Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование сенсомоторной культурной практики у детей раннего возраста ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Кузнецова Ольга Евгеньевна

Формирование сенсомоторной культурной практики у детей раннего возраста

 

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Период раннего детства в психолого-педагогической литературе рассматривается как базисная основа всего последующего развития. У истоков педагогики раннего возраста стояли такие ученые, как Н.М.Аксарина, Н.Щелованов, А.В.Запорожец. Подчеркивая уникальность и самоценность раннего детского возраста, исследователи определили зависимость развития различных видов детской деятельности от сенсомоторного развития.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Поэтому одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей.

Сенсомоторика (от лат. Sensus – «чувство, ощущение» и motor – «двигатель») – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторная культура - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

 Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.     

Предметная деятельность является ведущей в период раннего детства имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия.

В работах B.C.Мухиной, Е.О.Смирновой, Г.Г.Григорьевой и др. обращается внимание на то, что специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открывается функции предметов. Взрослый помогает ребенку усвоить назначение и способ употребления вещи (предмета). Отсюда — содержание предметной деятельности - усвоение функций предметов, которые закреплены за ними в общественном опыте. Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон развития детей раннего возраста. 

Особенность предметной деятельности детей раннего возраста предполагает сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. В работах Л.Ф.Обуховой, П.Я.Гальперина. Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой. Ф.И.Фрадкиной рассматриваются основные линии совместной деятельности ребенка и взрослого. Содержание ситуации развития представлено в схеме («ребенок — предмет — взрослый»). Мотив предметной деятельности — сам предмет, способ его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение (в отличие от младенческого периода) характера общения. Взрослый, используя ситуативно-деловое общение, вместе с предметом передает способ действия с ним. Общение со взрослым протекает на фоне практических действий с предметом. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части (разбирает и собирает матрешку, пирамидку).

Основной целью в работе по сенсомоторному развитию детей раннего возраста является создание условий для формирования восприятия у ребенка  как начальной ступени познания окружающей действительности.

Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:

·                    Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.

·                     Тактильно-двигательное восприятие.

·                     Развитие слухового восприятия.

·                     Развитие зрительного восприятия.

·                     Восприятие формы, величины, цвета.

·                     Восприятие особых свойств  предметов (вкус, запах, вес).

·                    Восприятие пространства и времени.

Характерной особенностью организации образовательной деятельности по формированию у детей сенсомоторной культурной практики является систематизирование представлений о свойствах и  качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, доступность и практичность использования.

В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей младенческого и раннего возраста, образовательная деятельность осуществляется по нескольким направлениям:

·                    развитие крупной моторики направлено на формирования навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске. Ребенок учится ощущать свое тело в пространстве.

·                    сенсорное развитие направлено на формирование зрительного, тактильного, слухового восприятия. Ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь.

·                    развития мелкой моторики направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук, координирование работы руки и глаза, обеих рук, формированию умений осуществлять пинцетный захват. Ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом).

Особенности сенсомоторного развития

Младенческий возраст

- складывается акт рассматривания предмета;

- формируется хватание, приводя развитие руки, как органа движения;

- появляются повторные (похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет) движения и  реакция подражания (движения рук ребенка, подражающие действиям взрослых);

- устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует манипулированию с предметом;

- устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и называнием его взрослым;

- формируется восприятие величины и формы предметов;

- возникает элементарное экспериментирование с предметами: с одним и тем же предметом по-разному действует (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает и др.).

Ранний возраст 

От 1 года до 1 года 6 месяцев:

развиваются разные действия с предметами: притягивать, раскладывать, вынимать, вкладывать и пр.;

-  обогащаются впечатления о внешних свойствах предметов (цвет, форма, величина).

От 1 года 6 месяцев до 2 лет:

совершенствуются орудийные действий с предметами (подтягивать предметы за ленточку, выталкивать палочкой игрушку, навинчивать гайки, вылавливать рыбок сачком, забивать втулочки в песок и пр.);

-    развивается мелкая моторика рук, выполнение более тонких действий с предметами;

-  развиваются элементарные представления о величине (большой — маленький), форме (круглый, квадратный, треугольный), цвете (красный, желтый, синий, зеленый), количестве (много — мало);

- формируется  сенсомоторная координация «глаз-рука».

От 2 до 3 лет

- формируются  умения различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше, маленький);

-  развивается способность устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные»;

-  развиваются действия по использованию сенсорных эталонов;

-  совершенствуются предметно-орудийные действия, развиваются координированные

движения обеих рук и мелкой моторики.

Способы и приемы в организации работы по сенсомоторному развитию детей.

Чтобы помочь ребенку лучше овладеть своими движениями  и сенсорными знаниями, необходимо создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов.  Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.

Сенсомоторную культуру ребенка раннего возраста целесообразно  рассматривать как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения детей.  Формирование сенсомоторной культурной практики осуществляется в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений,    в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания.

·                    Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:

                    психогимнастика;

                    сюрпризные моменты;

                    настольные, пальчиковые театры, театры «би-ба-бо»;

                    «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок».

·                    Развития речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем:

                    дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания  звукам, словам, игры типа лото;

                    пальчиковая гимнастика.

·                    Развитие крупной моторики:

                    игры, развивающие координацию движений;

                    игры с мячами;

                    физкультминутки;

                    логоритмические упражнения;

                    игры с цветными кеглями.

·                    Развитие мелкой моторики:

                    рисование пальцами, кистью,  кусочком ваты и т.д.;

                    лепка из глины, пластилина, теста;

                    игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;

                    застёгивание и расстегивание пуговиц;

                    всевозможные шнуровки;

                    нанизывание колец на тесьму;

                    аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

                    собирание пазлов;

                    сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

                    использование массажных мячей;

                    «Шариковые» ванны»;

                    тактильные панно;

                    игры с водой, песком, крупой.

·                    Развитие сенсорных эталонов:

                    Дидактические игры на обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Планируемые результаты:

К концу первого полугодия:

·                    обнаруживает выраженную потребность в общении со взрослыми: проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на обращения взрослого, сам инициирует общение, привлекая взрослого с помощью голосовых проявлений, улыбок, движений, охотно включается в эмоциональные игры;

·                    проявляет поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению: с интересом рассматривает игрушки и другие предметы, следит за их перемещением, прислушивается к издаваемым ими звукам, радуется, стремится взять игрушку в руки, обследовать ее (рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком, дотрагивается до них руками, научается схватывать предметы под контролем зрения)

К концу первого года (при помощи взрослого):

·                    активно обследует разнообразные предметы, интересуется и манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;

·                    по показу и слову взрослого ребёнок выполняет действия, которые становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер (открыть, закрыть, снять и т. д.).

·                    проявляет настойчивость в действиях, стремится к достижению цели, пытается воспроизвести известные ему действия.

К концу второго года жизни:

·                    При знакомстве с новыми игрушками  разглядывать их, брать в руки с целью исследования с помощью различных манипуляций (стучит по столу или по другой игрушке, размахивает, мнет мягкую игрушку, ковыряет пальчиком, вкладывает один предмет в другой и т.д.).

·                    Различать  3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

·                    Соотносить  конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец

·                    Группировать  однородные по форме предметы и соотносить разные предметы.

 

·                    Различать  величину предмета (большой – маленький), вес  (тяжелый – легкий); фактуру (мягкий – твердый), температуру (холодный – теплый)

·                    Собирать двухместные и трехместные дидактические игрушки: бочата, яйца, цилиндры, матрешки, пирамидки из 2—3 групп колец контрастных размеров; с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 и более колец, подбирая их не только по величине, но и по цвету, подбирать соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2-х, а затем из 3-х деталей;

·                    Подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной

·                    Подбирать и приносить по слову взрослого предметы того или иного цвета

·                    Различать звуки предметов, выполненных из разных материалов

 

К концу третьего года жизни:

·                    различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше, маленький);

·                    устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные»;

·                    действовать  по использованию сенсорных эталонов;

·                    координировать движения обеих рук и мелкой моторики;

·                     пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;

·                    собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки  из 4—5 и более колец, располагая их по убывающей величине;

·                     разбирать  и собирать трехместную матрешки с совмещением рисунка на ее частях

·                    пользоваться элементарными способами обследования формы предметов -ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление и т.д.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×