ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Сытникова Юлианна Борисовна. Работа №335842. Номер работы: №335842
Статья посвящена теме формирования самооценки ребенка в дошкольном возрасте, которая подразумевает собой представление ребенка о себе в целом, а также о своих действиях и поступках, личных возможностях и достижениях.
Самооценка, адекватная самооценка, неадекватная самооценка.
Самооценка дошкольника это один из наиболее значимых компонентов личности. Умение оценивать себя свойственно каждому человеку. Самооценка крайне важна в развитии ребенка, так как именно благодаря ей ребенок может корректно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, определить свое место в этом мире.
Тем не менее человек не всегда способен оценивать себя адекватно. На самооценку оказывают существенное влияние окружающие нас люди.
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Статья посвящена теме формирования самооценки ребенка в дошкольном возрасте, которая подразумевает собой представление ребенка о себе в целом, а также о своих действиях и поступках, личных возможностях и достижениях.
Ключевые слова
Самооценка, адекватная самооценка, неадекватная самооценка.
Самооценка дошкольника это один из наиболее значимых компонентов личности. Умение оценивать себя свойственно каждому человеку. Самооценка крайне важна в развитии ребенка, так как именно благодаря ей ребенок может корректно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, определить свое место в этом мире.
Тем не менее человек не всегда способен оценивать себя адекватно. На самооценку оказывают существенное влияние окружающие нас люди.
Специфика развития самооценки ребенка дошкольного возраста была предметом исследования ученых на протяжении длительного времени. В числе ученых, изучающих проблематику самооценки детей, можно выделить: Бороздину Л.В., Варданян Ю.В., Мухину В.С., Руськину Е.Н. и др.
Самооценка представляет собой субъективную оценку индивидом собственной ценности [3, с. 124]. Вопросами изучения самооценки человека занимались ученые на протяжении многих лет. Однако особое внимание они уделяли детской самооценке, так как именно в дошкольном возрасте происходит зарождение и начало формирования самооценки человека, что даёт возможность в существенной степени анализировать ее специфику формирования.
Л.В. Бороздина в своих трудах, посвященных вопросу самооценки детей сделала заключение, о существовании некой взаимосвязи между детской самооценкой и позицией детей по отношению к родителям. Таким образом быфло определенно, что наиблагоприятнейшее влияние на развитие самооценки ребенка оказывает позиция, при которой ребенок позволяет матери раскрывать свою эмоциональность и более тесно контактировать с отцом, а отцу - строить планы на будущее, активизировать их взаимодействие [1].
4 этапа формирования самооценки.
Первый этап – от рождения до 1.5 лет. Этот этап включает в себя формирование доверительного отношения с окружающим миром благодаря опеке и заботе родителей. Появляются зачатки самооценки, однако же адекватная самооценка начинает формироваться у малыша только в том случае, если родители демонстрируют ему благоприятную эмоциональную оценку.
Второй этап – от 1.5 до 3-4 лет. Данный этап проявляется в повышенной любознательности ребенка, он демонстрирует интерес к многим сферам деятельности и от того, как родитель реагирует на их интерес, зависит формирование их самооценки.
Третий этап – от 4 до 6 лет. На данном этапе дети начинают интересоваться собой и определением своего места в социуме. Если случаются неприятности, ребенок ищет причины происходящего именно в себе, следовательно, на данном этапе очень важно дать понять ребенку почему взрослые или сверстники поступили именно таким образом.
Четвертый этап – от 6 до 14 лет. Завершающий этап в формировании самооценки ребенка. Отсутствие принятия ребенка в обществе сверстников создают в нем замкнутость и отторжение в случае непринятия ребенка в коллективе сверстников, у ребенка пропадает вера в то, что он способен наравне с другими выполнять задачи и добиваться успеха. Нередко случается так, что самые талантливые и одаренные дети могут замкнуться в себе и разувериться в собственных силах из-за трудных отношений в коллективе.
Таким образом, дошкольный возраст наиболее благоприятный для исследования самооценки человека, так как именно в этом возрасте начинается ее формирование. Подтверждает данные слова Г.Х. Джиоева, которая в своих работах выдвигала гипотезу о том, что «если в раннем и дошкольном детстве наблюдается формирование зачатков самооценки ребенка, то уже у младшего школьника формируется отношение к себе и окружающему миру - появляется самооценка в психологическом смысле» [2, с. 91].
Данное утверждение является подтверждением того, что в формировании адекватной самооценки ребенка ведущую роль играют не только родители, но и педагоги.
Список использованной литературы:
Бороздина
Л.В.
Психология
общения.
Учебник
и
практикум.
–
Москва:
«
Юрайт
»,
2017.
–
38
с.
Джиоева
, Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника [Текст] / Г.Х.
Джиоева
// Азимут научных исследований: Педагогика и психология. - 2018. - № 2 (23). - 89-92 с.
Карпенко
Л.А.
Краткий
психологический
словать
.
–
Ростов-на-Дону:
«ФЕНИКС»,
2008.
–
124
с.
© Ю.Б. Сытникова, 2024