака.
Материал. Интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.
Руководство. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, потолка, пола, занавесок и т.д. Затем вызывает ребенка и предлагает сказать, какого цвета в группе занавески. Если ребенок называет цвет правильно, дети хлопают в ладоши, если допустил ошибку, то поправляют. Задание дается каждому ребенку поочередно. В случае затруднения воспитатель помогает детям определить цвет предмета, сравнить предметы по цвету, дать более точное название тому или иному цвету.
Литература.
Л.А.Венгер – Воспитание сенсорной культуры ребенка
Э. Г. Пилюгина – Сенсорное воспитание
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×