Статья Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.. Автор: Обухова Виктория Валерияновна

Автор: Обухова Виктория Валерияновна
В данной статье описываются функии, задачи и формы самооценки, а так же критерии самооценки разных форм работ. Описаны приёмы фрмирования рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся и примеры листов самооценки.

 


Автор: Обухова Виктория Валерияновна

Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

Младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки.

Что же такое самооценка? Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса. Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе, оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. По моему мнению, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть. Для этого мне как учителю необходимо знать, как правильно формировать самооценку. Для этого нужны определить методы и пути, чтобы помочь ребёнку в развитии дифференцированно и адекватно контролировать собственные учебные действия, самооценку и взаимооценку. Ребенок, который пришел в школу, еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в ходе обучения под руководством педагога. Формирование учебной деятельности представляет собой наиболее важную задачу школьного обучения, такую же важную, как формирование универсальных учебных действий.

Работа по формированию самооценки младших школьников начинается с диагностики. Сделать это довольно просто, используя разнообразные методики. Например, так.

Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Детям предлагается подчеркнуть те, которые у них есть. Как вы видите, в 1 столбце перечислены положительные качества - «идеал», во 2 – отрицательные - «антиидеал».

смелость

доброта

любознательность

трудолюбие

вежливость

усидчивость

честность

правдивость

настойчивость

активность

 

хвастовство

грубость

лень

трусость

зависть

лживость

жадность

драчливость

жестокость

обидчивость

 

Если по результатам теста в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, значит самооценка близка к адекватной.

Самооценка учащихся 1-ой ступени

1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.

2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается, дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.

Задачи самооценки:

активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;

формирование умения ставить цель и находить пути, средства к еѐ

достижению;

формирование умения контроля и самоконтроля;

приобщение к поисковой и творческой деятельности.

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Таким образом, главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и

неадекватной, а неадекватная делится на завышенную и заниженную

Классификация самооценки по цели:

1. Самооценка настроения и эмоционального состояния (карточки с

изображением лиц, цветовое изображение, эмоционально-художественное

оформление);

2. Самооценка деятельности(лестница успеха, чтение с остановками, ключевые термины, запись промежуточных выводов, письмо в будущее;

3. Самооценка содержания учебного материала (подбор афоризма, дискуссия, сочинение, анкета, синквейн, тест, исправь ошибки, составление плана)

 

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

Какие же существуют формы самооценки?
1.Речевые
2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)
3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек )
4.Шкалы
5.Таблицы

6.Портфолио

7.Лист достижений

Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее внедрение требует кропотливой, основательной работы на каждом уроке. В своей технологии я выделяю 4 этапа: 
1. Разработка учителем для каждого конкретного случая эталонов оценивания.

2. Создание необходимого психологического настроя обучающегося на анализ собственных результатов.
3. Создание ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ним свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы.
4. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход при формировании оценочного компонента лежит в основе безотметочного обучения в 1 классе.

Формирование самооценки в первые годы обучения идёт очень интенсивно. Первоклассники, начиная учиться, свою учебную деятельность оценивают обычно положительно, связывая неудачи с субъективными, не зависящими от них причинами. Маленькому ученику нужно одобрение практически каждого его усилия.

От педагога в это время требуется правильная процедура оценивания, не превращающаяся в выставление отметок и позитивные высказывания. Даже при замечаниях ребёнок должен ощущать положительное отношение к нему, видеть желание учителя помочь ему преодолеть препятствия в учёбе.

Подход к оцениванию, позволяющий устранить негативные моменты начала обучения, индивидуализирующий учебный процесс, повышающий учебную мотивацию - безотметочное обучение в первом классе. Методически работа в это время сводится в основном к созданию индивидуальных эталонов. Например: создание индивидуальных листов «Моё настроение» со смайликами, «Экрана успеха» с  символами реакции на уроке (было интересно, непонятно, трудно, легко). Затем – обучение умению сравнивать цель и результат и составлению алгоритма оценивания своей успешной работы - улыбкой, к примеру, а с ошибкой, неудачной - черной кляксой. Со 2 четверти при адекватной самооценке – заполнение (сначала под контролем учителя)  «Листа самооценки» по предметам.  Эта работа зависит от личности педагога, у каждого свои приёмы. Основное - это применение косвенных, скрытых оценок, мягких форм коррекции его учебной деятельности.

В ходе образовательного процесса у первоклассников критичность и требовательность к себе постепенно возрастают. Они начинают оценивать себя уже более объективно.

Второклассники и третьеклассники оценивают не только свои

хорошие, но и плохие поступки, отмечают и успехи, и ошибки в учёбе, начинают причины неудач относить на свой счёт. Самооценки поведения и учёбы становятся всё самостоятельнее, они, в отличие от первого класса, теперь не полностью зависят от оценок учителя, родителей и сверстников. Предметом критики к тому же становится уже оценочная деятельность педагога, его справедливость, объективность. Ко второму классу у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Так называемый «феномен вторых классов» связан   с повышением у детей критичности к себе, и, в то же время, ограниченными их возможностями в оценивании результатов своего труда. Да и критерии оценивания учебной деятельности второклассникам ещё недостаточно понятны. Ребёнок в процессе обучения продолжает адаптироваться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью. Параллельно он приспосабливается к системе общения со сверстниками.

В третьем классе уровень самооценки опять повышается, хотя именно сейчас дети начинают осознанно относиться к учёбе, пытаются оценивать причины своих достижений и неудач. Мы можем увидеть процесс анализа собственных качеств, критичное отношение к себе, что означает повышение требовательности к себе. При этом критическое отношение к себе улучшает отношение к другим и ошибки своих друзей дети оценивают мягче. Существует опасность перехода критического отношения к себе в резко выраженную негативную самооценку, тогда необходима помощь взрослых. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребёнка учителем и поддержка родителей повышают его самооценку, делают её адекватной.

В младшем школьном возрасте мы, взрослые, можем активно воздействовать на ученика, так как для него ещё важны наше признание и одобрение, присутствует желание заслужить похвалу от взрослого. Ребёнку важно получать от учителя подтверждение своей значимости. Именно поэтому оценочная деятельность, как важный элемент образования, входит в состав универсальных учебных действий.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Я выделяю 6 шагов, которые лежат в основе алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Каким умением пользовался?

6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

Чтобы эффективно использовать данный алгоритм, я придерживаюсь следующих этапов:

1этап. Выбираю уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценки (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе)

2 этап. При планировании урока выбираю для первой демонстрации алгоритма самооценки легко выполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

3этап. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагаю произвести по очереди всем ученикам класса.

4этап. Постепенно вместо проговаривания вопросов, я предлагаю ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

(Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свою работу).

5этап. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, я убираю их и достаю только тогда, если у кого-то возникают затруднения.

Когда базовое умение самооценки сформировано, я придерживаюсь следующих правил:

1.Планируя урок, перестаю сокращать предметный материал.

2. Сворачиваю алгоритм самооценки: (после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п.;

если мнение ученика и учителя совпадают, урок продолжаю дальше;

если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, предлагаю пройти по алгоритму пошагово.

3. После проверки письменных работ даю ученику право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», предлагаю ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

(Если ученик прав, благодарю его за то, что он помог мне найти собственную ошибку при проверке:

если ученик не прав, терпеливо объясняю ему, на основании чего он принял соответствующее решение, стараюсь согласовать позиции).

Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Вот ещё один пример с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся. Сначала дети по желанию выступают с чтением стихов, затем даётся оценка услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились невнятно», «Мне понравилось, как Алёша громко, выразительно рассказывал стихотворение», Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не торопилась и читала громко».

Критерии должны отражать не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.

Такая оценка позволяет ребенку

- увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;

- носит информативный характер;

- способствует формированию позитивной самооценки.

При оценке работы одноклассника, учу ребят придерживаться следующихкритериев оценивания следующих форм работ:

Критерии чтения стихотворения наизусть

1.Все слова должны быть понятны.

2. Выделение голосом знаков препинания.

3.Должно быть все слышно.

4.Плавность чтения.

5. Хорошо знать стихотворение наизусть.

6. передать настроение стихотворения («нарисовать» голосом картину)

Критерии устного ответа

1.Соответствует ли ответ заданному вопросу?

2. Последовательно ли отвечал?

3. Можно ли считать ответ убедительным?

4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?

5. Были ли ошибки по существу изложения?

 

А также формирую умение слушать:

1. Смотреть на говорящего.

2.Сидеть спокойно.

3.Молчать в то время, когда кто-то говорит.

4.Задавать вопросы говорящему (если что-то непонятно или на уточнение).

 

Критериальное оценивание позволяет оценивать действия не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в группах и парах.

- По каким критериям группа должна оценить свою деятельность?

- Предлагаем вам составить в группах критерии для оценки группы.

- Критерии оценки работы в группе

- Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)

- Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)

- Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)

Все мы понимаем, что ребенок нуждается в эмоциональной поддержке, радостном принятии учителем любой активности малыша, любого, даже самого незначительного, достижения.

    Ученик должен видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив свое незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения. У ребенка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе, а не по принуждению. А это формирует способность к самостоятельности в учении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1

 

Приемы формирования рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся

В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

    «Барометр настроения» 

   Обучающимся предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

  «Эмоциональный светофор»                                                                                          Предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе. У  кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: «Я справился, могу двигаться дальше», желтой – «Затрудняюсь», красной – «Прошу помощи». На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они  могут показывать «уровень задания», который выбрал ученик, объяснять непонятное товарищам. Учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.

    « Работа с эталонами».

  Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения. Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания, где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.

   После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв.

     «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой

отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

    «Прогностическая оценка».

Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю;  «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь, есть проблемы. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи.

   «Учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой».

Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.

   «Лесенка».  

При оценке себя на уроках чтения ученики могут использовать лесенку: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным. 

«Вопросы».

 Для развития самоконтроля и самооценки  учитель регулярно должен задавать вопросы:  (Что ты узнал на уроке, чему научился?  За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились?  Какие задания оказались трудными?  Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?)

   «Тетрадь продвижения»  

Лучше использовать такие тетради при анализе однотипных заданий, чтобы иметь возможность увидеть степень продвижения учеников. Например, учитель проводит диктанты по теме «Безударные гласные», состоящие из 15 слов. После проверки чертится график по количеству допущенных ошибок.

   «Прием райтинга»  (от англ. right – правильно).

Ученик сначала сам оценивает свою работу и ставит отметку, затем ее оценивает учитель. Отметка записывается дробью, например, 4/5. через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.  

   «Незаконченное предложение».

 По окончании занятия учитель просит высказаться учащихся относительно занятия и своего самочувствия на нем.

Самым интересным для меня было …, потому что

Самым скучным для меня было .., потому что

Теперь бы я ещё хотел узнать о .., потому что

Я был бы рад …, потому что …

Мне понравилось …, потому что …

Мне не понравилось …, потому что …

  «Позиционная дискуссия».

Работа на уроке была плодотворной, потому что …

Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …

Однако мы не узнали о …

Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о  …

Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…

  «Портфель достижений».

 Итоговая аттестация обучающихся, основанная на анализе оценок всех критериев за учебный год. Лучшие работы  по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания и т.д. В неё можно вложить:

1. Карту знаний в виде рефлексивной таблицы.

2. Тетрадь личных открытий.

3. Творческую тетрадь.

4. Дневник достижений.

5. Дневник «роста» (или листы мониторинга)

6. Дипломы, награды и т.д.

   «Древо творчества»

Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.

     «Шкала  знаний».

Оценка должна фиксировать достижения ученика, отслеживать его

продвижения в личностном развитии. В связи с этим нами хорошо работает система критериев при осуществлении текущего контроля: Пправильность, К - красота, С - старание, Т - трудность и т.д. Дети сами оценивают работу (ставят горизонтальную черту на полях, с указанием критерия, в соответствии с которым хотели бы себя оценить). При проверке работы учитель оценивает работу ученика, и показатели сравниваются.

   «Три оценки»

 Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме.

Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки  3   4   5 Обведите   кружком ту, с которой вы согласны».

 

«Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в

самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

«Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Стимулируют активную творческую позицию учащегося, вызывают поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше записи учителя в работах учащихся:

Молодец!

Замечательно!

Умник! Умница!

Ты меня удиви

л(

а)!

Красивое оформление работы!

Очень красиво!

Восхитительно!

Прекрасно!

Чудесно!

Здорово!

Я горжусь тобой!

Ты меня порадова

л(

а).

Мне нравится, как ты работаешь!

Это действительно прогресс!

Спасибо!

Все идет прекрасно!

Хорошо, благодарю тебя!

Я рада, что пробова

л(

а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).

Наконец-то у тебя все получилось! Я очень рада за тебя!

Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо

за

аккуратность

прилежание,

старательность,

точность выполнения задания

красивую запись

красивое написание букв, предложений, текста и т.д.

внимательность при чтении задания

качественно выполненную работу

Я признательна тебе

за

Я благодарна тебе

за

У тебя все получится.

Я верю в твой успех.

Мое восхищение!

Поздравляю тебя! У тебя все получилось!

Поздравляю тебя! Буква … написана как в прописях.

Поздравляю тебя. Наконец-то текст (предложение) подчинился (ось) тебе. Ты списа

л(

а) его без ошибок.

Молодчина! В устном счете (в задаче, в задании, в уравнениях, в примерах и т.д.) ни одной ошибки. Это победа!

Я рада (думаю, уверена,), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.

Мне приятно видеть твои успехи.

Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Ты – молодец!

Заметно улучшились результаты.

Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.

Я уважаю в тебе стремление…

написать красиво

выполнить работу аккуратно

выполнить работу старательно

выполнить работу точно

к аккуратности

к старательности

к прилежанию

к самостоятельности

к самосовершенствованию

к самопроверке

найти и исправить ошибки

прописать точно и красиво

 

Стимулируют учащихся к самоанализу, вызывают желание задуматься, изменить отношение к своей работе:

А тебе это нравится?

Как ты к этому относишься?

А ты доволен (довольна) своим результатом?

Я этого очень ждала, а ты?

Ты меня озадачи

л(

а).

Что с тобой случилось?

Что с тобой произошло?

Постарайся не спешить при выполнении задания.

Постарайся не торопиться

Не спеши. Будь внимательны

м(

ой).

Вчитывайся в задание. Ты сможешь не делать эти ошибки.

Не позволяй себе отвлекаться при выполнении задания.

Проверяй написание слов по словарю и у тебя не будет таких ошибок.

Порадуй меня, пожалуйста!

Отнесись к работе серьезнее.

Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Я огорчена.

Замети

л(

а) ли ты улучшение результатов?

Я предполагаю (хочется верить), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.

Как ты думаешь? Понравилась твоя работа или нет?

Как ты думаешь? Что бы я тебе написала?

Как бы ты оцени

л(

а) свою работу?

Какие буквы (слова, предложения) тебе удалось написать (выполнить) красиво (правильно, точно, качественно)?

Я верю в твой успех. А ты?

Я рада, что пробова

л(

а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).

 

Форма оценивания в виде пословиц, поговорок или изречений.

1. Спасибо за труд!

2. Сделано наспех – сделано на смех.

3. Терпение и труд все перетрут!

4. К большому терпению придет и умение.

5. Ума палата.

6. Терпение дает умение!

7.  Это успех!

8.  Не будь тороплив, а будь терпелив!

9.  Нерадивый дважды дело делает.

10. Перо пишет, а ум водит.

11. Захотел – сделал!

12. Уменье и труд все перетрут. 
13. Кто не ходит, тот и не падает. 
14. Усердная мышь и доску прогрызет. 
15. Авось да как-нибудь до добра не доведут. 
16. Белые руки чужие труды любят. 
17. Дело мастера боится. 
18. За всякое дело берись умело.
19. Не начавши - думай, а начавши - делай. 
20. Умелец да рукодельник и себе и людям радость  приносит. 
21. Торопливый дважды одно дело делает.

22.  На чужой работе и солнце не движется.  

23.  Начинать начинай, да смотри же — кончай. 
24.  Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь. 
25.  Без дела слабеет сила. 
26.  Не боги горшки обжигают.
27.  Не говори, что делал, а говори, что сделал. 
28.  Не диво дело начать — диво кончить.
29.  К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
30.  Птицу узнают в полете, а человека в работе. 
31.  Под лежачий камень и вода не течет.
32.  Мала пчелка, да и та работает.
33.  У плохого мастера и пила плохая. 
34.  Не учи безделью, а учи рукоделью.

35.  Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет. 
36.  Была бы охота — будет ладиться работа.
37.  Кто любит труд, того люди чтут.
38.  Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить. 
39.  Кто ни чего не делает, тот никогда не имеет времени. 
40.  Кто не работает, тот не ошибается. 
41.  Без труда не выловишь рыбку из пруда. 
42.  Какие труды, такие и плоды. 
43.  Душу вложишь - все сможешь. 
44.  Хочешь жить - умей вертеться!
45.  Не откладывай на завтра то, что можно сделать  сегодня.
46.  Много спать – дело не знать.
47.  Ленивому всегда праздник.
48.  Всякая работа мастера хвалит. 
49.  Думай ввечеру, что делать поутру. 
50.  Тот ничего не сделал, кто ничего не начал. 
51.  Поспешишь – людей насмешишь. 
52.  Лучше тихо да вперед, чем скоро да потом назад.
53.  За много дел не берись, а в одном отличись. 
54.  Без труда нет плода. 
55.  Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
56.  Кто в слове скор, тот в деле редко спор. 
57.  Худому делу – худой конец. 
58.  Землю красит солнце, а человека труд.
59.  Глазам страшно, а руки сделают. 
60.  Есть терпенье, будет и уменье.

61.  Старание и труд к счастью ведут. 
62.  Мало хотеть, надо уметь.

63.  К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

64.  Какие труды, такие и плоды.  

65.  С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

66.  Велик телом, да мал делом.

67.  Маленькое дело лучше большого безделья.  

68.  Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

69.  Ничего не делая, учишься делать плохо. 

70.  Дело мастера боится. 

71.  За много дел не берись, а в одном отличись.

72.  Не говори, что делал, а говори, что сделал. 

73.  Без терпенья нет уменья.

74.  Сделанное по принуждению - не дело. 

75.  В иных руках и горсть пыли в золото превращается.

76.  Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

77.  Не бойся медлить, бойся остановиться.  

78.  Ты меня, работушка, не бойся, - я тебя не трону. 

79.  Начинай взбираться вверх снизу. 

80.  Без работы день годом кажется. 

81.  Торопливый дважды одно дело делает.

82.  И маленькое дело делай, как большое.

83.  Кто не работает, тот не ошибается.

84.  Живи всяк своим добром да своим горбом!

85.  От беспорядка всякое дело шатко.

86.  Медленно идти - лучше, чем стоять.

87.  На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай!

88.  Усердие все превозмогает.

89.  Себя ругай, а не солнце за то, что сад твой так и не зацвел.

90.  Трудное обходить - хорошего не видать.

91.  Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки. 

92.  Бессмысленно выпускать стрелу без цели

93.  Долго рассуждай, да скоро делай.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Примеры листов самооценки учащихся на уроке.

Лист самооценки

Ф.И. ученика _____________________________________

я научился ...

было интересно…

было трудно ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

особенно хорошо мне удалось...

свой результат могу оценить как...

не интересным

 

По русскому языку и математике учащиеся могут оценивать по образцу учителя, ученика. Здесь хорошим помощником выступает ИКТ.

 

Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.

Оценочный лист «Списывание»

Ф.И. ___________________________________________

 

Оценочный лист «Однокоренные слова».

Ф.И._____________________________________________

 

Выбери и подчеркни нужный вариант:

Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными

Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением

 

Оценочный лист «Безударные гласные».

Ф.И._____________________________________________

 

Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.

 

 

 

Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________

 

Да +, нет -

На уроке я отвечал устно.

 

Я решил без ошибок в тетради задачу.

 

Я решил без ошибок примеры.

 

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

 

В тетради я работал аккуратно

 

Отметка за урок

 

На уроках литературного чтения оценивание проходит по критериям, выработанными совместно с детьми. Эти критерия записаны как памятки по оцениванию и находятся у каждого ребёнка.

 

Оценочный лист «Чтение по ролям»

Своевременно начинал(а) читать свои слова

Читал(а) без ошибок

Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию

Соблюдал(а) знаки препинания.

Читал(а) выразительно

 

Оценочный лист «Пересказ»

Назвал(а) автора и произведение

Пересказывал(а) самостоятельно , без помощи учителя

Содержание излагал(а) последовательно

Искажения при пересказе

Точное употребление слов, выражений

Выразительность пересказа

Правильно ответил(а) на все вопросы

Вывод: У меня всё получилось, я могу ….

Мне нужно поработать над

Мне требуется помощь (в чём?)….

 

 

Оценочный лист «Выразительное чтение наизусть»

Назвал(а) автора и произведение

Читал(а) наизусть без ошибок

Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова

Темп чтения выбрал(а) необходимый

Передал(а) настроение стихотворения

Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы

Читал(а) достаточно громко

Вывод: У меня всё получилось, я могу ….

Мне нужно поработать над

Мне требуется помощь (в чём?)….

 

К каждой теме по русскому языку и математике необходимо разрабатывать новый лист самооценки, т.к. изменяются предметные УУД.

Ученику оценочный лист дает возможность:

- научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;

- фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;

- планировать собственные действия по коррекции работы.

Использование оценочных листов позволяет учителю:

- получить информацию о достижениях и проблемах учащихся

- делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;

- получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;

- проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;

- договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время;

- выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу);

- заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.

 

 

 

 

Литература.

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

2.https://docplayer.ru/35620384-Formirovanie-samoocenki-mladshih-shkolnikov-v-strukture-uchebnoy-deyatelnosti-v-ramkah-fgos-noo.html

3. https://multiurok.ru/files/formirovanie-samootsenki-mladshikh-shkolnikov-v-st.html

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/01/28/doklad-na-temu-formirovanie-samootsenki-obuchayushchihsya

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x