Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование регулятивных УУД младших школьников. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Каратаева Тамара Ивановна

Формирование регулятивных УУД младших школьников

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия. Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен:

•          уметь ставить себе конкретную цель;

•          планировать свою жизнь;

•          прогнозировать возможные ситуации.

  Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают у учащихся способность самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

    Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:    

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий .

 Анализ развития уровня целеполагания в начальной школе позволяет выделить шесть уровней: от отсутствия целеполагания до самостоятельной постановки целей:

- отсутствие цели (предъявляемое требование осознается учащимся  лишь частично. Включаясь в работу, он быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели - требования);

- принятие практической задачи;

- переопределение познавательной задачи в практическую ;

- принятие познавательной цели (принятая познавательная цель сохраняется при  выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи);

- переопределение практической задачи в теоретическую (столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней);

- самостоятельная постановка учебных целей (самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов  действия).

Таким образом, можно сделать вывод, что успешность процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников зависит от учета возрастных особенностей развития каждого из составляющих их компонентов.

Сформированность  регулятивных УУД у учащихся  позволит построить систему организации детьми своей деятельности на уроках в начальной школе.

       Существуют различные педагогические приёмы для формирования регулятивных УУД.

Одним из эффективных учебных заданий для развития регулятивных учебных действий является работа по решению текстовых задач.

Учащимся предлагается задача «Маша и Саша помогали в столовой разливать компот. У Маши было А стаканов компота, у Саши – на В стаканов больше. Сколько стаканов  компота было у Саши и Маши вместе?»

Учитель читает задачу, делая остановки для того чтобы учащиеся обозначили величины с помощью отрезков. После прочтения у детей в тетрадях составлена схема. Далее проверяется всё ли отражено в схеме и соответствует ли она данной задаче. Можно предложить восстановить по схеме текст задачи, сопровождая его показом соответствующих величин, изображённых отрезками ( один ребёнок показывает, другой рассказывает). При этом обнаруживается что отрезка, соответствующего сумме двух стаканов на схеме нет. Возникает необходимость в преобразовании схемы. Выполненный анализ позволяет осуществить запись условия и требования задачи (составление плана решения, моделирование).         

 Умение ученика самостоятельно составить подобную схему говорит уже о том, что он усвоил условие и требование задачи и может самостоятельно приступить к поиску ее решения путем записи ответов вместо вопросов, содержащихся в схеме. В результате схема как модель поиска решения задачи позволяет получить соответствующее уравнение. Теперь вводим вместо вопроса букву, обозначающую неизвестную величину и предлагаем детям по схеме составить уравнение.

      Целенаправленная работа по решению текстовых задач позволяет формировать у учащихся регулятивные учебные действий, начиная с  точного осознания цели, планирования решения по алгоритму (или по составленному плану), проверки результата решения задачи, заканчивая коррекцией результата в случае необходимости

·         Для формирование действия целеполагания я использую следующие приёмы:

•          Определение “поля знания и незнания” + опора на жизненный опыт урок математики (1 класс) – даются примеры для устного счёта 

         0 + 1                    5 + 1                    2 + 1                   

         7 + 1                     3 + 1                    3 + 2

При решении последнего примера ребята приходят к выводу, что они ещё не умеют решать примеры такого вида. С помощью учителя формулируют тему урока (Прибавление числа 2.) и его цель (Научиться прибавлять число 2). После этого ребята вспоминают, что число 2 – это 1 и 1, поэтому к 3 можно прибавить число 2 по частям.

•          Выбор цели из предложенных.

    Например, тема “Слова-синонимы”.

Мы начинаем изучать данную тему. Выберите из предложенных цель урока:

        - Узнать, какие слова являются синонимами.

        - Учиться находить синонимы в тексте.

        - Тренироваться в редактировании предложений, используя синонимы.

Д ля формирования действия планирования мною используются следующие приёмы:

•          деформированный план

Например, даётся план урока, но его необходимо исправить, чтобы достичь поставленной цели:

          - Сравниваем свой вывод с авторским

          - Вспоминаем то, что мы знаем

          - Применяем новые знания, развиваем умения

          - Решаем проблему, открываем новые знания

Ребята с удовольствием выполняют  задания  такого рода и у них получается вот такой план:

          - Вспоминаем то, что мы знаем

          - Решаем проблему, открываем новые знания

          - Сравниваем свой вывод с авторским

          - Применяем новые знания, развиваем умения   

·         Составление алгоритма, плана (с помощью учителя)

              - Вспомним, что мы знаем

              - Попробуем

              - Проверим сделанные выводы

              - Применим полученные знания

·         Для формирования действия контроля возможно применение таких приёмов, как:

•          сравнение с эталоном

Например, учащимся предлагается выполнить какое-то задание (решить задачу), а затем проверить своё решение с решением на доске

•          “преднамеренная ошибка”

Например, учащимся даётся упражнение по русскому языку надо найти ошибки и в своей тетради сделать работу над ошибками

4.         Существует много педагогических приёмов для формирования действия оценки/рефлексии, также учителя стараются найти что-то новое.

·         Ранжирование по шкалам

Например, учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью шкалы, а ещё изменённую шкалу я использую на уроках математики, которые посвящены коррекции знаний: учащиеся выполняют определённое задание, сравнивают его с эталоном, затем оценивают своё решение с помощью шкалы

·         Незаконченное предложение.

Например,

                  - Я научился …

                 - Мне удалось …

                 - Мне было трудно … 

·         Эмоциональная рефлексия (цвет, рисунок, смайлики, фигура и т.д.) .

Например: « Покажите цветочек»    

Красный -   У меня всё получалось, я молодец

   Зеленый  - Я старался, но не всё получалось

  Желтый -  Я испытывал затруднения, мне было скучно

        Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

     Так же можно обозначить проблему на уроке.

Например, при изучении в 1 классе темы по русскому языку «Правописание сочетаний чк, чн, щн» в начале урока  детям было предложено вставить пропущенные орфограммы в словах птичка, ночной, мощный. Задание было на самостоятельную работу. 30 % детей засомневались, показывая карточку «ничего не получилось». После звуко-буквенного разбора каждого слова, дети пришли к выводу, что «ь» не пишется после мягких шипящих. В конце урока было дано задание аналогичное первому. Все дети оценили свою работу карточкой «всё получилось»

       Для выявления уровня развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу была использована методика « Рисование бабочки»

При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе можно предложить высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:

1. Громко – тихо.

2. С запинками – без запинок.

3. Выразительно – нет.

4. Понравилось – нет.

Хорошим упражнением для развития способности обнаруживать ошибки является парная взаимопроверка самостоятельной работы.

 

    Наблюдается рост уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у учащихся. Количество учащихся с высоким уровнем развития регулятивных универсальных учебных действий составило 31 %, что на 19% больше, чем при первичном тестировании. Количество учащихся с низким уровнем развития регулятивных универсальных учебных действий уменьшилось на 15 % и составило 34 %. Количество учащихся, имеющих средний уровень развития регулятивных универсальных учебных действий – 34%.

Пожалуйста, подождите.
x
×