Статья Формирование регулятивных УУД на уроках в 1 классе.. Автор: Кузьминская Наталия Евгеньевна

Автор: Кузьминская Наталия Евгеньевна
В статье раскрывается, что такое регулятивные УУД, что к ним относится, и как их можно развивать на уроках в 1 классе.


Автор: Кузьминская Наталия Евгеньевна
Формирование регулятивных УУД на уроках в 1 классе.
Кузьминская Н.Е.,
МБОУ Уемская СШ,
учитель начальных классов
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды. Целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Развитие основ умения учиться - формирование универсальных учебных действий – определено ФГОС второго поколения как одна из важнейших задач современной системы образования.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
По замыслу авторов стандарта в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных УУД.
Рассмотрим более подробно, какие приёмы формирования действий целеполагания и планирования можно использовать на уроках в 1 классе.
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке.
С самых первых уроков учу детей формулировать тему урока и ставить цели. Например, урок обучения грамоте Звук [ш]. Буква Ш, ш. – Прочитайте слово: ма - ина. Проблемный вопрос: Почему не можем прочитать? И таким образом начинаем работать над решением проблемы. Дети формулируют тему урока, а затем и цели урока. Для этого нам помогают опорные слова: познакомиться с..., учиться отличать…, учиться читать…, учиться думать, размышлять и др. Как правило, опорные слова вывешены на доске. Каждая цель урока обозначается цветным квадратом. Квадраты прикрепляются на доску. На каждом этапе урока подводится итог: достигли цели, убираем квадрат с доски.
Не менее важным моментом целеполагания является принятие цели, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: Зачем? и Где или для чего могут пригодиться полученные сведения? Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?
Перечислю приёмы организации принятия цели (по З. А. Кокаревой):
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия план – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами. Для первоклассников в начале учебного года, пока ещё не умеющих читать, может быть уместен графический план урока из условных обозначений учебника.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль, оценка, самооценка. Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников. В своей работе на данном этапе можно использовать различные приемы.
С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение (смайл).
Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.
Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами. Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где есть (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.
Пример урока русского языка по теме Заглавная буква Ш.
После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: Пропишите заглавную букву Ш, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина, количество элементов). Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.
Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв (на первых уроках письма).
После того, как ученики самостоятельно прописали строку, можно дать задание: Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля. Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).
Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.
Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы.
Для формирования оценочной культуры учащихся можно использовать волшебные линеечки, на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка х (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы, раздела.
Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.
Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: + - все знаю; - - не знаю; ? - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке.
Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.
После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак +, - , или ? , который отражает прогностическую оценку ученика.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком +, и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
В первом классе можно использовать и другой прием: при проверке тетрадей учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.
При оценке учебных умений ученики могут использовать Лесенку успеха: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным.Так первоклассник делает первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться.
Для развития самоконтроля и самооценки регулярно задаю вопросы:
-Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось?
-А над чем нам надо ещё поработать?
- Какие задания тебе понравились?
- Какие задания оказались трудными?
- Достиг ли ты поставленных в начале урока целей?
Использую прием незаконченных предложений:
- Я могу похвалить себя за…
- Я могу похвалить одноклассников за…
- Я доволен своей работой на уроке потому, что …
В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.
Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x